[<10>] ====== Толкование на Ис. 21:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Видение пустыни. Якоже буря сквозе пустыню проходит, от пустыни исходящая из земли** Акила говорит: //«колесница пустыни»//. Симмах и Феодотион говорят: //«вихрь»//. Акила говорит: //«как туча в полдень»//; Симмах и Феодотион: //«как буря от полудня»//. Акила говорит: //«блуждать в пустыне»//. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Видение пустыни. Якоже буря сквозе пустыню проходит, от пустыни исходящая из земли** Прекрасно закончивши речь, говорю, о Египтянах, сказавши, когда и как они будут призваны чрез веру к познанию истинного Бога, Пророк переходит к другому **видению о пустыне**. И здесь он упоминает нам не просто о земле незаселенной и пустынной, но пустынею называет страну Вавилонскую, которая некогда имела многочисленных обитателей, весьма сильных и воинственных: но, когда постиг ее божественный гнев, она до такой степени была опустошена, что осталась совершенно ненаселенною после того, как страну Вавилонскую покорил Кир, сын Камбиза, о котором пророк упоминает в другом месте, говоря: //сице глаголет Господь Бог помазаннику моему Киру, егоже удержах за десницу, повинути пред ним языки… и гради не затворятся// [[old:is:45:01|(Ис. 45:1)]]. Он покорил некогда гордый, восстававший против всякого народа и страшный в битвах, говорю, Вавилон. О нем-то пророк и упоминает теперь и называет его **пустынею**. А каким образом он был доведен до такого бедствия, об этом он ясно рассказывает, как я думаю, по двум причинам: или для того, чтобы уничтожить в Иудеях надежду на них; ибо //бяше Ефрем яко голубь безумный//, как говорит один из святых пророков, //Египта моляше, и во Ассирияаны отъидоша// [[old:os:07:11|(Ос. 7:11)]]; или для того, чтобы утешить огорченных тем, что страна их опустошена, самый храм их сожжен и они как военнопленные вместе с своими женами и детьми отведены в Вавилон. Сам он ясно научает тому, что Бог восстанет против тех, которые опустошили их страну, если только Иудеи решатся жить согласно с законом и добросовестно соблюдать Его божественные установления. Итак, пророк наперед предуказывал исторические события, хотя высота видения допускает смену лиц, ибо он то как самовидец и непосредственный созерцатель рассказывает о том, что показано ему Богом, то предвозвещает пророческим духом о том, что случится впоследствии; иногда вводит в речь и Вавилонян, оплакивающих себя по причине столь ужасных и неожиданных несчастий. Итак, как бы созерцая поход Персов и Мидян и Еламитян против Вавилона, так говорит: будут попирать пустыню и пройдут по ней. **Якоже буря сквозе пустыню проходит**. Буря, которая поднимает пыль и как бы все разрушает. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Пророчество о пустыне приморской. - Как бури на юге носятся, идет он от пустыни, из земли страшной** **Якоже буря сквозе пустыню проходит, от пустыни исходящая**. Пророк говорит о Мидянах и Еламитянах, которых Господь избрал орудием для разрушения Вавилона. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-2 **Бремя пустыни приморской. Как вихри приходят от юго-запада, идет он от пустыни из земли страшной. Видение грозное возвещено мне: кто неверен, тот поступает вероломно, и кто истребитель, тот опустошает; восходи, Елам, осаждай, Мидянин: всякому стенанию его Я положил конец** **Бремя пустыни приморской.** Если бы в дальнейших стихах этого отдела я не читал: Вавилон возлюбленный стал для меня дивом, и еще; пал Вавилон, и все изваяния богов его сокрушены на земле, и выше этого: **восходи, Елам, и осаждай, Мидянин**, — то я сомневался бы, что это за бремя, налагаемое на пустыню приморскую. Итак, очевидно пустынею приморскою называется Вавилон, как говорит от лица Божия Иеремия: "//и пустынею сделаю море его и изсушу землю его, и будет Вавилон грудами песков//" [[old:ier:51:36|(Иер. 51:36-37)]]. Морем же он называется по причине множества жителей, почему и выше многолюдство Египта было уподоблено морю: пустынею сделает Бог море Египетское. А что Мидяне и Персы воевали против Вавилона и разрушили его, об этом у вышеупомянутого Иеремии читаем: "//Острите стрелы, наполняйте колчаны. Возбудил Господь дух царей Мидийских, и против Вавилова намерение его, чтобы погубить его, ибо это есть мщение Господне, мщение за храм Свой. Над стенами Вавилона поднимите знамя, усильте стражу, высоко поставьте сторожей, приготовьте, ибо помыслил Господь и сотворил все, что изрек против жителей Вавилона//" и еще: "//Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, освятите на него народы, возвестите против него царям Араратским, Минийским и Аскенезским, исчислите против него Тапсара, наведите коней как иглистую гусеницу. Освятите против него народы, царей Мидии, князей ея и все власти ея, и всю землю владычества ея. И потрясется земля, и смятется, ибо бодрствовал против Вавилона замысел Господа, чтобы сделать землю Вавилонскую пустою и необитаемою"// [[old:ier:51:11|(Иер. 51:11—12]]; [[old:ier:51:27|Иер. 51:27—29)]]. **Как вихри приходят от юго-запада, идет он от пустыни из земли страшной.** Видение грозное возвещено мне. Приводятся слова устрашенного народа Вавилонского, или самого Вавилона, —что он слышит, что Мидяне и Еламиты приготовляют войска против него и идут от пустыни, и представляет сравнение. Как обыкновенно, говорит, сильная буря приходит с юго-западным ветром, так и для меня опустошение приходит от пустыни, от земли страшной, даже имени которой я не могу слышать без ужаса. **Видение грозное возвещено мне**: ибо что может быть грознее предстоящего плена? **Кто неверен, тот поступает вероломно, и кто истребитель, тот опустошает.** На еврейском можно читать так: ты, убивающий, убивай и ты, опустошающий, опустошай, так что слова пророчества обращаются к самому Еламитянину и Мидянину, побуждая его исполнить начатое, смело восходить, осаждать могущественнейший город. Если же читается так, как мы перевели, и говорится как бы в третьем лице: **кто неверен, тот поступает вероломно, и кто истребляет, тот опустошает**, то их должно соединять с предыдущими словами, где Вавилон говорит, что ему возвещено грозное видение. **Восходи, Елам, осаждай, Мидянин: всякому стенанию его Я положил конец.** Не бойся, говорит, Перс и Мидянин, многолюдства Вавилона и не страшись его прежнего могущества: всякому стенанию его и игу, каким он прежде обыкновенно угнетал тебя, Я положил конец, — или что никто уже он не будет стенать и скорбеть под гнетом Вавилонского могущества, или что сам Вавилон будет поражен такими бедствиями, что даже и стенать не будет свободно. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- Ст. 1-3 Что мы думаем в смысле историческом, об этом мы сказали вкратце; теперь изложим высший иносказательный смысл. Видение или бремя видится против моря века сего, и пророком созерцается то, сколь многими искушениями наполнен мир сей. А что морем называется мир, относительно этого я, опустив многия, ограничиваюсь одним свидетельством Псалма: //сходящии в море в кораблях, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса Его во глубине// [[old:ps:106:23|(Пс. 106:23-24)]]. Ибо делающие в этом мире дело Божие и говорящие с пророком: //приидох во глубины морския// [[old:ps:068:03|(Пс. 68:3)]] сами видят чудеса Его во глубине и, освободившись от искушений и бедствий, говорят, что они слышали страшное и грозное видение. Буря же эта приходит из той пустыни, в которой был искушаем и Господь [[new:mf:04:start|(Мф. 4)]] и в которой Израиль страдал от укушений змея и от ужаления скорпионов. И когда она придет, то проходит и минует: тогда выдерживающий ее поймет, что только отступник отступает и что только беззаконник поступает беззаконно. Итак если мы обуреваемся морскими волнами и если жестокая буря поражает нас, то это бывает по нашей собственной вине, как так прежде бури мы были отступниками и беззаконииками. Слова же: **против меня идут Еламиты и послы Персов** имеют такой смысл: **Еламиты** значат //презирающие//, а **Персы**, — //искушающие//. Итак пусть приходят презирающие, пренебрегающие и искушающие; но я возстену, и мое стенание будет моим утешением. Но и чресла мои наполнились печалию и охватили меня боли как рождающую, чтобы я мог зачать и родить от страха Божия и соделать на земле дух спасения Его. И справедливо по еврейскому тексту вихри и бури приходят из пустыни и из земли страшной, где не обитает Бог, но где все земное, где всякий неверующий творит дело сообразное с своим неверием и всякий опустошитель опустошает. Поэтому смело говорит он против врагов: **восходи, Еламь, осаждай, Мидянин**: я положил конец всякому стенанию приморской пустыни, земли страшной и самого тяжкого видения, которое было возвещено. Ибо чресла мои, принося покаяние, исполнились не удовольствием, как прежде, но печалию, чтобы больше я уже не говорил: //лядвия моя наполнишася поруганий// [[old:ps:037:09|(Пс. 37:8)]]. Меня охватила мука и боль, какая обыкновенно охватывают рождающую. Издание Вульгаты и еврейский текст значительно различаются между собою в настоящем месте; поэтому мы вкратце изложили то и другое, чтобы не дать и малого повода φιλεγκλημωσιν (//любящим обвинения//) к обвинению нас. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-10 **Пророчество о пустыне приморской. - Как бури на юге носятся, идет он от пустыни, из земли страшной. Грозное видение показано мне: грабитель грабит, опустошитель опустошает; восходи, Елам, осаждай, Мид! всем стенаниям я положу конец. От этого чресла мои трясутся; муки схватили меня, как муки рождающей. Я взволнован от того, что слышу; я смущен от того, что вижу. Сердце мое трепещет; дрожь бьет меня; отрадная ночь моя превратилась в ужас для меня. Приготовляют стол, расстилают покрывала, - едят, пьют. "Вставайте, князья, мажьте щиты!" Ибо так сказал мне Господь: пойди, поставь сторожа; пусть он сказывает, что увидит. И увидел он едущих попарно всадников на конях, всадников на ослах, всадников на верблюдах; и вслушивался он прилежно, с большим вниманием, - и закричал, как лев: господин мой! на страже стоял я весь день, и на месте моем оставался целые ночи: и вот, едут люди, всадники на конях попарно. Потом он возгласил и сказал: пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые. О, измолоченный мой и сын гумна моего! Что слышал я от Господа Саваофа, Бога Израилева, то и возвестил вам** Пророк видит сильную бурю, надвигающуюся на приморскую пустыню или Вавилон. Буря эта - вражеские полчища мидян и еламитян, которые положат конец страданиям подчиненных Вавилону народов. Бедствие, которое обрушится на Вавилон, так тяжело, что даже сам пророк сочувствует жителям Вавилона. Затем пророк подробно рассказывает о том, как ему открыта была от Бога судьба Вавилона. Пророчество заключается радостным восклицанием пророка, обращенным к освобожденному из-под ига Вавилона Израилю. В [[old:is:21:start|21]] и [[old:is:22:start|22]]-й главах содержатся пророчества, так сказать, эмблематического характера. Известные страны являются здесь не под своими собственными именами, а получают несколько загадочные названия. Так Вавилон назван здесь //пустынею приморской//. Откуда это название? В памятниках ассирийской письменности Вавилония иногда называется //морем или страною моря.// Повод к такому наименованию мог быть дан или тем, что Евфрат, протекавший по Вавилонии, разливался на юге, как море, или же тем, что, как видно из новейших исследований, в древности Персидский залив доходил почти до самого Вавилона, который таким образом оказывался городом //приморским// (см. //Брокгауза// и //Ефрон//. Энцикл. словарь см. Вавилон). Но так как при Исаии и северная и южная Халдея были соединены под одним скипетром ассирийского царя, то пророк, очевидно, имел в виду, что со временем вся Халдея или вся Месопотамия станет безлюдной пустыней (ср. [[old:is:14:23|Ис. 14:23]]). Весь стих можно перевести с евр. так: "как безудержный южный ураган, идет это (т. е. видение, описываемое дальше) из пустыни, из земли страшной". Так названа Мидия потому, что там жили страшные и многочисленные враги Вавилона. Кроме того, Мидия была отделена от Вавилона пустынями. //**Толковая Библия.**// [<10>]