[<10>] ====== Толкование на Ис. 19:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством** Ужели это признак благорасположения? Конечно, и даже великого, – как и Господь говорил: //«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее»// [[new:mf:10:34|(Мф.10:34–35)]]. Подобно тому, как, в случае повреждения человеческого члена, должно отсечь неизлечимую часть, так должно делать и здесь. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Исидор Севильский ===== **Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством** Это переход от частного к общему... То же подразумевается и там, где Господь грозит ассириянам через пророка Исаию: //Я определил... чтобы сокрушить Ассура в земле моей и растоптать его на горах моих// [[old:is:14:25|(Ис. 14:25)]], и //Вавилон, краса царств, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра// [[old:is:13:19|(Ис. 13:19)]]. Пусть даже Господь через Исаию грозит одному граду вавилонскому, однако, обличая его, Он переходит от частного к общему и обращает речь ко всему миру. Если бы Он обращался не ко всему миру, то, во всяком случае, не говорил бы обобщающих слов: //Идут... чтобы сокрушить всю землю// [[old:is:13:05|(Ис. 13:5)]], //я накажу мир за зло// [[old:is:13:11|(Ис. 13:11)]] и последующие слова, относящиеся к уничтожению всего мира. Поэтому же Он добавляет: //Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы// [[old:is:14:26|(Ис. 14:26)]]. Итак, в лице Вавилонии Господь обличает весь мир, говоря: //Идут... чтобы сокрушить всю землю, я накажу мир за зло// и сходные слова об уничтожении мира. Но затем будто вновь возвращается от общего к частному, говоря то, что относится исключительно к этому Вавилонскому граду: //Вот, Я подниму против них мидян// [[old:is:13:17|(Ис. 13:17)]]. Ведь в царствование Валтасара Вавилония была захвачена мидянами. Весь мир Он также подразумевает и под Египтом, говоря: **Я вооружу Египтян против Египтян, и будут сражаться... царство с царством,** хотя и написано, что в Египте было не множество царств, а одно. //**Сентенции.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 2-3 **И востанут Египтяне на Египтяны, и вооружится человек на брата своего, и всяк на ближняго своего, востанет град на град и закон на закон. И возмятется дух Египтян в них и совет их разсыплю** По моему мнению, не подлежит сомнению, что это не что иное, как именно то, что сказал Христос: //не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но мечь: приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою. И врази человеку домашнии его// [[new:mf:10:34|(Мф. 10:34-36)]]. Ибо когда возвещена была божественная и евангельская проповедь, – люди, совершенно забывши почтение к родителям, питали вражду и ненависть к ним и, как бы восставши против закона войны, восстали против братьев. Ибо одни, пристрастившись к древнему заблуждению и необузданно предавшись наслаждениям идолослужения, стали неспособны к принятию слова веры: другие же, считая совершенно смешным и нечестивым поклоняться богам, ими самими сделанным, обратились к слову истины, и бывшие некогда далеко сделались близкими, по вере во Христа провозглашены своими, стали участниками надежды святых и наследниками жизни вечной. Ибо когда ниспровергнуты будут, говорит, рукотворенная Египта, вследствие пришествия в него Господа на //облаце легце//, тогда будет в нем великая вражда между своими и родственниками, и война будет не только между отдельными личностями, но и между массами народа, так что один город станет нападать на другой и одно учреждение на другое. Законом же у населяющих страну Египетскую называется каждый город и живущие около него и подчиненные ему селения; и у них употребляется один и тот же язык. Потом говорит, что **возмятется дух Егитян в них и совет их разсыплю**. Мы же говорим, что разногласившие между собою в образе мыслей приведены были в немалое смятение, и заблуждающиеся, возбуждая восстания и битвы против уверовавших, увидят, что против них воюет и им противится Бог всяческих; ибо, говорит, **рассыплю их советы**, то есть, всякий их замысел сделаю тщетным, и совершенно бесполезным всякое предприятие против тех, которые прибегли ко Мне. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 2-3 **И востанут Египтяне на Египтяны... и возмятется дух Египтян в них,** то есть Ефиопляне вооружатся на Египет, вступят с ним в брань, и сей бранью возмутится дух Египта. **И вопросит богов своих и кумиров своих, и гласящих от земли и чревоволшебников**, то есть Египтяне принесут жертвы и возлияния идолам своим, но идолам неизвестно, что будет с Египтянами, не могут они знать и возвещать будущее. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И Я возстановлю Египтян против Египтян, и будет сражаться муж против брата своего и муж против друга своего, город против города, царство против царства** По вступлении Господа в Египет, при разрушении могущественнейшего народа, первою победою Его будет раздор Египтян против Египтян и ожесточенная междоусобная война их, что очевидно исполнилось во времена Ассириян и Навуходоносора, царя Вавилонского, когда одни были неподвижны, а другие сопротивлялись. А что это предсказывает о плене Вавилонском, то об этом свидетельствует Иеремия, говоря: "Египет — красивая и благообразная телица; погонщик от севера придет к ней"; и еще: "посрамлена дочь Египта и предана в руки народа севернего" [[old:ier:46:20|(Иер. 46:20-24)]]. Иезекииль, присоединяясь с равным авторитетом пророчества, говорит: "положу конец многолюдству Египта рукою Навуходоносора, царя Вавилонского". И еще: "укреплю мышцы царя Вавилонского и дам меч Мой в руку его и сокрушу мышцы Фараона. И узнают, что Я Господь, когда дам меч Мой в руку царя Вавилонского и он прострет его на землю Египетскую. И рассею Египет по народам" [[old:ier:30:10|(Иез. 30:10]], [[old:ier:30:24|Иез. 30:24-26)]]. Если же относим ко временам Спасителя, то можем привести оное место из Евангелия: н//е мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч. Приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою и невесту на свекровь свою. И врази человеку домашние его// [[new:mf:10:34|(Мф. 10:34-36)]]. И опять в другом месте: //будут разделены трие на два и два на три. Разделится отец на сына, мати на дщерь и невеста на свекровь свою// [[new:lk:12:52|(Лк. 12:52-58)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- См. Толкование на [[old:is:19:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 19:1]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Евсевий Кесарийский ===== **Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством** См. Толкование на [[old:is:19:01#evsevij_kesarijskij|Ис. 19:1]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством** См. Толкование на [[old:is:19:01#beda_dostopochtennyj|Ис. 19:1]] ===== Лопухин А.П.===== **Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством** По воле Господа, в Египте начнется междоусобная война. И действительно, уже при жизни Исаии нижний Египет распался на несколько царств, средоточными пунктами которых стали: Танис, Мемфис, Саис и др. города Эти раздоры облегчали ефиоплянам и ассирийцам завладение Египтом, которое совершилось вскоре после смерти Исаии. //**Толковая Библия.**// [<10>]