[<10>] ====== Толкование на Ис. 26:7 ====== =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 7-8 **Путь благочестивых прав бысть и приуготован путь благочестивых. Путь бо Господень суд: уповахом на имя Твое и память, еяже желает душа наша** Блаженный пророк Иеремия напоминает о евангельской жизни и правде во Христе, говоря любителям истины: //станите на путех и видите, и вопросите о стезях Господних вечных и видите, кий есть путь благ, и ходите по нему и обрящете очищение душам вашим// [[old:ier:06:16|(Иер. 6:16)]]. Ибо слова святых пророков и заповеди Моисеевы, – предречение тайны о Христе как бы в тени и образах суть стези и пути Господни. Итак, исследуя эти стези, мы научаемся **пути благому**, то есть, жизни во Христе, и ходя по нему мы найдем душам своим истинное и чрез Духа очищение. Посему говорит, что **прямым сделался путь благочестивых**. И как не назвать его **прямым** и ровным, и не имеющим никаких затруднений, когда, произнося слово веры, мы оправдываемся и чрез святое крещение в изобилии получаем очищение. **Прям** же **путь благочестивых** и в другом отношении. Ибо после того, как уничтожены враги, ниспровергнуто владычество диавола и устранено всякое затруднение, что еще может противостоять любителям благочестия и ослаблять их силы? Смотри, как говорит, что после облегчения некоторым образом **пути благочестивых** будет уничтожение того, что в образах и тенях, потому что не без намерения прибавляет: **путь Господень суд**, то есть, не приведение тельцов, не заклание овец, не хлебы и ладан, напротив **суд**, то есть правда. Богодухновенному Писанию обычно словом **суд** обозначать правду, как например, блаженный Давид говорит: //честь царева суд любит// [[old:ps:098:04|(Пс. 98:4)]], то есть правду, поелику всякое царство, любящее правду, находится в чести у Бога и у людей. Итак, **путь Господень суд**. Но опять представляет весьма радующимися тех, которые ходят сим правым путем, ибо говорят, что **уповахом на имя твое и память, еяже желает душа наша**, потому что (говорят) вся надежда наша на Христа, о Котором мы всегда памятуем, имея таковое вожделение, потому что чрез это мы и спасены. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника** **Путь убогих прав**, то есть тех благочестивых, которые приближаются к Богу. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 7-9 **Путь праведного прям, пряма стезя праведного для шествования; и на пути судов твоих, Господи мы уповали на Тебя; имя Твое и воспоминание о Тебе в желании души: душа моя желала Тебя ночью. Но и духом моим во внутренностях моих с утра буду бодрствовать к Тебе** Пророк еще говорит о Христе, о Котором говорил выше: //будет попирать его нога, ноги беднаго// [[old:is:26:06|(Ис. 26:6)]]. Итак **путь** сего праведника **прям**, или, измышляя новое слово, пути его, — //исправления//, что Греки называют ευ&ήτο - τας, а мы более по-латыни можем назвать aequitates, и что по-еврейски называется messeirim. Итак на одной стезе Христовой обретаются все правды, и Он попирал эту стезю и протирал ее стопою Своею для того, чтобы, всякий, желающий идти по ней, шел не претыкаясь. На этой стезе судов Господа уповали на Него Святые и надеялись на Него, ибо надежда не посрамляет. И имя Его и воспоминание о Нем они имели в желании души своей, говоря: //возлюби душа моя возжелати суды Твоя на всякое время// [[old:ps:118:020|(Пс. 118:20)]] и еще: //желает душа моя и истаивает воспасении Твоем// [[old:ps:118:081|(Пс. 118:81)]]. А кто имеет в желании имя Господа, тот иного не желает. Нужно заметить и то, что желание Господа есть не во плоти, а в душе, по оному, читаемому в другом псалме: //возжада душа моя к Богу крепкому, живому. Ибо плоть похотствует на духа дух же на плоть; сияже друг другу противятся, да не яже хощете сия творите// [[new:gal:05:17|(Гал. 5:17)]]. Дальнейшее: **ночью**, по LXX, соединяется с следующим стихом, а по Еврейскому с предыдущим. **Душа моя возжелала Тебя ночью** может сказать тот, кто с уверенностию говорит с псалмопевцем: //измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу// [[old:ps:006:07|(Пс. 6:7)]]. Ночь и тьму можно понимать в смысле скорби и бедствий, почему и в другом псалме о безопасности праведника пророк воспевает: //во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощью// [[old:ps:120:06|(Пс. 120:6)]], т. е. ни в счастии, ни в несчастии ты никогда не поколеблешься. **Но и духом моим во внутренностях моих с утра буду бодрствовать к Тебе.** Хотим следовать и Еврейскому, и не обходить совершенно Вульгаты, и этою силою вещей вынуждаемся, при различии в расположении слов и самых выражениях, искать и различных смыслов. Слово: //от ночи//, по LXX, есть, как мы сказали, начало этого стиха, а по Еврейскому — окончание предыдущего, хотя и по LXX оно может быть принимаемо в конце предыдущего стиха, так что смысл такой: //Желает душа моя к Тебе ночью//, и за тем начинается новый стих: //утром возстает дух мой к Тебе, Боже//. //Утром же возстает// потому, что заповеди Твои — свет на землю. Ибо сохраняя заповеди Твои и озаренный сиянием их, о которых говорится: //заповедь Господня светло, просвещаются очи// [[old:ps:018:09|(Пс. 18:9)]], я не могу спать, но во всякое время желая Тебя, возстаю к Тебе духом моим. Нужно заметить и то, что и находясь еще среди ночи, мы душею желаем Господа; когда же дух наш в внутренностях наших воспрянет к Богу всем умом, тогда мы бодрствуем к Нему утром. Чтобы сказать яснее, — к душе применяется ночь и желание, а к духу утро и бодрствование. Бодрствует к Богу духом во внутренностях своих тот, кто может сказать: //из глубины воззвах к Тебе, Господи// [[old:ps:129:01|(Пс. 129:1)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-12 **Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника. И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа. Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих. Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас** Избранная община спасенных праведников выражает свое всегдашнее упование на Бога, Который и наказания свои назначает людям с исправительной целью. К сожалению, нечестивцы не понимали этого смысла наказаний и потому их справедливо постигает погибель. //Путь праведника прям,// т. е. праведник идет к цели прямым, удобным и ближайшим путем. //Ты уравниваешь...// В этом ему однако помогает Господь. //На пути судов Твоих,// т. е. во всех делах Божиих, во всех страшных наказаниях, постигавших и целые народы и отдельных людей, праведники видели для себя опору в своих упованиях на окончательную победу добра над злом. //К имени Твоему и к воспоминанию о Тебе..//. Праведники желали, чтобы Господь обнаружил Свою силу настолько, чтобы люди должны были назвать Его настоящим именем (Бог-Вседержитель и Спаситель) и чтобы правильное познание о Нем распространилось по всей земле. //**Толковая Библия.**// [<10>]