[<10>] ====== Толкование на Ис. 26:12 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас** Возблагодарим Создателя нашего за блага, которые мы получаем, и смиренно вместе с пророком Исаией скажем Ему: **Все дела наши Ты устрояешь для нас.** //**Гомилии на пророка Иезекииля.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас** Когда ты увидишь, что человек живет в нечестии и, однако, наслаждается великим благоденствием и не терпит никакого бедствия, то потому более и пожалей его, что он, подвергшись болезни и самой тяжкой заразе, усиливает болезнь, от веселья и неумеренности делаясь худшим. Ибо не наказание есть зло, но грех: он удаляет нас от Бога; а наказание приводит к Богу и прекращает гнев Его. Откуда это видно? Послушай пророка, который говорит: //Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои// [[old:is:40:01|(Ис. 40:1-2)]]. И еще: **Господи Боже наш, даруй нам мир, ибо Ты все даровал нам.** //**О Лазаре.**// ---- Говорю это теперь и представляю все истории, в которых описываются искушения, и беды, и гнев царей, и козни, - для того, чтобы мы ничего так не боялись, кроме как прогневить Бога. Вот, и тогда разожжена была печь, но отроки посмеялись над ней, а греха убоялись, потому что знали, что от огня они не потерпят никакого вреда, а за нечестие подвергнутся крайней опасности. Грех сам есть величайшее наказание, хотя бы и мы не были наказаны, равно как добродетельная жизнь сама составляет величайшую честь и счастье, хотя бы мы и терпели наказание. Грехи удаляют нас от Бога, как и Сам Он говорит: //Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим// [[old:is:59:02|(Ис. 59:2)]]. А наказания обращают нас к Богу: **Господи Боже наш, даруй нам мир, ибо Ты все даровал нам.** У кого есть рана, тому чего должно бояться, - гниения или сечения от врача? Ножа или распространения раны? Грех есть гниение, наказание - нож врачебный. У кого загноилась рана, тот терпит боль, хотя и не подвергается сечению; и тогда-то особенно бывает он в худом положении, когда не подвергается сечению; так и согрешающий несчастнее всех, хотя и не терпит наказания; и тогда-то особенно он несчастен, когда не терпит наказания и никакого зла. //**К народу антиохийскому.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас** Посему-то и теперь блаженный пророк Исаия обращается с молитвою к Богу, говоря: **Господи Боже наш, даруй нам мир, ибо Ты все даровал нам.** Ибо: «Если бы Ты, - говорит, - даровал нам мир, мы были бы исполнены всякого блага и получили бы совершенное участие в дарах Твоих». //**Послания.**// ---- Ст. 12-13 **Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам. Господи Боже наш, стяжи ны: Господи, разве Тебе иного не вемы: имя Твое именуем** Святые пророки имели обыкновение приносить мольбы об Израиле, ибо они (пророки) были любезны Богу и прекрасно увенчаны достоинствами благочестия; а так как вместе с тем произошли от корня Авраама и от крови святых отцов; то, как единокровные Израильтянам, необходимо скорбят, видя их погибель ради их нечестия относительно Христа. Посему то и теперь блаженный пророк Исаия обращается с молитвою к Богу, говоря: **Господи Боже наш, мир даждь нам: вся бо воздал еси нам**. Ибо если бы Ты. говорит, даровал мир нам; мы были бы исполнены всякого блага и получили бы современнейшее участие в дарах Твоих. И необходимо знать, какого мира просят они. Или они просят самого Христа поелику Он есть мир наш, по писанию, и чрез Него мы соединились с Отцом чрез родство, то есть – духовное. Или же они говорят следующее. Те, которые еще не уверовали и не очистились еще от скверны греха, отделены от Бога и по справедливости считаются в числе врагов Его, гордо держат свою выю и восстают против законов Господа; но те, которые покорны и послушны Ему и готовы на все, угодное Ему, весьма дороги Ему и имеют мир с Ним. Но это, по истине, есть дар Божий и исходящий от вышних щедрот. Итак, подай нам, Господи, чтобы мы находились в мире с Тобой и по удалении из среды нашей нечистого и отвратительного греха, соединились с Тобою духовно при посредстве Христа. Посему, справедливо сказанное устами Павла: //оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисусом Христом// [[new:rim:05:01|(Рим. 5:1)]]. Вследствие этого мы будем стяжанием и наследием Бога. Посему премудро прибавлено: **Господи стяжи ны, разве Тебе иного не вемы: имя Твое именуем**: ибо те, которые находятся в мире с Богом, должны быть единомысленны и сопряжены только с Ним, так, чтобы знать только Его одного, а имени другого лжеименного Бога никогда не произносить даже языком; только Его одного должно именовать, потому что Он только и есть Бог по природе и истине. Тоже возгласил нам и данный чрез премудрого Моисея закон: //Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши и имени Его// [[old:vtor:06:13|(Втор. 6:13)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Господи! Ты дашь нам мир, ибо за все дела наши Ты воздал нам** Следует заметить, что Он даст мир, воздавши нам за дела наши, а также заметить и то, как он излагает причины, почему просит мира. Ибо они говорят, что за все дела, совершенные ими на земле, они потерпели мучения, и что после наказаний и мучений им справедливо получит помилование. Или иначе: Поелику наступила кончина мира, и все, чтоб Ты говорил чрез пророков, осуществилось в событиях, и Ты воздал все, чтоб обещал, то дай нам мир, превосходящий всякий ум [[new:fil:04:07|(Флп. 4:7)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.**// ===== Блж. Августин ===== **Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас** И тогда будет под ногами внешний враг наш - дьявол, когда исцелен будет наш внутренний враг - вожделение; и будем мы жить в мире. В каком мире? //Которого не видел глаз, и не слышало ухо// [[new:1kor:02:09|(1 Кор. 2:9)]]. В каком мире? О котором не может помыслить никакое сердце, и который не сопровождается никаким раздором. Какой мир? О котором говорит апостол: //И мир Божий, превосходящий всякое разумение, да сохранит сердца ваши// [[new:fil:04:07|(Флп. 4:7)]]. О самом этом мире говорит пророк Исаия: **Господи Боже наш, даруй нам мир, ибо Ты все даровал нам.** Ты обещал Христа - и даровал Его. Ты обещал Его Крест и пролитие крови во оставление грехов - и даровал. Ты обещал Его вознесение и ниспослание с неба Духа Святого - и даровал. Ты обещал распространить Церковь по всей вселенной - и даровал. Ты обещал, что возникнут еретики для нашего упражнения и испытания и что Церковь одержит победу над их заблуждениями, - и даровал. Ты обещал истребление языческих идолов - и даровал. Тогда сказано будет: //Смерть! Где твое жало// [[new:1kor:15:55|(1 Кор. 15:55)]]? Нигде уже не будет греха; не будет того, что тебя пленяет; не будет того, что с тобой борется; не будет того, что возбуждает твою совесть. Тогда не будут говорить: //Прости нам долги наши// [[new:mf:06:12|(Мф. 6:12)]]. Но что будут говорить?** Господи Боже наш, даруй нам мир, ибо Ты все даровал нам.** //**Проповеди.**// ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== **Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас** Вот почему воистину мудры вверяющие себя могуществу Бога и отдающие себя в Его распоряжение. Его одного они желают и получают в результате все блага. Так говорит пророк Исаия: **Господи Боже наш, даруй нам мир, ибо Ты все даровал нам.** Следуют слова: //И внял мне.// Вот, эта речь, немногословная, но прекрасная в своем благочестии, обращенная к Богу, удостоилась быть услышанной. Что Он не даровал, сжалившись и соблаговолив снизойти к таковой мольбе? Без сомнения, Он заботится о людях, освобождает их и посылает им то, что не смог бы вымолить даже алчный проситель. //**Изъяснение Псалмов.**// ---- //Все уклонились// [[old:ps:052:04|(Пс. 52:4)]]. Неизбежно уклонится тот, кто не пожелал искать опору. //Сделались равно непотребными.// Для дела, для которого были рождены. //Нет делающего добро.// Итак, не было того, кто творил бы добро, поскольку иудеи были осуждены за нарушение заповедей, язычники же - в соответствии с природным законом. Следовательно, когда кто-нибудь из иудеев или язычников творил добро, знал, что обязан благодати, а не природе, как говорит пророк о Господе: //у Которого никто не лишен вины сам по себе// [[old:ish:34:07|(Исх. 34:7)]] . И Исаия говорит в песне: **Господи Боже наш, дай нам мир, ибо наши дела ты совершил в нас.** //**Изложение Послания к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П.===== **Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас** В противоположность нечестивцам, благочестивые ожидают с нетерпением дня суда Божия, как дня своего избавления [[new:lk:21:28|(Лк. 21-28)]], как дня в который Господь даст им полный мир или успокоение. //Дела наши Ты устрояешь для нас.// Бог был, по пророку, действующим в праведниках началом всех их мыслей, слов и поступков ([[new:rim:08:09|Рим. 8:9]] и сл.; [[new:gal:02:20|Гал. 2:20]]). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:26:07#lopuxin_ap|Ис. 26:7]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас** //От Господа направляются стопы человеческие// [[old:pr:20:24|(Притч. 20:24)]]. Всякий раз, когда стопы человеческие приходят на правый путь, это совершается не свободой человеческого выбора, но управлением Того, о Ком говорит Исаия: **И все дела наши Ты совершил для нас.** Кто же из людей может понять свой путь? Это становится ясным потому, что если кто-то имеет что-то хорошее, то имеет не от себя, но чрез благодать Божию, так как не сможет понять чрез свободу своей воли, каким он будет, сколько или как долго он будет жить. //**На Притчи Соломона.**// [<10>]