[<10>] ====== Толкование на Ис. 26:16 ====== =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 16-17 **Господи, в скорби помянухом Тя, в скорби мале наказание Твое нам. И яко болящая приближается родити и в болезни своей воскрича, тако быхом возлюбленному твоему** Движимый весьма великою любовью к Богу, блаженный пророк сказал против Иудеев за их дерзкие поступки: //приложи зла всем славным земли// [[old:is:26:15|(Ис. 26:15)]], но дабы он не сочтен был каким-нибудь суровым и жестоким, увещевающим согрешивших не к тому, чтобы они искали помилования, а чтобы пребывали в скорби и бедствиях, он, как необходимое, прибавляет то, что обыкновенно бывает со всеми, именно – что в скорби и нуждах обыкновенно вспоминают о всемогущем Боге. Ибо избыток душевного спокойствия располагает людей к небрежности и, можно сказать, что вследствие крайней лености, пришедши в такое расположение духа, они даже не сознают своих грехов: скорбь же, как бы силою, заставляет их обратиться к Богу и приводит их к познанию грехопадений. По этой то причине, говорит, я и сказал: //приложи зла славным земли// [[old:is:26:15|(Ис. 26:15)]], так как составляет общее свойство всех людей, чтобы вспоминали о Тебе и сообразовались в мыслях и действиях о Твоею волею, особенно тогда, когда, они подвергаются бедствиям. **В скорби мале** мы вразумляемся, потому что Бог подвергает нас не чрезмерному и не совсем жестокому наказанию, напротив растворяет гнев милостью. Итак, воззвание (к Богу) о том, чтобы Он навел скорбь на согрешивших, было делом не ненавидящего их, а напротив любящего и призывающего их к вразумлению, чтобы, если они но собственному произволению не имели плода благочестия, то по крайней мере, как бы нуждою приведены были к этому, чувствуя на себе гнев Божественный. Думаю, что об этом именно сказано устами Давида: //броздами и уздою челюсти их востягнеши не приближающихся к Тебе// [[old:ps:031:09|(Пс. 31:9)]]. Но те (Иудеи), совершивши тяжкие грехи и нагло поступивши со Христом, впали в скорбь. Мы же – твои, и мудрствуем и говорим угодное Тебе, и иначе расположены к Твоему возлюбленному, то есть Сыну. Подлинно мы, подобно женщине, находящейся в муках рождения, как бы кричим против тех, которые подвергали Его бесчестию, и весьма страдая от этого, со всею силою восстаем против неповинующихся Ему. Истинно то, что говорят (пророки?). Посему и блаженный Исаия, порицая дерзкие слова, которые иудеи произносили на Христа, говорит: //вы же приидите семо, сынове беззаконнии, семя прелюбодеев и блудницы: в чем услаждастеся и на кого отверзосте уста ваша? и на кого изсунусте язык ваш? не вы ли есте чада пагубы, семя беззаконно?// [[old:is:57:03|(Ис. 57:3-4)]]. И блаженный Давид говорит о них негде: //да помрачатся очи их еже не видети и хребет их выну сляцы// [[old:ps:068:24|(Пс. 68:24)]]. И, кроме сего, у святых пророков весьма много речей (обличительных) против синагоги Иудеев за их нечестие в отношении к Христу. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его** **Господи, в скорби помянухом Тя,** то есть Иудеи, //и в тесноте жаловались,// **терпя наказание Твое**, потому что почитали оное тяжким и, по слабости сил, невыносимым. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Господи, в бедствии они искали Тебя, в скорби шепота наставление Твое им** Поелику Ты, будучи снисходителен, часто был пренебрегаем, и не прославился, а напротив все от ведения Тебя отступили, посему порази их, Господи, чтобы в бедствии они искали Тебя, и в скорби шепота было наставление Твое им, — чтобы, когда такая тяжесть бедствий обрушится на них, они не дерзали даже не смело кричать, но в молчании глотали скорбь свою. По LXX, пророк в скорби вспоминает Господа, сообразно тому, что говорится в Псалме: //от скорби призвал Господа, и услыша мя в пространство// [[old:ps:117:05|(Пс. 117:5)]] и в другом месте: //Ко Господу, всегда скорбети ми, возвах, и услыша мя// [[old:ps:119:01|(Пс. 119:1)]]. Посему Апостол говорит //мы притесняемы, и не стеснены; мы гонимы, но не оставлены// [[new:2kor:04:08|(2 Кор. 4:8-9)]]. И в другом месте: //недостойны страсти нынешнего времене к хотящей славе явитися в нас// [[new:rim:08:18|(Рим. 8:18)]]. Если же малая скорбь вразумляет, исправляет, и улучшает, то не тем ли более великая, когда мы получаем напоминание о нашем состоянии и приводим себе на память могущество Божие? //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-18 **Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его. Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали** Но и в царстве мертвых есть все-таки искание жизни и надежда на восстание - не угасает. Также и мертвые в своем бедственном состоянии ищут Господа, источник всякой жизни //(он искал Тебя,// т. е. тот //народ//, о котором сказано в 15-м стихе). //Изливал тихие моления,// т. е. неясно что-то шептал, бормотал, так как у мертвеца не может быть настоящего голоса (ср. [[old:is:08:19|Ис. 8:19]]). //Как беременная женщина...// Это - речь жителей преисподней. Они говорят здесь, что именно составляло предмет их //тихих молений// к Богу. Именно они терзались мыслью о невозможности для них вернуться к жизни и на это жаловались Богу. //Были беременны, мучились...// Здесь пророк имеет, вероятно, в виду псалом 17, ст. [[old:ps:017:05|5]] и [[old:ps:017:06|6]]. Давид в этом псалме сравнивает свои страдания с //муками ада//. Он не говорит, что он сам был уже мертв и сходил в шеол, но заявляет, что он был чрезвычайно близок к смерти, что он уже был опутан ее сетями. И в этой нужде он обратился с молитвою к Господу, и получил спасение. Пророк видит в этом освобождение, какое получил Давид от //адских мук,// основание для своего заверения, что искупление из ада - возможно и что у обитателей его не пропадает надежда на освобождение от уз смерти. Эта надежда и пробуждает в обитателе царства смерти порывы, которые он сравнивает с мучительными потугами родильницы, которые однако у мертвых остаются безрезультатными, потому что они основаны только на их //собственных// усилиях, а какие же силы имеют сами //мертвые// для приведения в осуществление своих желаний? Да, бывает так называемая ложная беременность, когда у женщины есть внешние признаки беременности, но, конечно, она ничего не производит на свет. Точно так же и мертвые, без тесного органического общения с Господом не могут возвыситься к новой жизни. //Спасения не доставили земле// - возможно правильнее перевести: "не доставили счастья земле". Земля лишенная своих, отнятых у нее смертью обитателей, изображается также страдающей, горюющей о них, и она могла бы быть счастлива только в том случае, когда бы мертвые снова вернулись к жизни. //И прочие жители вселенной не пали// - возможно правильнее с евр. : "не явилось на свет (новых) граждан мира". Из загробного мира никто снова не пришел в мир (евр. глагол //naphal//, переведенный в синод. переводе словом //пали//, может значить также и //рождаться//). [Славянский перевод 18 стиха возможно гораздо глубже и символичнее: //Страха ради Твоего Господи во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли: не падемся, но падутся вси живущие на земли.// Здесь возможно увидеть символическое указание и на непорочное зачатие, и на земнородство Мессии, являющего "дух спасения", и на искупление жертвой Мессии всех живущих. //Прим. ред.//] //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:26:13#lopuxin_ap|Ис. 26:13]] [<10>]