[<10>] ====== Толкование на Ис. 22:9 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и открыют сокровенная домов краеградия Давидова** См. Толкование на [[old:is:22:06#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 22:6]] Ст. 9–11 **И узрят яко множайшии суть, и яко отвратиша воду древния купели во град, и яко разориша домы Иерусалимли на утверждение стене градней. И сотвористе себе воду между двема стенама, внутрь уду купели древния, и не воззресте на сотворившаго ю исперва, и сограждшаго ю не видесте** Опять обвиняет народ Иудейский или начальников его и украшенных высочайшими почестями за то, что они уклонились от здравого смысла и по неразумию творили не то, что одно только и могло спасти находившийся в опасности Иерусалим, но то, что еще более усиливало жестокость отяготевшего над ними гнева, потому что они некоторым образом раздражали владычествующего над всем Бога и приводили Его еще в большее негодование против них, презирая Его и не возлагая на Него упования, так как Израильтяне думали, что они стараниями и усилиями человеческими могут одолеть силу врагов. Ибо они говорят, что, исчислив дома города и измерив приблизительным образом сохранившуюся воду, они увидели, **яко множайшии сут**ь, и из древнего водоема посредством каналов они провели воду в город, чтобы иметь ее в достаточном, как им казалось, количестве, как бы ни было продолжительно время осады; и кроме того, говорит, разрушая дома города, они строили укрепления стен. **И не воззресте на сотворившаго ю исперва, и соградившаго ю не видесте**. Ибо надлежало, говорит, надлежало надеяться не на свои силы, или на счастье, напротив устремлять свой мысленный взор к Тому, Кто всегда служил стеною для святого града; ибо //горы//, говорит, //окрест его: и Господь окрест людей своих// [[old:ps:124:02|(Пс. 124:2)]]; это и устами пророка возвещено ему, в следующих словах: //и Аз буду ему, глаголет Господь, стена огнена окрест, и в славу буду посреде его// [[old:zah:02:05|(Зах. 2:5)]]. Но вы, говорит, не удостоили таковое ни малейшего внимания и презрели то, что (могли бы получить) от Бога, и как будто нисколько не нуждаясь в высшей помощи, весьма неразумно возлагали свое упование на сооружения из камней. Однако вам гораздо лучше было бы призывать на помощь непобедимую десницу и стараться получить даемое милосердием и человеколюбием Бога и Его называть Спасителем и Искупителем и, находясь в таком настроении души, проливать слезы покаяния. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруде** **И открыют сокровенная домов краеградия Давидова, и узрят, яко множайшии суть.** Видно будет, что стены городов Иудиных разрушены врагами. **И яко отвратиша воду нижния купели**, //и наполнили ею домы Иерусалима.// Жители Иерусалима, предполагая, что осада города будет столь же продолжительной, как и осада Самарии, для сбора и сбережения воды устроили новые водоемы. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруде** См. Толкование на [[old:is:22:07#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 22:7]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- См. Толкование на [[old:is:22:07#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 22:7]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-10 **Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруде; и отмечаете домы в Иерусалиме, и разрушаете домы, чтобы укрепить стену; и устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда. А на Того, Кто это делает, не взираете, и не смотрите на Того, Кто издавна определил это** //Но// - правильнее: и. //Вы видите// - т. е. обращаете особенное внимание на непорядки в охране города, тогда как - говорит пророк далее - не это должно бы более всего вас озабочивать, а другое - именно испрошение себе прощения и защиты у Господа. //Город Давидов// - Сионская крепость, находившаяся на южном склоне восточного холма Сионской горы. //Нижний пруд.// Положение Иерусалима было очень выгодное в общем, но недостаток в воде представлял собою большое неудобство. В настоящее время около Иерусалима имеется только один источник - Геон ([[old:3ts:01:33|3 Цар. 1:33]]), называемый источником Марии, но он находится на Кедронской долине, за стенами города. Вода его уже давно посредством подземного канала была проведена внутрь стен, в //Силоамский пруд// (ср. [[new:in:09:start|Ин. 9 гл.]]). Иначе городу пришлось бы пользоваться только дождевой водой, которая и хранилась постоянно в особых бассейнах. Кроме этого пруда, который, по своему местоположению назывался //верхним// [[old:is:07:03|(Ис. 7:3)]], существовал в Иерусалиме еще пруд, называемый теперь Султанским. Этот пруд теперь представляет собою огромный резервуар, в 245 ф. ширины в своей верхней и 275 ф. - в нижней части. Длина его 592 ф., а глубина около 40 ф. Летом дно пруда служит отличным гумном, так как трава, весною покрывающая его каменистую поверхность, бывает совершенно спалена солнцем. Воды в нем почти никогда не бывает, но в древние времена он, несомненно, содержал в себе около миллиона ведер воды. Этот Султанский пруд находится за городскою стеною. Некоторые (напр., Робинзон) считают этот пруд тем //нижним// прудом, о котором в 9 ст. говорит Исаия, но это едва ли вероятно. По словам Исаии, осажденные иерусалимляне собирают воду //для себя,// след., в таком месте, которое находилось в пределах городских стен, между тем Султанский пруд находится за стеною Иерусалима. Поэтому правильнее под нижним прудом разуметь так называемый пруд Езекии, лежащий между первою и второю стеною. В этот пруд, который в 11 ст. пророк называет //хранилищем для вод старого пруда,// действительно стекала вода из верхнего или старого пруда Силоамского. Пруд этот находится на западной стороне Иерусалима, тогда как верхний - на восточной. //Отмечаете... разрушаете// - для добывания кирпичей и камней, необходимых для починки стен. //**Толковая Библия.**// [<10>]