[<10>] ====== Толкование на Ис. 24:21 ====== =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 21–23 **И будет в той день, наведет Господь на утварь небесную руку, и на цари земныя. И соберут собрание ея и затворят в тверди и в темницы: мноземи роды будет посещение их. И истает плинфа и падет стена, и устыдится луна и посрамится солнце** И это есть славное дело вочеловечения Единородного. Ибо после того, как воссияло солнце правды, поистине надлежало наконец рассеяться той духовной тьме, которую сатана распространил в сердцах всех людей. Ибо он помрачил помышления неверных, по написанному [[new:ef:04:18|(Еф. 4:18)]], и совратил их к поклонению твари вместо Творца; потому что заблуждающиеся разделили (между собою) стихии мира: одни признавали Богом солнце, другие луну, а иные – одну из звезд, по своему произволу. Этим нечестием болел и самый народ Иудейский. И поэтому-то пророку Иеремии, некогда просившему помилования народу сему, Бог негде сказал: //ты же не молися о людех сих и не проси еже помилованым быти им, и не моли, ниже приступай ко Мне о них, яко не услышу тя. Еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных и на путех Иерусалимских? Сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку, да сотворят опресноки воинству небесному, и возлияша возлияния богом чуждим, да прогневают Мя// [[old:ier:07:16|(Иер. 7:16-18)]]. А также и чрез другого пророка говорит им: //еда заколения и требы принесосте Ми в пустыни лет четыредесять, доме Израилев? - говорит Господь. И восприясте скинию Молохову, и звезду бога вашего Ремфана, образы яже сотвористе себе// [[old:am:05:25|(Ам. 5:25-26)]]. Итак, говорит, **наведет Господь на утварь** (украшение) **небесную руку**, то есть рассеет поклоняющихся небесному украшению, говорю – солнцу, луне и звездам. Вероятно, что в сих словах, (как целое) под частью, разумеется все идолопоклонство. Ибо когда явился Христос, перестали поклоняться стихиям, мира. Но, разумея под украшением неба самого изобретателя и отца греха, то есть сатану, мы прямо подойдем и истине, так как о нем сказано: //како спаде с небесе денница восходящая заутра?// [[old:is:14:12|(Ис. 14:12)]] Если он однажды ради древней славы своей, бывшей у него прежде отпадения, уподоблен деннице, то и теперь пророческое слово называет его нам украшением неба. Но говорит, что **наведет руку** не на одно только украшение небесное, а и **на царей земли**, то есть на владычествовавших над поднебесною посредством хищения очевидно, на миродержителей века сего, на злые и враждебные силы, поелику они царствовали над землею, делая жителей ее своими поклонниками и совращая их к тому, чтобы совершенно презирать Бога любви. Итак, сих владычествовавших или царствовавших обманом, ложью и хищением соберут и заключат в крепость и темницу. Ибо могущество Спасителя послало их в темницу наказания, в несокрушимую крепость; почему и приступали к Нему демоны, умоляя Его, дабы Он не повелевал им нисходить в бездну. Пророк прибавляет еще и говорит, что **мноземи родами будет посещение их**. Ибо они тиранствовали от основания мира и не переставали враждовать против божественной и неизреченной славы; и такое безумие их продолжалось до времени пришествия Спасителя всех Христа. Наконец, когда наступило **посещение их**, они заключены были в темницу и терпели это в продолжении многих родов. Но, говорит, **истает плинфа и падет стена**, может быть, сравнивая со стеной сатану, потому что он весьма могуч в сопротивлении и как бы город весьма сильно укрепленный; однако был пленен и повержен, потому что ниспроверг его Христос, против непобедимой силы Которого он не мог устоять. Когда же ниспровергнут был и пал сатана, тогда обнаружено было ничтожество идолослужения и некогда заблуждавшиеся призваны были чрез веру к познанию истины; потому что всемогущая десница как бы исхитила их. Об этом сам Спаситель учит, говоря: //или како может кто внити в дом крепкаго, и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго? и тогда дом его расхитит// [[new:mf:12:29|(Мф. 12:29)]]. Богодухновенному Писанию обычно уподоблять весьма сильных людей **стене** и городам, как и сам Бог негде сказал блаженному пророку Иеремии: //се, положих тя днесь яко град тверд, и аки стену медяну, крепку всем царем земли. И ратовати будут на тя, и не премогут тя, понеже с тобою Аз есмь, да избавлю тя, рече Господь// [[old:ier:01:18|(Иер. 1:18-19)]]. Необходимо припомнить, что Иисус Навин, взяв и победив пять языческих царей, заключил их в пещере и для заграждения им бегства привалил камни. И это служило образом истинного заграждения. Ибо силою Христовою заключены были в крепость и темницу лукавые и враждебные силы, владычествовавшие некогда над поднебесною; а вместе с ними уничтожена и великая и несокрушимая **стена**, то есть, сатана. Таким образом чрез веру призваны были заблуждающиеся к познанию истинного и действительного Творца, и Бога. Надобно знать, что некоторые, держась другой мысли, относят это к украшению небесному, и говорят, что во время кончины мира солнце померкнет, и луна не даст света своего. Но думаю, что мысли подлежащего (толкованию) всегда должны оканчиваться соответственно умозрениям и совершенно гармонически. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 21-22 **И... наведет Господь на утварь небесную руку на высоте, и на цари земныя на земли. И соберут собрание на заключеннаго в темнице**. Наведет Господь руку на гордые войска и на гордых вождей Ассирийских. Но не спасутся и другие цари, потому что пророк добавляет:// и на цари земныя на земли. И соберут собрание на заключеннаго в темнице и помыслят на связаннаго.// Этим указывается на то, что Ассирияне со своими союзниками собрались и умыслили зло и погибель Иерусалиму, Езекии и Иудейскому народу, который, как в темнице, заключен был в стенах Иерусалима. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 21-23 **И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава** Посетит же Господь воинство и украшение небесное, как бы больного, требующего вырезывания и прижигания, по оному: //посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их// [[old:ps:088:33|(Пс. 88:33)]]. Ибо и далее мы читаем: //упися меч мой на небеси//; и у Иова: //звезды нечисты суть пред ним// [[old:iov:25:05|(Иов. 25:5)]], и еще: //и в ангелах стропотно что усмотре//. Посетит царей и князей земли, миродержителей тьмы сей, посетит и духовные беззакония на небесных. Об этих князьях, начальствующих над различными областями, написано и у Даниила: «вышел на встречу мне князь царства Персидскаго, и князь царства Индийского и князь царства Греческого». Итак этих князей, которые не сохранили своей степени, соберет Господь в день суда, как бы связанных в одну связку, и пошлет в озеро ада, чтобы и на них исполнилось написанное о нечестивых: //ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела//. И они будут заключены в темнице, по оному, что сказал Господь: //идите во огнь вечный, уготованный и диаволу и аггелом его// [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41)]]. Дальнейшее же **и после многих дней будут посещены** невидимому благоприятствует друзьям моим, которые диаволу и демонам дают покаяние, — что спустя много времени эти последние будут посещены Господом; но пусть они обратят внимание, что Божественное Писание не сказало прямо: **будут посещены** Господом или **будут посещены** ангелами, но неопределенно: **будут посещены**. В этой неопределенности слова можно разуметь и врачевание и наказание, что тогда как праведные получат награды, те будут посещены мучениями вечными. Однако следует знать, что бренность человеческая не может ведать суда Божия, и произносить суждении о величии и мере наказаний, суждения, которое предоставлено воле Господа. **Тогда покраснеет луна и устыдится солнце** — согласно с тем, что сказал апостол: яко вся тварь совоздыхает и соболезнует [[new:rim:08:12|(Рим. 8:12)]], видя что люди, пользовавшиеся их светом, не сделали ничего достойного благости Бога, Который солнцу Своему повелевает восходить над праведными и неправедными, — видя подобно как бы тому, как управляющий или распорядитель пред приходом господина видит, что его подчиненные терпят различные страдания и не исполнили его приказаний. Об этом же самом месте подробнее Спаситель учит в Евангелии: //Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесные подвигнутся. И тогда явится знамение Сына человеческаго на небеса: и тогда восплачутся вся колена земныя, и узрят Сына человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою// [[new:mf:24:29|(Мф. 24:29-30)]]. Мы узнали о разрушении земли, о посещении воинства небесного, о собрании царей и князей в одну толпу, о низвержении их в озеро и заключении в темницу, о посещении, спустя долгое время, заключивших, о стыде луны и смущении солнца. После всего этого воцарится Господь воинств на горе Сионской в Иерусалиме небесном, о котором пишется и в послании к Евреям [[new:evr:12:start|(Евр. 12)]], и пред лицом старейшин своих прославится. Каковым старейшиною был Авраам, умерший в старости доброй и приложившийся к отцам своим [[old:gen:25:start|(Быт. 25)]], каковых и Моисею повелевается избирать в старейшины, о которых он знает, что они старейшие, ибо седина человека — мудрость его [[old:pr:04:08|(Притч. 4:8)]], которые подражают //Ветхому деньми//, власы коего, для обозначения долголетия, изображаются белыми [[old:dan:07:09|(Дан. 7:9)]]. Это можно разуметь и о церковном чине, если только делами они не разрушают сана. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-23 **И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава** Суд Божий, начавшись с небесных воинств, со всей силой обрушится на земных властителей, которые подвергнутся заключению и наказанию, тогда как Господь Сам воцарится на Сионе. //Посетит//, т. е. будет судить. //Воинство внутреннее,// т. е. а) высшие, небесные светила и б) одушевлявших и двигавших, по верованию древних, этими светилами духов или Ангелов, (//Выспреннее// - по-евр. //maram// то же, что небо по евр. //schamaim//). Эти Ангелы в то же время были невидимыми покровителями отдельных царств и ходатаи за них перед Богом [[old:dan:10:start|(Дан. гл. 10)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]