[<10>] ====== Толкование на Ис. 17:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев** См. Толкование на [[old:is:17:05#svt_ioann_zlatoust|Ис. 17:5]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И останется в ней стеблие, или аки зерна маслична две или три на версе высоце, или четыре или пять на ветвии ея останут** См. Толкование на [[old:is:17:05#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 17:5]] Ст. 6–8 **Сия глаголет Господь Бог Израилев. В той день уповая будет человек на Сотворшаго и, и очи его ко Святому Израилеву воззрят, и не будут уповающе на требища, ниже на дела рук своих, яже сотвориша персты их, но будут уповать на Святого Израилева, и не будут смотрити на дубравы, ниже на мерзости их** Премудрый Павел, ведая, что не бесполезно и не тщетно то, чтобы вразумляемы (наказуемы) были от Бога призванные чрез него к познанию истины, пишет к ним в послании и говорит: //аще наказание терпите, яко сыновом обретается вам Бог: который бо есть сын, егоже не наказует отец// [[new:evr:12:07|(Евр. 12:7)]]? Предлагает же изречения и из богодухновевного Писания; ибо тотчас приводит слова: //сыне, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей, от Него обличаем. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет// ([[new:evr:12:05|ст. 5]]; [[new:evr:12:06|ст. 6]]; ср. [[old:pr:03:11|Притч. 3:11-12]]). поелику Содетель всяческих есть благ, //всем хощет спастися и в разум истины приити// [[new:1tim:02:04|(1 Тим. 2:4)]], то посему часто, чрез святых пророков, вразумлял Израильтян, особенно же Иерусалимлян, переселившихся в Самарию. А они, невоздержно предавшись тому, что нравилось им самим, и оставив Того, Который по естеству и воистину есть Бог, соделались поклонниками демонов и бездушным идолам совершали служение. Поелику же они столь великим невежеством недуговали, что не хотели даже и сознаваться в нем, то Бог уже наказал их. Ибо кому не приносит пользы слово, того пременяет страдание, как бы по необходимости и насильно обращая их к тому, что угодно Богу. Таковое нечто говорит и блаженный Давид: //уздою и браздами челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе// [[old:ps:031:09|(Пс. 31:9)]]. Как имеющие обыкновение приручать молодых коней и в сем искусные с помощью узды обращают более диких из них к тихому ходу, так и Бог всяческих необходимостью, вытекающею из трудов и страданий, часто пременяет непокорного и разнузданного к избранию жития правого. Таковое же нечто испытав, и жившие в Самарии, лишь после того, как потерпели несчастия от войны, познали Наказующего и Оскорбленного, и отвергли служение идолам, и обратили око ума своего к **Святому Израилеву**, от Него только, очевидно, ожидая помощи и избавления от наведенных на них зол. Ибо **не будут уповающе**, сказано, **на требища, ниже на дела рук своих, яже сотвориша персти их, и не будут смотрети на деревья свои, ниже на мерзости их**. У них был обычай всходить на вершины гор и под дубом и под елию, как написано [[old:os:04:13|(Ос. 4:13)]], поклоняться делам рук своих. Но уже не будут смотрити на сие, говорит, по опыту узнав, как тщетно и совершенно бесполезно для них дело это; даже более того, оно служит виною всякого несчастия; потому что по этой причине они и погибли и преданы врагам. Итак, самое лучшее, – остерегаться и со всею силою удаляться от Божественного гнева и не узнавать на опыте то, чтобы подвергаться бедствиям; но лучше весьма ревностно устранять причины, по которым мог бы гневаться Бог, а пред оскорбленным Богом, прежде нежели постигнут удары и бич, искать оправдания, отказываясь от пустыннейшего и чествуя наилучшее и всячески упражняясь в добродетели. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 6-8 **И останется во Израили,** что не добрано было во время погибели Дамаска. **В той день уповая будет человек на Сотворшаго и,** то есть Израильтяне, вразумленные наказанием, будут уже уповать на Бога. **И не будут уповающе на требища**, на высоты и на идолов, поставленных в Вефиле и Дане. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две -три ягоды на самой вершине, или четыре -пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев** См. Толкование на [[old:is:17:04#prp_ioann_damaskin|Ис. 17:4]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И останется у него как бы виноградная кисть и как бы две или три маслины на вершине ствола при отрясывании оливкового дерева, или четыре, или пять плодов его на верхушках его, говорит Господь Бог Израилев** См. Толкование на [[old:is:17:05#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 17:5]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- См. Толкование на [[old:is:17:04#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 17:4]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Евсевий Кесарийский ===== **И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две -три ягоды на самой вершине, или четыре -пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев** См. Толкование на [[old:is:17:04#evsevij_kesarijskij|Ис. 17:4]] ===== Лопухин А.П. ===== **И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две -три ягоды на самой вершине, или четыре -пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев** См. Толкование на [[old:is:17:05#lopuxin_ap|Ис. 17:5]] [<10>]