[<10>] ====== Толкование на Ис. 25:3 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя** См. Толкование на [[old:is:25:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 25:1]] Ст. 3–5 **Сего ради благословят Тя людие нищии, и гради человеков обидимых возблагословят Тя. Был бо еси всякому граду смиренному помощник, и изнемогающим за оскудение покров, от человек злых избавиши их: покров жаждущих, и дух человеков обидимых. Аки человецы малодушнии жаждущии в Сионе, яко избавиши их от человек нечестивых, имже нас предал еси** Израиль призван был к познанию Бога чрез воспитание в законе и обогащен был божественными дарами; ибо спасен был и получил в наследие землю обетования: бесчисленное же множество других народов, живущих, говорю, во всей поднебесной, совершенно было лишено духовных и свыше сходящих благ: они не вкушали дарований божественных, были некоторым образом лишены одежды и обнажены, не имели ни божественной защиты и покрова свыше, ни духовного богатства, происходящего из добродетели, ни чего-либо другого, что заслуживает похвалы и достойно всякого удивления. Когда же явился сам Христос и, изъяв их из власти диавола, привел к Богу и Отцу, и когда они обогатились светом истины, участием в Его славе, величием жизни, сообразной с Евангелием; тогда за все это они стали возносить благодарственные песни Богу и Отцу. Итак, говорят, поелику Ты, Господи, совершил совет древний и истинный, восстановивши все во Христе, просветивши сущих во тьме и сокрушивши миродержителей века сего, как бы некоторые весьма крепкие города, то благословит Тебя народ бедный и все города прославят Тебя; ибо Ты для всех их стал помощником и стал защитой для тех, которые терпели невыносимую скорбь вследствие скудости отеческих благ, и избавил их от лукавых людей. Ибо и в **Сионе** некоторые малодушествовали подобно людям, изнуренным от жажды; и может быть сими словами пророк и указывает нам на это. Но были, несомненно были в Израиле и такие, которые жаждали пришествия Спасителя и сильно желали видеть Спасителя и Искупителя всех. Таков быль некий праведный Симеон, который, взяв на руки новорожденного Иисуса, сказал: //Ныне отпущаети раба твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром, яко видесте очи мои спасение твое, еже уготовал еси пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей твоих Израиля// [[new:lk:02:29|(Лк. 2:29-32)]]. А также и блаженный Захария, отец Иоанна, исполнившись Духа Святого, прославлял Бога, восклицая: //благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем своим: и воздвиже рог спасния нам, в дому Давида отрока Своего: якоже глагола усты святых сущих от века пророк его, спасение от враг наших, и из руки всех ненавидящих нас: сотворити милость со отцы нашими, и помянути завет святый свой, клятву, ею же клятся ко Аврааму отцу нашему, дати нам, без страха, из руки враг наших избавльшимся, служити ему преподобием и правдою пред ним вся дни живота нашего// [[new:lk:01:68|(Лк. 1:68-75)]]. Видишь, как древний и истинный совет Бога и Отца был возвещен и святым отцам. Разумею, что явлено было спасение миру – Еммануил, который стал духом для людей, неправедно обижаемых; ибо они воздохнули от угнетения врагов и избавились от нечестивых людей, которым были преданы. И если бы кто-нибудь отнес эти слова к язычникам, то скажем, что людьми названы здесь нечистые демоны, издревле владычествующие над живущими на земле; их слабость очень хорошо указывается тем, что они названы людьми. Но вероятно, что злыми людьми названы и находящиеся у них лжеучители, и так называемые посвятители в таинства, или поэты и ораторы и изобретатели почитавшегося Эллинами красноречия, за то, что они присущею им способностью красно говорить вовлекали обольщаемых ими в тину погибели. Если же это говорится об Израильтянах, то злыми людьми мы назовем тех, которые получили жребий учения (народа), то есть книжников и фарисеев. Имея славу священства и поэтому пользуясь почетом и властью, они взяли ключ знания и ни сами не уверовали, ни другим не позволили сделать это; подчиненный же учителям закона заблуждающийся народ предан был во власть нечистых демонов, потому что Бог попустил, чтобы он (народ) испытал это предание, подобно тому, как преданы были Им в неискусен ум некоторые, оказавшиеся недостойными Его милосердия и помощи. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 3-4 **Сего ради благословят Тя людие мнози**, то есть благословят народы, сопредельные Иудеям и живущие в окрестностях Иудеи, потому что ради Иудеев спаслись они от гибели; благословят и те из Ассириян, которые спаслись от поражения, бежали и возвестили Сеннахириму. Итак, восхвалят народы, вместе с домом Иудиным, и рекут: **Был бо еси... помощник** народу Твоему от притеснения гонителей, **покров от бури.** Под образом бури представляет пророк угрозы Рабсака и друзей его. **Сень от зноя.** Для Иудеев был Ты покровом от бури и сенью от зноя. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя** См. Толкование на [[old:is:25:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 25:1]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-5 **Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя, ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены. Как зной в месте безводном, Ты укротил буйство врагов; как зной тенью облака, подавлено ликование притеснителей** //Посему//... Несмотря на свое упрямство, язычники не могут не признать в этом разрушении их городов кары Божией (ср. [[old:is:18:07|Ис. 18:7)]]. //Буря против стены.// Т. е. гнев, ярость тиранов, врагов Церкви, причинит ей так же мало вреда, как мало вредит толстой каменной стене дыхание бури. //Как зной в месте безводном//. Зной или жара на Востоке действует чрезвычайно губительно на людей в степях, лишенных освежающей воды. С этим зноем сравнивается ярость врагов Церкви Христовой. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:25:01#lopuxin_ap|Ис. 25:1]] [<10>]