[<10>] ====== Толкование на Ис. 27:11 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И по времени не будет в нем всякаго злака, занеже изсхнет** См. Толкование на [[old:is:27:10#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 27:10]] **Жены грядущыя с позорища, приидите: не суть бо людие имуще смысла, сего ради не ущедрит сотворивый я, ниже создавый их помилует** Сказав, что //обитающее стадо отпущенно буде//т, и что оно, по приведенным выше словам, будет добычей и отдано будет на съедение, так как Израиль уже стал вне общения с Богом на беззаконие против Христа и вне первого завета и так как обычаи законные прешли, он повелевает святым **женам** благовествовать воскресение Спасителя нашего, о чем и вспоминает Матфей, говоря так: //в вечер же субботный, свитающи во едину от суббот, прииде Мария Магдалина и другая Мариа, видети гроб. И се трус бысть велий. Когда же они пришли в великий ужас, блаженный Ангел сказал им: не боитеся вы: вем бо, яко Иисуса распятаго ищете. Несть зде: воста бо, якоже рече. Приидите видите место, идеже лежа Господь. И скоро шедше рцыте учеником его, яко воста от мертвых: и се варяет вы в Галилеи: тамо его узрите. После же слов Ангела се Иисус срете я, глаголя: радуйтеся: они же приступльше ястеся за нозе его, и поклонистеся ему. Тогда глагола им Иисус: не бойтеся: идите, возвестите братии моей, да идут в Галилею, и ту мя видят// [[new:mf:28:01|(Мф. 28:1-10)]]. Итак, после отвержения Израиля вы, мудрые **жены**, идите, говорит, и с великим дерзновением благовествуйте о Том, Кто умертвил смерть, уничтожил тление и чрез веру оправдывает согрешивших и освобождает от скверн впадших в них и приводит в новую жизнь приходящих к Нему, показал новую, то есть Евангельскую, жизнь живущим на земле, отменил служение по закону, распространил сияние света истины и почитающим Его указал ясный путь поклонения духом и истиною. Итак, идите, поелику Израиль отпал от надежды. **Не суть бо людие имущии смысла**: он окаменел сердцем, остался во тьме и предан мраку греха, потому не хотел внимать Христу, Который говорит: //ходите, дóндеже свет имате, да тма вас не имет// [[new:in:12:35|(Ин. 12:35)]]. Но надобно, говорю, удивляться домостроительству Спасителя и относительно сих премудрых жен, ибо думаю, кто-нибудь скажет: ужели не было святых учеников, которым, как проповедникам божественных догматов, как будто и лучше было бы прежде других благовествовать воскресение? Почему же не они первые узрели Сокрушившего державу смерти Иисуса, но явился Он **женам** и, даровав им достоинство апостольства, повелевает идти и возвестить ученикам, что Христос восстал от мертвых, и что они первые узрели славу Его? На это мы говорим: Единородное Слово Отца соделалось человеком, дабы болящее исцелить и избавить человека от древних преступлений; поэтому-то и надлежало доставить женщинам радость – первым благовествовать воскресение; ибо первая и древнейшая **жена**, послушавшись слов змия, ввела Адама в преступление и сделалась виновницей смерти. Как же не следовало апостольством уничтожить причину столь ужасных обвинений? //идеже бо//, говорит, //умножися грех, преизбыточествова благодать// [[new:rim:05:20|(Рим. 5:20)]]. Евангелие спасения дано было **жене**, послужившей причиной смерти. Посему необходимо было им сказано: радуйтеся от Того, Кто наложил на них проклятие в начале: рече бо к ней: //в болезнех родиши чада// [[old:gen:03:16|(Быт. 3:16)]]. Итак, первое заглаждено вторым и уврачевано болевшее. Повелевает же благовествовать, когда Христос отрекся от любви к Иудеям; ибо после того, как они, говорит, остались при своем безумии и невежестве, сотворивши их не помилует их, и не будут они достойны Его сострадания. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его** //Сокрушатся жены, которые идут и несут ему свет,// то есть города, пришедшие на помощь Ассириянам. **Не суть бо людие имуще смысла,** потому что почитали Бога равным идолам Самарийским. **Сего ради не ущедрит Сотворивый я**, потому что метал стрелы хулы в Создавшего его. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Руфин Аквилейский ===== **Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его** Однако, что и женщины смогут увидеть Его воскресение - притом, что книжники и фарисеи и народ не веруют, - также и Исаия предсказывал в таких словах: **Женщины, приходящие от видения, дерзайте: ибо нет разума у народа.** //**Изложение символа веры.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Во время засухи жатвы его, будут сокрушаться женщины, приходящие учащие его. Ибо он не есть народ мудрый: посему не помилует его Сотворивший его, и Создавший его не пощадит его** Сказанное: во время засухи жатвы его будут сокрушаться, вместо чего Семьдесят перевели: //не будет на нем ничего зеленеющего, потому что засохло//, по еврейскому тексту связывается с последующим, а по LXX с предыдущею мыслию. Посему изъясним сперва по еврейскому тексту. Когда наступит **время засухи** и** жатвы** и, чтобы яснее сказать, опустошения Иерусалима, из синагог всей вселенной сбежится множество народа, чтобы оплакивать Иерусалим и облегчать бедствия его. Или прямо говорит о женщинах, которые до крови бьют себя руками в обнаженный перси, и исполнится предсказание Господа: //дщери Иерусалимские не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших// [[new:lk:23:28|(Лк. 23:28)]]. И учиться плачевным песням у женщин есть великое несчастие народа, подобно тому, как унижением для народа Израильского было то, когда в книге Судей Господь совершил спасение рукою женщины Девворы [[old:sud:04:start|(Суд. 4)]], и когда во время близкого плена, при безмолвии мужей, пророчествовала женщина Голда (Олдама) [[old:4ts:22:start|(4 Цар. 22)]]. **Женщины** же, расстроенные долгим путешествием, изнеможением, голодом и печалью, будут **сокрушаться** и учить жалкий народ потому, что он не есть народ мудрый, и не уразумел Творца своего, Который, пренебреженный и презренный ими, не помилует создания и не пощадит творения Своего. По LXX говорится о Марии Магдалине, и другой Марии, и прочих женах, которые первые увидели воскресшего Господа, и ухватились за ноги Его, и удостоились от Него услышать: //не бойтеся: идите, возвестите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят// [[new:mf:28:10|(Мф. 28:10)]]. Пророческое слово предвозвещает об этих женах гораздо прежде, нежели они родились, и с зрелища страдания и воскресения Господня призывает их к тому, чтобы они проповедывали Евангелие, и, по Еврейскому тексту, учили Иерусалим или землю Израилеву, что Он есть Господь и Бог. Ибо так как народ Израильский не имел мудрости в то время, когда страдал Господь, и исполнилось пророческое предсказание: //спаси мя Господи, яко оскуде преподобный// [[old:ps:011:02|(Пс. 11:2)]]; и: //вси уклонишася, вкупе неключими быша: нестъ творяй благостыню, нестъ до единаго// [[old:ps:013:03|(Пс. 13:3)]]: то жены призывают с зрелища для того, чтобы они возвестили апостолам то, что сами видели. Израиль же, о котором сказано: //Исраиль Мене не позна, и людие Мой не разумеша// [[old:is:01:13|(Ис. 1:3]]) вызвал милостивейшего Творца и Создателя своего на огорчение, чтобы Он не помиловал его. Хотя все это и благочестиво, но каким образом согласуется с прочим и применяется к временам кончины мира, трудно изъяснить. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.**// ===== Тертуллиан ===== **Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его** Женщин, возвратившихся от гроба после того лицезрения ангелов, предвидел Исаия. **Женщины приходящие от видения,** - говорит Он им, - **дерзайте,** чтобы возвестить, разумеется, воскресение Господа. А то, что ученики упорствовали в своем неверии; поможет нам устоять до конца, доказывая, что Иисус явил Себя ученикам не каким-то иным Христом, а Христом пророков. //**Против Маркиона.**// ===== Лопухин А.П.===== **Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его** См. Толкование на [[old:is:27:10#lopuxin_ap|Ис. 27:10]] [<10>]