[<10>] ====== Толкование на Ис. 26:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа** При таком уповании и таком убеждении святые усугубляют эту истинную жизнь, ибо, во всяком случае, получат они и небесную радость, о которой не заботятся нечестивые, неизбежно лишая себя исходящего от нее блаженства, ибо отвержен будет нечестивый, чтобы не видеть ему славы Господа. И хотя бы они услышали ко всем обращенный глас обетования: //Встань, спящий, и воскресни из мертвых// [[new:ef:05:04|(Еф. 5:14)]], хотя бы они воскресли и даже достигли небес, могли бы постучать и сказать: //Отвори нам// [[new:mf:25:11|(Мф. 25:11)]], - все же, тем не менее, Господь укорил бы их как таковых, которые были далеки от познания Его, говоря: //Не знаю вас// [[new:lk:13:25|(Лк. 13:25)]]. //**Праздничные послания.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа** Истинно говорится, что пришествие Его означает обращение от суда к царствованию. Или определенно Господь после суда к нам приходит, потому что поднимает нас от человеческой формы до созерцания своей божественности. И приход Его означает приведение нас к созерцанию Его сияния, поскольку Того, Кого мы видим в суде в человеческой природе, после суда видим уже в Божественной. Приходя на суд, разумеется, Он является всем в обличье раба, потому что написано: //Воззрят на Того, Которого пронзили.// Но когда порочные люди осуждаются на мучение, справедливые влекутся к славе Его лучезарности, так как написано: **Пусть уничтожается нечестивый, чтобы не видел славы Бога.** //**Сорок гомилий на Евангелия.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа** Для того и пришел Господь наш Иисус Христос, чтобы не только здесь мы видели славу Его, но и в будущем веке. Потому Он и говорит: //Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою// [[new:in:17:24|(Ин. 17:24)]]. Если же здешняя слава Его была столь блистательна и величественна, то что сказать о той Его славе? Она откроется уже не на тленной земле, не перед существами, облеченными в смертные тела, каковы мы теперь, но в творении нетленном и бессмертном, и с таким величием, какого невозможно изобразить никаким словом. О, блаженны, трижды блаженны и беспредельно блаженны те, которые удостоятся созерцать эту славу! О ней говорит пророк: **Если нечестивый будет помилован... будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа.** //**Гомилии на Евангелие от Иоанна.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== **Правде научитеся живущии на земли. Преста бо нечестивый: всяк, иже не научится правде на земли, истины не сотворит: да возмется нечестивый, да не видит славы Господни** Негде Бог устами пророка сказал: и будут вси научени Богом. Смотри же, как в сих словах пророк представляет нам Христа как бы некоторым тайноводителем для уверовавших в Него из язычников. Ибо те, которые однажды познали, что свет повеления Его на земли, необходимо получают от Него познание того, что полезно. О вы, говорит, живущии **на земли** научитеся **правде**. Это сходно с тем, что сказано устами Давида: //услышите сия вси языцы, и внушите вси живущии по вселенней// [[old:ps:048:02|(Пс. 48:2)]]. Закон, заключенный и письменах, детоводительствовал только Израиля по плоти, Господь же наш Иисус Христос, простерши сеть кротости, уловил всю поднебесную. Посему (пророк) справедливо дает совет всем живущим на земле, говоря, что им должно научиться изглаголанной чрез Него правде, то есть, евангельской. А что не безопасно не повиноваться словам его, прибавляет и говорит: **преста бо нечестивый**: всяк, иже не научится правде на земли, истины не сотворит; ибо подвергнется, говорит, смерти и погибели и как бы исчезнет: это, думаю, и означает выражение: **преста**. Всякий, кто не приобретет познания правды евангельской, не сотворит и истины. А истиною опять в сих словах называет силу христианской жизни и поклонение и служение Богу духом и истиною. Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ предметов, не был истиною; Христос же и Его заповеди по справедливости должны быть признаны правдою и истиною. Думаю, что надлежит сказать и сие: Христос стал нам от Отца правдою; Он же вместе с тем есть и истина. Посему **научитесь**, говорит, **правде** и истине, то есть познайте Того, Кто есть истинно Сын, Творец всяческих и Господь; потому что **возмется** и удален будет из среды (живых) всякий **нечестивый, да не видит славы Господни**. Это есть тоже самое, что сказано было народу Иудейскому самим Христом: //аминь, аминь, глаголю вам: аще бо не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших// [[new:in:08:24|(Ин. 8:24)]]; и опять: //веруяй в Сына, не будет осужден: и не веруяй, уже осужден есть, яко не верова во имя Единородаго Сына Божия// [[new:in:03:18|(Ин. 3:18)]]. А однажды осужденный и умерший в своих грехах как **увидит славу Господа**? Ибо не пробудет вместе со Христом и никоим образом, не получив участия в славе Его, не увидит наследия святых. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа** **Нечестивый удаляется, чтобы не познать правду.** Нечестивый пребывает в заблуждении; мысль его носится в отдаленных от него странах и родах, и дух его скитается, а поэтому не уразумевает он путей праведного суда, совершенного Тобой в настоящее время; не уразумевает он правоты и прежде совершенных Тобой судов, хотя настоящим подтверждается, что и прежде соделанное Тобой было праведно, ибо суды Твои правы во все времена. Говоря, //чтобы не познать правду,// пророк подразумевает или тех Иудеев, которые предались бегству, не поверив, что можно спастись от нашествия Ассириян чем-либо иным, кроме бегства, или тех, которые хотя и не предались бегству, но и после чуда не сделались праведными. //Врзумление на земле служит уроком;// так, вразумление, сделанное Ассириянам, служит уроком всей земли. **Да не видят славы Господни**. Так нераскаявшиеся, после того, как увидели спасение, соделанное Господом народу Иудейскому, не видят славы Господней. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Когда Ты сотворишь суды свои на земле, тогда научатся правде живущие в мире. Помилуем нечестивого, и он не научится правде; на земле святых он поступал нечестиво, и не увидит славы Господа** Изъясним сперва по еврейскому тексту, и если захотим выяснить мысль пророка, то перейдем тогда к LXX толковникам. Пока Ты не обретаешь судов Твоих на земле, и не воздаешь добрым добро и злым зло, правда Твоя, Господи Боже, не ведома на земле. Когда же в день суда, по качеству дел, Ты воздашь каждому то, что он заслуживает, тогда на земле будет познана правда Твоя, которая прежде у маловерных казалась несправедливостью, так то и один из святых говорил: //мой же в мале не подвижастеся ноге, в мале не пролияшася стопы моя: яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря// [[old:ps:072:02|(Пс. 72:2)]]. На это Господь ответил: **помилуем нечестивого,** что, за исключением Семидесяти, все перевели одинаково. И смысл такой: лучше пусть нечестивый получит помилование и научится милости Моей, пока и сам не спасется. И когда Господь это говорит, пророк от лица человеческой нетерпеливости опять ответил: **и не научится правде**. И смысл такой: и как он сможет узнать правду Твою, если испытает таковую милость? И приводит причины , почему он желает, чтобы тот научился правде Божией: так как он на земле святых поступал несправедливо и непрестанно ратовал против святых Твоих, то должен претерпеть мучения. И опять Господь, смягчая приговор, говорит: //И пусть не видит//, или **не увидит славы Господа**. И смысл такой: достаточно для него, вместо всего наказания, того, что он не увидит Меня, вместе с святыми Моими царствующим в Своем величии. Некоторые утверждают, что под нечестивым, то есть resa, разумеется диавол, о котором в девятом псалме пишется: //запретил еси языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век, и в век века. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси// [[old:ps:009:06|(Пс. 9:6-7)]]. Мы же будем понимать нечестивого вообще в смысле или грешника, или не имеющего богопочтения. По Семидесяти, обитатели земли получают повеление научиться правде. Ибо //всяк муж является себе праведен// [[old:pr:21:02|(Притч. 21:2)]]; но Бог, Который воздаст каждому по делам его [[old:pr:24:12|(Притч. 24:12)]], знает сердца всех. И в другом месте той же книги говорится: //суть пущие, ютящийся правы быта мужу, обаче последняя их зрят во дно адово// [[old:pr:16:25|(Притч. 16:25)]]. Посему мы должны научиться правде и не полагаться на собственное мнение. Ибо //есть праведный погибали, в своей правде// [[old:ekl:07:16|(Еккл. 7:16)]], не потому, чтобы он был праведен, но потому, что ему кажется, что он праведен. Если же Христос сделался для нас премудростию от Бога, праведностию и освящением и искуплением [[new:1kor:01:30|(1 Кор. 1:30)]], то тем, которым повелевается, чтобы они познали правду, повелевается то, чтобы они уразумели и познали Христа, Повелеваю же, говорит, вам, чтобы научились правде, потому, что потреблен нечестивый, и отнято царство у того, который, как долго ни царствовал на земле, не мог ни узнать правды, ни произвести истины, о которой в другом месте пишется, что благодать и истина чрез Иисуса Христа произошла [[new:in:01:17|(Ин. 1:17)]]. И поелику нечестивый не творит истины на земле, то будет потреблен, ибо не достоин видеть царствующим Господа. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.**// ===== Блж. Августин ===== **Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа** Так же и в самом воскресении непросто будет узреть Бога всем, кроме тех, кто чисты сердцем; и потому сказано: //Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят// [[new:mf:05:08|(Мф. 5:8)]]. Отсюда уже начал Он говорить о том веке, где не все те, кто воскреснет, узрят Бога, но лишь те, которые воскреснут для вечной жизни, узрят Бога. Не недостойные, о которых сказано: **Да возьмется нечестивый, чтобы не узрел он славы Господней,** но достойные, о которых Сам Господь сказал, когда присутствовал Он здесь, но не был узрен, как Бог: //Кто любит Меня, тот будет возлюблен Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам// [[new:in:14:21|(Ин. 14:21)]]. //**Послания.**// ---- И одни видели в образе человека Того, в Кого уверовали, а другие - Того, Кого презрели. Но образ Божий, в котором Он равен Отцу, нечестивые не увидят. Ибо, как говорит пророк: **Возьмется нечестивый, чтобы не увидел он славы Господней,** а в Евангелии сказано: //Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят// [[new:mf:05:08|(Мф. 5:8)]]. //**Проповеди.**// ===== Лопухин А.П.===== **Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа** Пророк истину своих воззрений на суды Божии доказывает с отрицательной стороны. Если суда не будет над нечестием, если нечестивый будет помилован, то он не переменится к лучшему и будет продолжать делать зло, даже находясь среди праведников, не обращая внимание на те факты, в которых для праведников ясно обнаруживается величие Господне. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:26:07#lopuxin_ap|Ис. 26:7]] [<10>]