[<10>] ====== Толкование на Ис. 18:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **В то время принесутся дары Господу Саваофу от людий оскорбленых и отторженых и от людий великих, отныне и в вечное время: язык надеющься и попран, иже есть в части речней страны своея, на место, идеже имя Господа Саваофа названо, на гору Сионю** Когда это исполнится и увенчается трофеем, тогда они воздадут Господу победу и славу. То, чего они не могли совершить своею доблестью, потом Господь совершил Своею силою. **"Язык не надеющийся и попран, иже есть в части речней страны своея»**. Этими словами показывается как малочисленность и слабость их, так и величие победы, чтобы они приписывали победу не себе, но Богу. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **В то время принесутся дары Господу Саваофу от людий оскорбленых и отторженых и от людий великих, отныне и в вечное время: язык надеющься и попран, иже есть в части речней страны своея, на место, идеже имя Господа Саваофа названо, на гору Сионю** Весьма хорошо рассказав об имевшем по времени случиться с народом Египетским на войне, упоминает и о последующем за сим обращении их к Богу и о том, что, отогнав от очей ума своего древнюю мглу прелести и расставшись с служением идолам, они обратятся к лучшему и познают сущего по естеству и воистину Бога, Содетеля всяческих и Господа, и перешедши как бы к некоторой новой и избранной жизни, принесут Богу **плоды**, которыми могут стяжать себе похвалу, и исполненные всякой похвалы, как бы дары принесут воню благоухания Богу веру, надежду и любовь. **Оскорбленным** же именует их народом по той причине, что они потерпели весьма многие несчастия, подвергшись действию гнева Божественного. И сверх того (именует их народом) **отторженным**, быть может чрез сие означая переход их к лучшему. Ибо растение также пересаживается и, вырванное из своей почвы, переходит на другую. Это есть способ наилучшего земледелия у опытных в возделывании земли. Так точно и ум заблуждавшихся некоторым образом пересаживается на другое место, отторгаемый, так сказать, от древней прелести, насаждаемый же на основании иных мыслей, занятий и знания превосходнейшего, даже более того, несравненно лучшего, нежели прежнее. А **плоды** будут они приносить в **вечное время**, то есть, постоянно, без какого бы то ни было перерыва, а напротив, всегда и до конца. Поэтому и **великим** народом их именует, или плодородие их чрез сие знаменуя, или то, что они соделались доброхвальны, быв призваны чрез веру во Христа. Ибо всех других некогда превосходившие преступлением идолослужения, ныне суть лучшие многих и более их благоразумные и имеют сильнейшую любовь ко Христу и дерзновенное стремление ко всему доброму. //Идеже бо умножися грех//, сказано, //преизбыточествова благодать// [[new:rim:05:20|(Рим. 5:20)]]. Итак, куда же они принесут **плоды**? **На место**, говорит пророк, **идеже имя Господа Саваофа названо, на гору Сионю**, то есть, на гору Сион, где могло бы быть названо имя **Господа Саваофа**. Знаменует же чрез сие церковь, великую и духовную гору: потому что в ней нет ничего низкого и никаких извращенных (достойных попирания) догматов, но есть нечто великое и высокое, то есть, познание об истинном Боге и откровение, при том весьма ясное, тайн Спасителя нашего. Горою же Сионом богодухновенное Писание часто именует Церковь Христову, как бы от первого (Сиона) воспринимая имя духовно для Сиона истиннейшего, который есть высокий и умосозерцаемый. Но в средине сего вставлено изречение: **язык надеющийся и попран, иже есть в части речней страны своея**: потому что обращение Египтян к Богу началось с некоторой части страны, лежащей по ту сторону реки, дабы ты разумел при сем Ринокоруритов, или жителей одного из тамошних городов. Ибо и в дальнейшем, в видении на Египта, говорит: //в той день будет жертвенник Господеви в земли Египетстей, и столп в пределех его Господеви. И будет в знамение Господеви и в век в земли Египетстей// [[old:is:19:19|(Ис. 19:19-20)]]. **Попран** же означает как бы сокрушенного несчастиями от войны; а **надеющийся** значит, что после того он наконец утвердил надежду свою на Христе, выю свою подчинил игу Его и поработился Ему и, как плод, принес благочестивый нрав. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **В то время будет принесен дар Господу воинств от народа ниспровергнутого и растерзанного, от народа страшного, после которого не было другого, от народа ожидающего, ожидающего и попранного, реки которого разрезали землю его, — на место имени Господа воинств, на гору Сион** **Принесутся дары Господу Саваофу от людий оскорбленых и отторженых**, то есть принесутся дары Ефиоплянами, которых как бы искоренили Ассирияне. Они действительно при Езекии приносили в Иерусалим дары Господу. Самые бедствия и страдания, претерпенные ради Господа, пророк почитает приношениями чистыми, благоприятными Богу. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **В то время будет принесен дар Господу воинств от народа ниспровергнутого и растерзанного, от народа страшного, после которого не было другого, от народа ожидающего, ожидающего и попранного, реки которого разрезали землю его, — на место имени Господа воинств, на гору Сион** После опустошения Египта и уничтожения его власти, Израиль не будет полагаться на тень суеты его, но обратится ко Господу и дары свои принесет на гору Сион, т.е. в храм Божий, молясь Ему единому, Коего помощь есть истинная и вечная. Мы разумеем это исполнившимся при Зоровавеле и Иисусе, Ездре и Неемии. LXX, вместо поставленного нами: **ожидающего, ожидающего** и вместо написанного в еврейском: //надеющегося, надеющегося// перевели напротив άνέλταστον, т.е. //не надеющегося//, и поэтому дали Евсевию повод думать, что это скорее следует понимать о язычниках, которые не имеют ни надежды, ни завета Божия, ни пророков, чем об Иудеях, и что в последствии ими будут посылаемы дары Церкви, которая поставлена на высоте, и будут приносимы жертвы духовные. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- См. Толкование на [[old:is:18:04#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 18:4]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **В то время будет принесен дар Господу Саваофу от народа крепкого и бодрого, от народа страшного от начала и доныне, от народа рослого и все попирающего, которого землю разрезывают реки, - к месту имени Господа Саваофа, на гору Сион** Ефиопляне увидят в выражении Ассура чудо всемогущества Господа и пришлют подарки - приношения в Его храм в Иерусалиме. //К месту имени// - т. е. туда, где Господь особенно обнаруживает Свое могущество. Пророчество об Ефиопии изречено пророком, вероятно, около 702 г., когда подготовлялась экспедиция Сеннахирима в Палестину. Из 30-й и 31 гл. книги пророка Исаии мы узнаем, что в Иерусалиме сильно в то время рассчитывали на помощь Египта и очень возможно, что в 18-й гл. пророк имеет в виду именно посольство ефиопского и египетского царя Тиргаки к Езекии, которое должно было побудить Езекию к продолжению сопротивления ассирийцам. Вся глава 18-я может быть разделена на две строфы - первая будет обнимать собою первые три стиха, вторая - стихи 4-6-й. 7-й стих более приближается к прозаической речи. Строфы в пророчестве - несимметрические (2, 3 и 2, 2, 2). //**Толковая Библия.**// [<10>]