[<10>] ====== Толкование на Ис. 24:1 ====== =====Свт. Кирилл Александрийский===== **Се, Господь разсыплет вселенную и опустошит ю, и открыет лице ея, и расточит живущия на ней** Прежде я сказал, что был разрушен Иерусалим и вместе с ним были **опустошены** и прочие города Иудеи, а что народы, обитавшие кругом и в соседстве, издевались над лежащим и, как бы кивая на него головами и громко смеясь, говорили, что Бог побежден рукою Ассириян, подобно тому, как Рапсак, преисполненный персидской (?) надменности, говорил сидевшим на стене: //да не прельщает вас Езекиа, глаголя, яко избавит вы Бог от руки моей// [[old:is:36:18|(Ис. 36:18]]; [[old:is:36:15|15)]]. Итак, поелику вместе с Вавилонянами и другие народы, понося славу Божию, говорили, что не мог спасти их Тот, Кто издревле управлял ими; то по всей справедливости, подвергаясь праведному наказанию за свои грехи и нечестивое злоречие, и сами преданы были Вавилонянам на опустошение. И пророческое слово сообщило нам видение о каждом из этих народов; ибо подпали ударам гнева божественного иноплеменники и Моавитяне, жители Дамаска и Египтяне, а также и населявшие пустыню жители Азота и Идумеи и вместе с ними Тир, а напоследок и Вавилон и вся земля Халдейская, подобно другим, была опустошена, когда Кир, сын Камбиза и Манданы, возбудил против нее Ассириян и Мидян. Таким образом, блаженный пророк, предложив повествование о несчастиях, постигших каждый из упомянутых народов вследствие гнева божественного, делает в предложенных словах как бы сокращенное повторение всего слова и называет гибелью вселенной то, что случилось со многими народами. Посему говорит: **се Господь разсыплет вселенную, и опустошит ю и открыет лице ее**. Ибо пал не один и не два города, но погибли страны и народы указанным выше образом. Итак, говорит, **разсыплет и опустошит вселенную и открыет лице ее**. Пока Бог всяческих долготерпит и откладывает свой суд до тех пор, и жизнь нечестивых как бы утаивается и, так сказать, остается закрытым лицо или наружность жизни каждого; когда же Он наводит свой гнев и налагает на каждого должное и заслуженное наказание: тогда обнажается лице наказуемых. А каковы суть и были некоторые, это показывает свойство их безумия, если только истинно то, что воздаст Бог каждому по делам его. Думаю, что надобно сказать и следующее. Когда пророк назвал вселенную, и сказал, что она рассыплется и придет в запустение; то некоторые полагают, что пророческое слово от изображения гнева божественного на часть (народов) переходит к изображению гнева против всего и всех, и говорят, что оно ясно предвозвещает имеющее случиться с миром при его кончине. Посему мы, соглашаясь принимать мысли и этих (толкователей), должны будем дать всему сказанному двоякое объяснение. Итак, говорит, **рассыплется вселенная и придет в запустение и откроется лицо ее**, именно когда объявится все, что сделано каждым доброго или худого. **Расточит же живущия на ней**. Если сила мысли относится к народам, то ты понимай это в том смысле, что когда упомянутые страны были приведены в запустение; то обитавшие в них или были рассеяны, или взятые в плен были в рабстве у победителей и, оставив родину, переселились в другие страны; если же относится ко всеобщему суду, то **расточение** живущих на земле указывало бы на отделение (их друг от друга), о чем ясно учит Спаситель, говоря: //егда сядет Сын человеческий на престоле славы своея: тогда поставит овцы одесную себе, а козлища ошуюю// [[new:mf:25:31|(Мф. 25:31-33)]]. Итак, вместо: разлучит или разделит живущих на земле (пророк) употребил выражение: **расточит**. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Вот, Господь опустошает землю и делает ее бесплодною; изменяет вид ее и рассевает живущих на ней** **Се, Господь разсыплет вселенную и опустошит ю**. Так и совершилось в земле Израильской в нашествие Салманассара и Сеннахирима. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-3 **Вот Господь опустошит землю и обнажит ее, и поразит лице ее, и рассеет жителей ее; и будет как народ, так и священник, и как раб, так и господин его; так служанка, так и госпожа ее; как покупающий, так и продающий; как заимодавец, так и получающий взаймы, как дающий в рост, так и должник. Опустошением опустошена будет земля и расхищением разграблена будет, ибо Господь сказал слово сие** После частного обличения всех народов в отдельности, Иудеи, Вавилона, Филистимлян, Моава, Дамаска, Израиля, Египта, пустыни приморской, Идумеи, Аравии, долины видения и наконец Тира, в объяснение чего мы сказали что могли, теперь пророческая речь изображает, что потерпит весь мир в кончину свою, и пророчествует не об отдельных народах, а одинаково о всех. И прежде всего говорит, какие муки потерпят нечестивые, как, сообразно и с Евангелием и Апостолом, небо и земля и образ мира сего прейдут [[new:mf:24:start|(Мф. 24]]; [[new:1kor:07:start|1 Кор. 7)]] и грешники отведены будут в ад [[old:ps:030:start|(Пс. 30)]],— грешники, о которых написано: //впадут в преисподния земли, предадутся в руки оружия, части лисовом будут// [[old:ps:062:10|(Пс. 62:10)]]. Затем, так как по качеству заслуг, у Отца обителей иного, то говорится, как святые восхищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе, и всегда будут с Ним [[new:in:14:01|(Ин. 14:1-4)]]. Вместо //опустошена земля// LXX перевели: //развращена вселенная//, и вместо поразит лице ее, т. е. земли, они перевели: //и откроет лице ее//, чтобы мертвые вышли из гробов своих; или //обнажит ее//, так что все дела ее откроются перед всеми и жители ее будут рассеяны по разным местам, быв предназначены к наградам или наказаниям. Не будет тогда никакого различия между //знатными// и// незнатными, священником// и// мирянином, рабом// и// господином, служанкою// и// госпожою, богатым и бедным, ростовщиком и //тем, кто стоит под гнетом чужих денег//, покупающим //и// продающим//. Ибо все одинаково станут пред судилищем Христовым и не будет лицеприятия у Бога [[new:rim:14:start|(Рим. 14]]; [[new:kol:03:start|Кол. 3)]]. Об этом почти теми же словами говорит и Иов: //малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего// [[old:iov:03:19|(Иов. 3:19)]], и Спаситель, которому передан весь суд, свидетельствует в Евангелии подробною речью. Итак опустошена будет земля и все дела земные обратятся в ничто, чтобы по уничтожении образа перстного, (χοϊκού) оставался образ небесного. //Ибо первый человек от земли перстень: вторый человек Господь с небес. Яков перстный, таковы и перстнии: и Яков небесный, тацы же и небеснии. И якоже облекохомся во образ перстного, да облечемся и во образ небеснаго// [[new:1kor:15:47|(1 Кор. 15:47-49)]]. Поэтому тот же Апостол говорит: //плоть и кровь царства Божья наследите не могут// [[new:1kor:15:50|(1 Кор. 15:50)]], — не в смысле еретического учения, что телесная природа уничтожится, а в том смысле, что тленное сие облечется в нетленное, и смертное сие облечется в бессмертное. И это все исполнится, ибо что будет это, Господь сказал чрез пророков. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-6 **Вот, Господь опустошает землю и делает ее бесплодною; изменяет вид ее и рассевает живущих на ней. И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост. Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие. Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей** Пророк видит, как Господь опустошает землю и совершает Свой правый суд над всеми людьми без различия, потому что люди, населяющие землю, преступили вложенные в их сердца божественные повеления и осквернили себя всякими грехами. Так как пророку будущее земли было открыто в //видении//, то ясно, что пророчество его не могло иметь строгой последовательности в изображении разных моментов будущего суда над землей, а равно также из него не видно, //когда// начнется этот суд, //как// и //кем// он будет произведен. Ясно только, что пророчество это имеет в виду //последние// времена мира и начинает собою ряд пророчеств об этих временах, которые (пророчества) заканчиваются 27 главой. //Делает ее бесплодною// - правильнее, опустошает, разоряет. //Вид//, т. е. все существующие на ней города, укрепления и проч. //**Толковая Библия.**// [<10>]