[<10>] ====== Толкование на Ис. 17:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-6 **И будет, якоже аще кто собирает жатву стоящую, и семя класов пожинает: и будет, якоже аще кто собирает класы в дебри тверде. И останется в ней стеблие, или аки зерна маслична две или три на версе высоце, или четыре или пять на ветвии ея останут** Смотри, что говорит пророк. Положив славу в своей местности, они считали город свободным, и пренебрегали предпринимать что-либо внутри стен. Но для нас свобода обеспечена не местностью, а помощью Господа. Это пророк говорит для того, чтобы придать пророчеству веру, чтобы иудеи не боялись. Смотри, как велик был страх их! Он поразил иноплеменных не только затем, чтобы они научились силе Его, но также затем, чтобы они сами стали трезвыми и полезными для себя. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 5-6 **И будет, якоже аще кто собирает жатву стоящую, и семя класов пожинает: и будет, якоже аще кто собирает класы в дебри тверде. И останется в ней стеблие, или аки зерна маслична две или три на версе высоце, или четыре или пять на ветвии ея останут** Что и легко и без труда получат перевес над живущими в Самарии воюющие Ассирияне и что к тому же (с другой стороны) первые не совсем и не всецело погибнут, но что будет некоторый малый и остаток, на это ясно указало нам в сих словах пророческое слово. Ибо имеющие опытность к тому, чтобы жать колосья, искусно срезая их, собирают хлеб; но всегда оставляя позади себя стебель как бесполезный, таким образом проходят все поле посева. А имеющие обыкновение собирать зрелые плоды маслин частью палкой сбивают их, частью же руками касаясь и схватывая ветви собирают их; но наверное, **три, или четыре или же пять** из них остаются на верху ветвей и скрываются от глаз собирающих плоды. Подобное же нечто случится, говорит, и с живущими в Самарии: они потерпят, утверждает он, то же самое что и колос, когда он попадает в руки жнущих. Останется же и в ней как бы только стебель, то есть, не многие из незнатных, или как зерен масличных два или три утаившихся от глаза собирающих плоды, так как они скрыты были на самых высоких ветвях. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И будет, якоже аще кто собирает жатву по колосу** После того, как жнецы сожнут и сжатое свяжут в снопы, остаются колосья, не попавшиеся им в руки, но их бывает весьма мало. Так, немного будет оставшихся Израильтян, но и тех отыщет царь Ассирийский. **якоже аще кто собирает класы после жатвы в дебри** //Рафаим// (Рефаим), то есть в стране тучной и плодоносной. И такое собирание оставшихся колосьев будет для Израильтян тягостнее предшествовавшей жатвы. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской** См. Толкование на [[old:is:17:04#prp_ioann_damaskin|Ис. 17:4]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 5-6 **И он будет как собирающий оставшееся на жниве, и рука его будет собирать колосья, и будет как ищущий колосьев в долине Рафаимской. И останется у него как бы виноградная кисть и как бы две или три маслины на вершине ствола при отрясывании оливковаго дерева, или четыре, или пять плодов его на верхушках его, говорит Господь Бог Израилев** Те, кои настоящее опустошение Дамаска относят к царству Римскому, утверждают, что это сказано об апостолах,—что как на поле или на деревьях обыкновенно остается немного колосьев и маслин, так и остаток Израиля спасется, особенно поелику далее следует: //в день тот восклонится человек к Творцу своему и глаза его обратятся к Святому Израилеву//, т. е. ко Христу. Две маслины, и три, четыре и пять, они толкуют в смысле четырнадцати апостолов, т.е. двенадцати, которые были избраны, тринадцатого Иакова, который называется братом Господним, и апостола Павла, сосуда избранного [[new:act:07:start|(Деян. 7)]]. Те же, кои думают, что сказанное исполнилось во времена Ассириян, хотят разуметь то, что при Ассирийском плене Дамаск не был совершенно уничтожен, но по переселении некоторых в Кирену, другая часть земледельцев оставлена в самой стране, часть, которая так же в последствии, при опустошении Вавилонском, была истреблена, пока при царях Македонских и Птоломеях Дамаск не был снова воcстановлен, во время пришествия Христа хотя бывший городом, но не столь могущественным как прежде. И смысл такой: в Дамаске останется людей так же мало, как обыкновенно мало остается после жатвы колосьев, по обычаю собираемых бедными на обширнейшей и плодороднейшей долине Рафаимской, или как мало на оливковом дереве остается маслин не замеченных собирателем их. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- См. Толкование на [[old:is:17:04#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 17:4]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Евсевий Кесарийский ===== **То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской** См. Толкование на [[old:is:17:04#evsevij_kesarijskij|Ис. 17:4]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской. И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев** //Жнец// должен был, по закону Моисея [[old:lev:19:09|(Лев. 19:9)]], не сжинать все колосья, дочиста, а оставлять немного колосьев на ниве, которые могли бы быть после собраны бедняками. //Долина Рефаимская// находилась к юго-западу от Иерусалима [[old:nav:15:07|(Нав. 15:7)]] и была очень плодородна. Что касается //рефаимов//, по имени которых названа эта долина, то под ними вероятнее всего разуметь древних обитателей Палестины - аммореев, так как оба еврейских названия - амморей и рефаим - обозначают собою людей высокого роста. //**Толковая Библия.**// [<10>]