[<10>] ====== Толкование на Ис. 28:17 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства** Судия хочет тебя помиловать и сделать участником Своих щедрот, но в том только случае, если найдет, что ты по совершении греха стал смирен, сокрушен, много плакал о лукавых своих делах, без стыда открыл сделанное тайно, просил братьев потрудиться с тобою о твоем уврачевании. Одним словом, если увидит, что ты достоин сожаления, то беззавистно подает Свою милостыню. Когда же видит в тебе сердце нераскаянное, ум гордый, который не верит будущему веку, не боится суда, тогда любовью судит тебя. Ибо так искусный и человеколюбивый врач прежде старается смягчить опухоль припарками и смягчающими средствами, но когда увидит, что опухоль не опадает, а затвердевает, тогда, отложив в сторону масло и смягчающие средства, употребляет, наконец, в дело острые орудия. Поэтому любит милостыню к раскаивающимся, но любит и суд над упорными. Подобное нечто говорит и Исаия о Боге: **Поставлю суд мерилом и правду весами,** - потому что Он и милость являет с судом, по достоинству каждого меря мерою, числом и весом. //**Гомилии на Псалмы.**// ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства** Полюбомудрствуй о настоящем бедствии, о судах Божиих праведных, постигаем ли мы их, или не знаем великой бездны; о том, как у Господа, по слову святого Исаии, и **милость на весах.** Потому что благость Его не безрасчетна (хотя казалось такою начавшим ранее трудиться в винограднике и не приметившим неравенства в самом равенстве). Полюбомудрствуй о том, как гнев Божий, называемый //чашей в руке Господа// [[old:ps:074:09|(Пс. 74:9)]] и //чашею ярости испиваемой// [[old:is:51:17|(Ис. 51:17)]], соразмеряется с грехами, потому что Господь, хотя у всех убавляет нечто из заслуженного ими наказания и нерастворенное вино гнева растворяет человеколюбием, впрочем, от строгости приклоняется на милость только для тех, которые вразумляются страхом, и от малой скорби приемлют и во чреве обращение и болят им, и рождают совершенный //дух спасения,// а блюдет и без остатка изливает дрожжи, то есть конечный гнев на тех, которые не исцеляются Его благостью, но еще ожесточаются, подобно тяжкосердному фараону, обременяющему горькими работами и соблюденному в показание силы Божией над нечестивыми. //**На молчание отца.**// ===== Ст. Кирилл Александрийский ===== **и положу суд в надежду, милость же Моя на мерилех** См. Толкование на [[old:is:28:16#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 28:16]] Ст. 17-19 **И уповавшии вотще на лжу, яко не минет вас буря: и не отъимет от вас завета смертнаго, и надежда ваша, яже ко аду, не пребудет. Буря идущая аще найдет, будете ей в попрание. Егда мимоидет, возмет вас: яко по всяко утро преходити будет в день, и в нощи будет надежда зла** Я сказал, что когда святые пророки предвозвещали будущее Израильтянам и показывали им божественный гнев как бы уже наступающим, то сии, будучи надменны до чрезмерного безумия, рассуждали и говорили, что хотя это может быть и случится, но в отдаленном времени и не тотчас наступить исполнение предвозвещенного; пройдет время нашей жизни и после нас будут эти бедствия. Говоря и рассуждая так, они, казалось, как бы заключили союз с смертью и как бы возложили упование на ад. Посему-то и говорит им: **уповавшии вотще на лжу, яко не минет вас буря, бойтесь, да не отъимет от вас завета смертнаго и надежда, яже ко аду, не пребудет**. Ведает конечно, ведает сердца и утробы и силу движений души Творец всяческих, и если имеют такую надежду, то, говорит, ужели Тот, Кто ведает сокровенная ваша не уничтожит этот договор ваш с смертью? Каким же образом уничтожит? Когда настанет явление гнева, то есть буря, то не другой кто-либо после вас, но вы сами будите в попрание. И **возьмет вас** рано, рано, то есть, не в отдаленном времени, но как бы утром и завтра. Не будет совсем успокоения от бедствий; но **во дни и в нощи будет надежда зла**, то есть во всякое время вы будете изнуряемы ожиданием бедствий. Ибо когда Бог восхощет послать несчастия, то кто отвратит приближение беды? или кто воспротивится божественному гневу? **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства** **И положу суд мерен**, то есть отдам в руки Его праведный суд, чтобы судить верующих и неверующих. Это подобно сказанному: //и суд весь даде Сынови// [[new:in:05:27|(Ин. 5:27)]]. **И градом истребится убежище лжи,** то есть Ассириян, на которых надеялись князья Иудины. **И убежище потопят воды,** то есть надежда их потонет в водах. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И поставлю суд мерилом и правду весами** Если милость Божия измеряется, то, значит, она и ограничивается. Скорее должно предположить [следующее]: мы обладаем способностью видеть, слышать и обонять, но не можем воспринять весь воздух, весь свет и все звуки — иначе, пожалуй, нисколько не осталось другому — но каждому уделяется в соответствии с его способностью. Так же и милость Божия — одаривает прощением и благодатью судя по качеству расположения каждого [человека]: если кто-то полностью раскаялся, то прощается полностью, а если отчасти раскаялся, то отчасти и прощается. То же относится и к любящему. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства** См. Толкование на [[old:is:28:16#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 28:16]] ===== Лопухин А.П.===== **И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства** См. Толкование на [[old:is:28:16#lopuxin_ap|Ис. 28:16]] [<10>]