[<10>] ====== Толкование на Ис. 22:20 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 20-24 **И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего. И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий** Но когда говорит: **Призову Елиакима** (имя которого толкуется //воскресение Бога//)... тогда говорит: **будет висеть на нем вся слава дома отца его** (Ис. 22:20-24). А дом Отца Христа какой иной мог быть, кроме Церкви? Но кто славен в нем, тот будет уповать на Христа, и не только один славный по суду мира, но хотя бы кто был и ничтожным по этому суду, ибо праведен и нелицемерен Бог всяческих, напротив, воздает каждому по мере возраста духовного, так как в духовном отношении одни суть отцы, другие же еще дети, отроки, юноши. //**Комментарии на пророка Исаию.**// ---- Ст. 20–24 **И будет в той день, и призову раба Моего Елиакима сына Хелкиева и облеку его во утварь твою, и венец твой дам ему и державу твою, и строительство твое дам в руце его: и будет яко отец живущим во Иерусалиме, и живущим во Иудеи. И дам ему славу Давидову, и обвладеет, и не будет противоглаголющаго и дам ему ключ дому Давидова на рамо его, и отверзет, и не будет затворяющаго, и затворит, и не будет отверзающаго. И поставлю его князя на месте верне, и будет на престоле славы дому отца своего. И будет уповаяй на него всяк славный в дому отца его, от мала даже до велика: и будут зависяще на нем в той день** Это повествование не отступает от истории, ибо и оно еще направлено против Сомнана домоправителя, который получил славу священства, но так злоупотреблял им и так притеснял всякого приходившего к нему, что был невыносимым корыстолюбцем и не было ничего постыдного, чего бы он не совершил. Итак, после того, как он извержен будет, то есть, отведен будет в страну пространную и безмерную, **призову**, говорит, **в то время раба Моего Елиакима сына Хелкиева**. Называя его своим **рабом**, он засвидетельствовал о его послушании. А что он дарует ему славу священства, это он показывает, обещая возложить на него венец и говоря, что даст ему облачение и домостроительство и власть, то есть, силу управлять подвластным народом. И сверх того засвидетельствовал, что он будет человек благих нравов, не высокомерен подобно Сомнану, но как отец верный и добрый. Поэтому он будет утвержден **на месте верне**, то есть на крепко охраняемом для него и прочном, так что и всякий знатный и славный будет желать на него возлагать надежду, не как на Бога, потому что ему многого недостает для этого, но как на любвеобильного отца. И будет, говорит, охранять и защищать малого и великого, и так будет возлюблен, что подвластный ему народ будет как бы виснуть на нем. И это, как я сказал, представляет нам историческое повествование. Однако думаем, что более глубоким смыслом (речи) опять указывается нам на таинство Христа. Ибо книжники и фарисеи, увенчанные священством по закону, были не послушны, жестоки и горды, пристрастны к богатству, почитатели богатых людей и творили все ненавистное Богу. И сам пророк Исаия в начале книги говорит: //како бысть блудница град верный, Сион полн суда, в немже правда почиваше, ныне же в нем убийцы: сребро ваше неискушено, корчемницы твои мешают вино с водою. Князи твои не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии и суду вдовиц не внимающии// [[old:is:01:21|(Ис. 1:21-23)]]. Обвиняет их и сам Спаситель, говоря так: //Горе вам книжницы и фарисее, лицемери, яко одесятствуете мятву, и копр, и кумин, и остависте вящщая закона, суд и милость и веру// [[new:mf:23:23|(Мф. 23:23)]] и что еще нечестивее сделались и богоубийцами. По сей причине они лишены были почестей священства и устранены были от власти над народом и удалены были от вверенного им домостроительства по закону и лишились священных венцов и подобающего священникам одеяния. После них призван был Господь наш Иисус Христос, наш великий архиерей: ибо, как пишет блаженный Павел, //никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Христос не себе прослави быти первосвященника, но глаголавый к нему: Ты еси священник во век, по чину Мелхиседекову// [[new:evr:05:04|(Евр. 5:4-6)]]. Будучи по естеству Богом и Господом всяческих и принимая от всех служение, когда сделался человеком, Он стал и нашим первосвященником, и говорится о Нем, что Он, получил славу Давида, то есть начальство и царство над Израилем. Израилем же мы называем вовсе не Израиля по плоти, но духовного и мысленного: //не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль: ни зане суть семя Авраамле, вси чада// [[new:rim:09:06|(Рим. 9:6-7)]], но оправданные верою, последующие стопам отца Авраама, – они-то и суть чада Авраама и называются сынами обетования и Израилем. Когда же явлен был общий наш архиерей Христос, тогда, говорит, **не будет противоглаголющаго**: ибо //ничтоже успеет, враг на него и сын беззакония не приложит озлобити его// [[old:ps:088:23|(Пс. 88:23)]]. А также (можно понимать) и иным образом. Израиль воспротивился ему, а язычники с радостью подчинились его владычеству. Посему и находим, что Он говорит устами Давида об Израиле: //избавиши мя от пререкания людий, о язычниках же: поставиши мя во главу языков, людие, ихже не ведех, работаша ми: в слух уха послушаша мя: сынове чуждии солгаша ми: сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стезь своих// [[old:ps:017:44|(Пс. 17:44-46)]]: //обетшаша// и стали близки к погибели и имели как бы пораженный ум, сыновья сделались чужими, то есть, Израильтяне, – древле они были первенцем (между народами), – но когда солгали Христу, сделались чужими для Него; ибо они напоследок названы были чадами погибели, сынами геенны. Но когда говорит: поставлю **Елиакима** (имя которого толкуется воскресение Бога, ибо восстал на помощь нам Бог Слово, древле говоривший: от скорби бедных и стенания нищих ныне избавлю, глаголет Господь), тогда, говорит, **будет уповаяй всяк славный в дому отца его**. А дом Отца Христова какой бы иной мог быть кроме церкви? но кто славен в ней, тот будет уповать на Христа и не только один славный по суду мира, но хотя бы кто был и ничтожным (по этому суду); ибо праведен и не лицеприятен Бог всяческих, напротив воздает каждому по мере возраста духовного, так как и духовном отношении одни суть отцы, другие же еще дети, отроки и юноши. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина** См. Толкование на [[old:is:22:15#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 22:15]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- См. Толкование на [[old:is:22:15#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 22:15]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-24 **И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего. И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий** //Елиаким// (ср. [[old:is:36:03|Ис. 36:3]]; [[old:is:37:02|37:2]]). Из того, что пророк называет Елиакима рабом Божиим, видно, что это был человек богобоязненный и, вероятно, друг пророка. //Одежда и пояс// - знаки его высокого служения. //Будет отцом// - будет заботиться об истинном благе народа, тогда как Севна более заботился о себе (изрытие гробницы). //Ключи// - символ власти, в силу которой он один имея право допускать к царю просителей (слова эти послужили основанием для образа, встречающегося и в Новом Завете (ср. [[new:mf:16:19|Мф. 16:19]] и [[new:otkr:03:07|Откр. 3:7]]). //Как гвоздь.// Это выражение объяснено в 24 ст. //Седалище славы,// т, е. он прославит всю свою фамилию и откроет ей доступ к важным должностям. //Всей домашней утвари// - в переводе с евр. : всех малых сосудов, начиная с кубков и кончая широкими чашами. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:22:15#lopuxin_ap|Ис. 22:15]] [<10>]