[<10>] ====== Толкование на Ис. 22:12 ====== =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 12–14 **И призва Господь, Господь Саваоф в той день плачь и рыдание, и острижение и препоясание во вретища: тии же сотвориша радость и веселие, закалающе телцы и жруще овцы, яко ясти мяса и пити вино, глаголюще: да ямы и пием, утре бо умрем. И откровенна сия суть во ушию Господа Саваофа, яко не оставится вам той грех, дондеже умрете** Истинно, что когда нечестивый дойдет до глубины зол, то он, по написанному, становится презорлив. Это можно видеть случившимся с Израильтянами. Ибо находясь в страшном ожидании всяких бедствий и, видя угрожающую им опасность от жестокости Ассириян, они должны бы, оплакивая свою беспечность, умилостивлять Бога, остричь свои волосы и опоясаться во вретище, так как самые обстоятельства призывали к тому; но они делали совершенно противное тому. Ибо, став, как бы окаменелыми и совершенно бесчувственными, они придумывали наслаждения и старались устраивать увеселения, заклали тельцов и овец, пьянствовали и ненасытно предавались чувственным удовольствиям и вследствие отчаяния, загрубелости ума и распущенности говорили друг другу: **да ямы и пием, утре бо умрем**. Ибо, по-видимому, они думали, что Бог не услышит этого. Но, говорит, **откровенна сия суть во ушию Его и не оставится вам тои грех, дондеже умрете**, то есть, пока совершенно не сделаетесь жертвою смерти и тления за этот именно грех ваш. Итак, во дни гнева, или когда бываем поражаемы ужасами искушений, не должно нам впадать в нерадение, а напротив надлежит плакать и в слезах прибегать к любящему добро Богу и, изнуряя себя подвигами поста, искать Его милости, вопия оное словами Псалмопевца: //виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя// [[old:ps:024:18|(Пс. 24:18)]]. Когда же пророк здесь говорит, что **призва Господь Саваоф в той день плач и рыдание, и острижение, и препоясание во вретища**, то я думаю, что к сим словам нужно присовокупить речи Михея или лучше самого Бога, сказанные чрез пророка; а написано так: //И ныне глаголет Господь Бог ваш: обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему, яко милостив и щедр есть, долготерпелив и много милостив, и раскаявайся о злобах. Кто весть, обратится ли, и раскается, и оставит за собою благословение и жертву и возлияние Господу Богу вашему? Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедите цельбу, соберите люди, освятите церковь, изберите старейшины, совокупите младенцы ссущия сосцы: да изыдет жених от ложа своего, и невеста от чертога своего. Между степеньми жертвенника восплачутся жерцы служащии Господу и рекут: пощади, Господи, люди твоя и не даждь достояния твоего на укоризну, да не обладают ими язы́цы, да не рекут во языцех: где есть Бог их?// [[old:iol:02:12|(Иоил. 2:12-17)]]. Итак, между тем, как Бог призывал в то время **плач и рыдание, и острижение и препоясание во вретища**, они предавались увеселениям, приводя еще более в неудержимый гнев против себя Того, Кто может погубить и спасти. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем** **И призва Господь, Господь Саваоф... плачь и рыдание**, то есть призвал к покаянию и сокрушению о сделанных прежде грехах. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 12-14 **И призовет Господ Бог воинств в день тот к плачу и к рыданию и острижению волос и к препоясанию вретищем. И вот радость и веселие — убивать волов и резать баранов, есть мясо и пить вино: будем есть и пить, ибо завтра умрем. И открыто в ушах моих (слово) Господа воинств: не будет отпущено вам это нечестие, говорит Господь Бог воинств** Когда наступал плен и Иерусалим был в осаде, когда оружие, голод, жажда томили город, то Иеремия призывал народ к покаянию [[old:ier:34:start|(Иер. 34)]], а цари и князья и жалкий народ вопреки этому с отчаянием погибающих предавались пиршествам. А ничто так не оскорбляет Бога, как превозносящаяся гордость после грехов и распущенность в следствие отчаяния, о чем Он говорит и чрез Амоса: //за три нечестия и за четыри не отвращуся// [[old:am:01:04|(Ам. 1:4)]], — что замыслил, и сделал зло и не раскаялся в нем, а кроме того и научил злу. Поэтому и теперь говорится: не будет отпущено вам это нечестие. Аллегорические толкователи думают, что предсказано это о страдании Христовом, — что и после креста Господа Спасителя Бог призывал несчастный народ к покаянию, а он не смотря на это предался отчаянию и порочным удовольствиям; и начало этого видения, где сказано: //исполненный крика город многолюдный и ликующий// [[old:is:22:02|(Ис. 22:2)]] относят к тому времени, когда народ, возбужденный Фарисеями, единодушно кричал против Иисуса: //распни, распни Его: не имамы царя токмо кесаря// [[new:in:19:06|(Ин. 19:6-7)]]. Свидетельство это привел и апостол, пиша к Коринфянам о воскресении: //кая ми польза, аще мертвии не возстают; да ямы и пиемы, утре бо умрем// [[new:1kor:15:32|(1 Кор. 15:32)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- Ст. 12-14 Господь Бог воинств постоянно призывает к покаянию еретиков, которые презирая воду стараго пруда, между двумя стенами выкопали себе водоем и собрали воду пруда нижняго, имеющаго воду не с неба, а с земли,— и призывает их к плачу, //ибо блажени плачущии, яко тии утешатся// [[new:mf:05:05|(Мф. 5:5)]], и к рыданию, чтобы в последствии они не услышали: //плакахом вам и не рыдаете// [[new:mf:11:17|(Мф. 11:17)]]. Призывает и **к острижению волос**, чтобы они остригли все дела смерти и уничтожили от тела своего все, что есть мертвого в теле; и **к препоясанию вретищем**, чтобы впоследствии подобно Иерусалиму вместо пояса, им не препоясаться веревкою. Они же напротив, вместо плача и рыдания, острижения и вретища имели радость и веселие, и как будто смертью все окончится, убивая тельцов и закалая баранов, чтобы есть мясо и пить вино, говорили слова богохульников: пока живем в настоящем веке, будем наслаждаться удовольствиями, ибо завтрашний день, т.е. будущее время, не будет нами ощущаемо. Когда они говорили это, то услышал Господь слова богохульства и изрек угрозу, что Он не отпустит этого нечестия, пока они или умрут в грехе и пороках, или с беззакониями своими будут низвержены в ад. Это можно разуметь не только о еретиках, но и о всяком грешнике, который не радея о грехах своих, в отчаянии делается худшим, и преданный порочным страстям, присоединяет к греху богохульство, думая, что всякое ощущение живых оканчивается смертью, говоря оное эпикуровское: «после смерти нет ничего и самая смерть есть ничто». //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-14 **И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: "будем есть и пить, ибо завтра умрем!" И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф** //Плакать//... Об обычаях, какие соблюдались кающимися, см. [[old:is:03:25|Ис. 3:25]]. //Будем есть// - слова, полные отчаяния и невозможные в успехе человека, хотя еще сколько-нибудь сохранившего веру в Господа. Если иудеи, однако, говорят это, то, значит, они утратили окончательно веру в Бога (ср. [[new:1kor:15:32|1 Кор. 15:32)]] и непременно подлежат казни от руки Всевышнего. //**Толковая Библия.**// [<10>]