[<10>] ====== Толкование на Ис. 22:5 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **яко день мятежа и пагубы и попрания, и смятение от Господа Саваофа: в дебри Сиони** См. Толкование на [[old:is:22:04#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 22:4]] ** Скитаются, от мала даже до велика скитаются по горам** Подивись осмотрительности того, кто исполнен Духа. поелику он сказал, что от Господа Саваофа будут посланы смятение и погибель и день попрания, но дабы кто-нибудь не подумал, что божественный гнев постиг их напрасно, он тотчас уничтожает легкомысленное предположение тех, которые могли бы когда-нибудь дойти до такой глупости, и присовокупляет оправдание, дабы Творец всяческих явился праведным судиею: **скитаются**, говорит, **от мала даже до велика скитаются по горам**. А что это значит,– ты узнаешь из самых речей Божиих. Ибо негде Он сказал блаженному пророку Иеремии: //видел ли еси, яже сотвори ми дом Израилев, поидоша на всяку гору высоку и под всяко древо листвяно, и соблудиша тамо// [[old:ier:08:06|(Иер. 8:6)]]. Расположившись на высоких горах, они устрояли жертвенники и капища и потом, сделав угодного им идола, приносили ему жертвы и, совсем пренебрегши благоговением к Богу, //древу рекоша, яко отец мои еси ты, и камени: ты мя родил еси// [[old:ier:02:27|(Иер. 2:27)]]. Но может быть только немногие страдали этим недугом? Отнюдь нет, говорит; потому что всем родом и всем домом заблуждались, малые и большие. Поэтому-то и сказал опять блаженному пророку Иеремии: //ты не молися о людех сих... и не моли, ниже приступай ко мне о них, яко не услышу. Еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных и на путех Иерусалимских? Сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку, да сотворят опресноки воинству небесному и возлияша возлияния богом чуждим, да прогневают Мя// [[old:ier:07:16|(Иер. 7:16-18)]]. Итак, они наказаны праведным судом. Ибо воздавая божеские почести твари и служа делам своих рук, они навлекли на свои головы последствия гнева божественного: //не без правды бо простираются мрежи пернатым, по написанному// [[old:pr:01:17|(Притч. 1:17)]], и Бог подвергает наказанию того, кто бесчестит Его славу и при развращенности мыслей наклонен ко всему позорному. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо день смятения и попрания и замешательства в долине видения от Господа, Бога Саваофа. Ломают стену, и крик восходит на горы** **Озирает стены** Ассирийское войско. **Вопиет на горах** Езекия и народ. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 5-6 **Ибо день погибели и попрания и рыданий Господу Богу воинств в долине видения. Пробующий стену и отважный, — на гору! И Елам взял колчан, (вижу) колесницу всадника, и щит обнажил стену** Сообразно с трояким пониманием представляет причину, почему сказал: //отойдите от меня, я буду горько плакать// [[old:is:22:04|(Ис. 22:4)]] — потому что попран Сион и некогда бывший горою видений, теперь стал юдолию плача. **Пробующий стену и отважный, — на гору! И Елам взял колчан, (вижу) колесницу всадника, и щит обнажил стену.** Описывается войско вавилонское, вступающее в город, захватывающее храм и гордо выступающее на четырехконных колесницах по улицам. И в еврейском прекрасно изображается, что щит, обыкновенно другое покрывающий, обнажил позолоченные карнизы и покрытыя мраморною инкрустациею стены; превосходный смысл этого тот, что щит не покрыл кого либо, а обнажил, так как силою солдат все богатства были вырыты. Если же указываются участвующими в сражении жители Ассирийскаго города Елама, то этого нельзя относить ко временам Римскаго разрушения, если только мы не будем все это объяснять аллегорически. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- См. Толкование на [[old:is:22:04#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 22:4]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо день смятения и попрания и замешательства в долине видения от Господа, Бога Саваофа. Ломают стену, и крик восходит на горы** См. Толкование на [[old:is:22:04#lopuxin_ap|Ис. 22:4]] [<10>]