[<10>] ====== Толкование на Ис. 23:8 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Кто сия совеща на Тира? еда хуждший есть, или не крепкий есть** См. Толкование на [[old:is:23:07#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 23:7]] Ст. 8-9 **Купцы его славнии князи земли. Господь Саваоф совеща разсыпати всякую гордыню славных и обезчестити всякое славное на земли** Пророческое слово опять обращается к тому, чтоб обнаружить присущую им чрезмерную гордость, а сверх того и ненасытное их корыстолюбие. Ибо, говорили, будучи купцами и имея столько постыдное и неблагородное занятие, они достигли такой славы и такого могущества, что присвоили себе почести, которые весьма бы приличествовали князьям, и сделались весьма знаменитыми по блеску славы. Но, говорит, **Господь Саваоф совеща рассыпати всякую гордыню славных, и обезчестити всякое славное**. Если же Господь произносит такой приговор, над ними и наводит тяжкий суд, кто может защитить (их) или кто отстранит божественный гнев? ибо кто сильнее всемогущей Власти? или руку высокую кто отвратит? по написанному. Итак, пусть, говорит, не думают, что они за оскорбление своих богов низведены из славы в бесчестие, а напротив пусть знают, что это был суд Господа Саваофа, о Котором они дерзнули сказать, что Он **хуждший есть, или не крепкий есть**. Посему и мы скажем //беззаконнующим: не беззаконнуйте, и согрешающим: не возносите рога; не воздвигайте на высоту рога вашего, и не глаголите неправду на Бога//, владычествующего над всем [[old:ps:074:05|(Пс. 74:5-6)]]. ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 8-9 **Кто сия совеща на Тира, раздаятеля венцев?** Господь крепкий определил это о Тире, из-за пышности его, великолепия зданий его, разврата и гордости обитателей его. Поскольку Господь через посланников Своих пророков побуждал жителей Тира к покаянию, но они не покаялись, то предает их плену, чтобы** обезчестити всякое славное его**. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Кто определил это Тиру, некогда увенчанному? Которого купцы — правители, торговцы его — знаменитости земли** **Кто определил это Тиру, некогда увенчанному?** Опять читай Иезекииля [[old:iez:27:start|(Иез. 27)]], и из плача князя его ты узнаешь, какою славою обладал Тир. Называет его увенчанным, потому что как царь среди многочисленного собрания людей поднимает голову свою, украшенную диадемою, так и Тир, блистающий и выдающийся своими богатствами, сияющий золотом, драгоценными камнями, шелком и пурпуром, считался царем среди всех народов. **Которого купцы — правители, торговцы его — знаменитости земли.** Мы удивляемся тому, что посол Пирра сказал некогда о городе Риме: «я видел город царей». Но вот гораздо ранее тех времен описываются купцы и торговцы Тира как правители и знаменитости, чтобы чрез это показать важность богатства, когда купец из Тира по словам другого может быть царем. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- Ст. 8-9 Слово //Ханаан// прибавлено из издания Феодотиона, и вместо него Акила перевел //купцы//. Итак Дух Св. вопрошает, или лучше вопрошанием утверждает, что против князей Тира определил это Господь, — против князей, вся забота коих приобретать богатство торговлею; и как в Евангелии читаем о торговцах жемчугом, которые продавши все жемчужины желают купить одну, и конечно должны быть названы знаменитыми купцами не земли, а неба: так напротив купцы Тира, т.е. //скорби// и// тесноты//, должны быть названы знаменитостями земли, так как все, что они ни делают, касается земли, и князьями Ханаана, что значит //волнующиеся// и// возбужденные//. Ибо они не ставят на камне ноги свои и о них не может быть сказано: //камень прибежище ежам или заяцем// [[old:ps:039:start|(Пс. 39]], [[old:ps:103:18|Пс. 103:18)]], но более они терпят то, чего едва не потерпел праведный: //мои же вмале не подвижастеся нозе, вмале не пролияшася стопы моя// [[old:ps:072:02|(Пс. 72:2)]]. Итак Господь воинств определил совет сей, чтобы разрушить тяжкие узы купцов или лучше уничтожить общую неправду, которою гордятся все подчиненные Тиру. Слова: **и унизить все что есть славнаго на земле** означают не то, что Господь есть виновник унижения, а то что само по себе унизительно то, что подлежит унижению. То же читаем и в книге Левит о священниках: «//осквернением осквернил его//» [[old:lev:21:start|(Лев. 21)]], без сомнения священник, — не в том смысле, чтобы он был виновник осквернения, но чтобы показать, что прежде весьма многим казавшийся чистым, осквернен. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **Кто определил это Тиру, который раздавал венцы, которого купцы были князья, торговцы - знаменитости земли? Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли** Кто же сокрушил могущество Тира? Господь, Который покарал Тир за его гордость. Ассирийцы явились в руках Иеговы сильным орудием для наказания Тира. //Раздавал венцы,// т. е. ставил, кого хотел на царство в своих колониях, между которыми был и известный Карфаген. Голос Тира, конечно, имел значение и в перемене династий в других государствах. //**Толковая Библия.**// [<10>]