[<10>] ====== Толкование на Ис. 19:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят** Видишь ли, что сперва Бог является им, а потом они познают Его? //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И познан будет Господь Египтяном: и уведят Египтяне Господа в день той, и сотворят жертвы и дары, и обещают обеты Господеви и воздадят** См. Толкование на [[old:is:19:20#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 19:20]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И будет познан Господь Египтом, и познают Египтяне Господа в день тот, и почтут Его жертвами и дарами, и дадут обет Господу и исполнят** См. Толкование на [[old:is:19:19#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 19:19]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXI. Паримия в праздник Сретения 2-го февраля (Ис. 19:1, 3–5, 12, 16, 19–21) В сей паримии содержится предсказание о бедствиях, грозящих Египтянам, и о обращении их к Господу. **И ведом будет Господь Египтяном, и уведят Египтяне Господа в той день, и сотворят жертвы и дары, и обещают обеты Господеви и воздадят** Прежде Господь давал знать о себе **Египтянам**, как грозный Судия и Мститель за их нечестие, насылая на них бедствия от междоусобия, жестоких властителей и голода. Но в лице Христа Спасителя **Он ведом будет Египтянам**, как величайший Благодетель их, Которому они будут обязаны истинною верою и надеждою вечного спасения. И тогда они, перестав приносить жертвы идолам, будут приносить **жертвы и дары** истинному Богу. Разумеются **жертвы и дары** не только духовные, но и вещественные, ибо не только духом будут покланяться Богу духов, но и делами внешнего Богопочтения служить Ему. Под **обетами**, которые будут воздавать Господу Египтяне, разумеется преимущественно обещание верности Христу, которое требуется от каждого христианина во время крещения, – но также **обеты** в тесном смысле, например монашеские. Известно, что в Египте с четвертого века процветало монашество, было множество монахов, спасавшихся в строгом уединении и в обителях, и достигавших своими подвигами равноангельского совершенства. Рассмотренную паримию положено читать в праздник Сретения потому, что вскоре после Сретения произошло событие, в котором чиноположители праздника видели исполнение пророчества, содержавшегося в сей паримии. Известно, что вскоре после Сретения Богомладенца Иисуса в Иерусалимском храме, Иосиф и Мария, по повелению Ангела Господня, убежали с Ним в Египет, укрывая Его от ярости Ирода, приказавшего избить Вифлеемских младенцев. По свидетельству древнего предания, как только Богомладенец принесен был в первый Египетский город Илиопол, все идолы его пали, подобно тому, как пал некогда истукан Дагона от ковчега завета, внесенного в храм его. Это появление Христа в Египте и падение идолов было началом и предзнаменованием торжества христианской веры над Египетским идолопоклонством, предреченного в паримии, и отчасти буквальным исполнением сказанного в 1-м стихе паримии: //се Господь седит в облаце легце и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская от лица Его//. Ближайшим образом, как мы видели, это пророчество относится к временам посрамления идолопоклонства в Египте еще в дохристианские времена, – но вместе оно было образом имевшего быть более полного и совершенного падения идолопоклонства по пришествии в мир Христа Спасителя, – В отношении к появлению Богомладенца в Египте знаменательна еще та черта пророчества, что в нем пришествие Господа в Египет представляется пришествием на легком облаке, в знак быстроты. Эта быстрота указывала на бегство Богомладенца тем, что бегству свойственно быстрое движение. **//Толкование на паремии из книги Исаии.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-22 **И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят. И поразит Господь Египет; поразит и исцелит; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их** //Египтяне познают Господа,// т. е. уверуют во Всевышнего, признают Его истинным Богом. //Жертвы и дары// - т. е. кровавые жертвоприношения и простые хлебные приношения. //И поразит Господь,// т. е. Господь будет вразумлять Египтян временными наказаниями, как Он поступал и с евреями. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:19:16#lopuxin_ap|Ис. 19:16]] [<10>]