[<10>] ====== Толкование на Ис. 30:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него** См. Толкование на [[old:is:30:16#svt_ioann_zlatoust|Ис. 30:16]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И паки пождет Бог, еже ущедрити вас, и сего ради вознесется еже помиловати вас: зане судия Господь Бог ваш есть, и где оставите славу вашу** Опять не лишил Израильтян надежды; ибо останок спасеся. Но до основания, говорит, придет в погибель возлюбленный (народ) и //не забудет ущедрити Его Бог// [[old:ps:076:10|(Пс. 76:10)]], как говорит блаженный Давид, но будет имя Его прославлено и высоко, когда помилует вас. Спросишь: Благому не свойственнее ли было совсем не налагать наказания? Но следует помнить, что, будучи благ, Он есть и Судия. Дело же Судии состоит в том, чтобы правильно и беспристрастно определить наказание соответственно преступлениям каждого; а как Благому, Ему также свойственно изменять наказанных к лучшему посредством кротких мер. Вы же, говорит, **где оставите славу вашу**? **Оставите** говорит вместо: оставлена будет; ибо богодухновенное Писание иногда относится безразлично к выражениям. Таким образом, укоряет их за то, что они ни во что вменили славу свою быть и именоваться Божиими, ибо были уделом Его. Они оставили ее, совершая пустыннейшие дела, служа произведениям собственных рук своих, не повинуясь святым пророкам, вознерадев и о самом спасении от Бога и возложив тщетную и бесполезную надежду на людей: ибо они, как я сказал, отправились в Египет. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него** И мы Его призываем, ибо Давид говорит: //Весь день... простирал к Тебе руки мои// [[old:ps:087:10|(Пс. 87:10)]]. Бог нас ожидает, ибо говорится: **Потому Господь медлит, чтобы помиловать вас,** и мы Его ожидаем, ибо говорится: //Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой// [[old:ps:039:02|(Пс. 39:2)]]. Бог укрепляет нас, ибо говорит: //Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня// [[old:os:07:15|(Ос. 7:15)]], и увещевает, чтобы мы сами укреплялись: //Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие// [[old:is:35:03|(Ис. 35:3)]]. //**Собеседования.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Посему ожидает Господь, чтобы помиловать вас и посему возвысится Он, щадя вас, потому что Бог правосудия — Господь: блаженны все уповающие на Него** Велико милосердие Бога, что Он ожидает нашего покаяния, и пока мы не обратимся от пороков, Он удерживает сильную руку, чтобы не быть принужденным к наказанию. Милует же и щадит для того, чтобы возвысилось Его милосердие и сделалась известною всем благость Творца. Или, согласно с тем, что говорится в Евангелии: //аще Аз вознесен буду, вся привлеку к Себе// [[new:in:12:32|(Ин. 12:32)]], О потому возносится на крест, чтобы пощадить всех. Ибо Он есть **Бог правосудия**, и **блаженны все**, которые уповают на Господа, ожидающего их обращения. А чье и какое это обращение, это покажут следующие слова. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-21 **И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него! Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, - Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе. И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: "вот путь, идите по нему", если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево** //И потому Господь медлит...// Господь не посылает еще и не скоро пошлет избавление Сиону, потому что справедливость Божественная требует, чтобы виновные иудеи понесли наказание. //Блаженны//... Но, с другой стороны, тот, кто возложил свою надежду на Бога, блажен, потому что найдет услышание у Бога во всех своих молитвах. //Народ//... т. е. раскаявшиеся иудеи снова населят Иерусалим. Город Божий, след., не будет иметь той печальной участи, какой подверглись Вавилон и Ниневия, навсегда преданные запустению. //Учители твои не будут скрываться,// т. е. истинные пророки, которых в Иудее раньше всегда гнали и преследовали, как возмутителей общественного спокойствия ([[old:3ts:18:07|3 Цар. 18:17;]] [[old:am:07:10|Ам. 7:10;]] [[old:ier:38:04|Иер. 38:4]] и сл.), будут пользоваться уважением в народе. //Позади тебя//, т. е. вслед тебе. //**Толковая Библия.**// [<10>]