[<10>] ====== Толкование на Ис. 30:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих** **«И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде»**: хотя в этом городе вы мало потерпели, однако вы будете освобождены от плена в стране чужой. **«И ктому не приближатся к тебе льстящии тя»** (руск. перевод: **«и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих»**): видишь ли, какая выгода от наказания, и какова польза после мучений? Не говорит: не соблазнят тебя, но: **«не приближатся к тебе»**, ты будешь для них недоступным и недостижимым. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 20-21 **И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: "вот путь, идите по нему", если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево** Видел, что мы грешим, и терпел. Тот, Кто до провинности не давал нам грешить, даже после провинности не перестает ожидать нас для милости. Вот Тот, к Кому мы отнеслись с презрением, призывает нас. Мы отвернулись от Него, однако Он не отвернулся. Поэтому хорошо говорится Исаией: **И глаза твои будут видеть учителей твоих, и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя.** Человек как будто лицом к лицу наставлялся, когда он, созданный для благочестия, получил правила справедливости. Но когда он эти самые правила презрел, то как бы в уме повернулся спиной к лицу Создателя своего. Но Он до сих пор сзади следует и увещевает, потому что хотя и презрен нами, однако не перестает до сих пор нас призывать. Как будто мы спиной повернулись к лицу Того, слова Которого мы презираем, наставления Которого мы попираем; но, стоя за спиной, нас отвратившихся вновь призывает Тот, Кто и видит, что презирается, однако наставлениями призывает и с терпением ожидает. //**Сорок гомилий на Евангелия.**// ---- Следует увещевать искушенных в грехах плоти, чтобы они увидели, с каким благоволением Бог в неусыпной заботе простирает объятия своего милосердия, //«Если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» А ты со многими любовниками блудодействовала, - и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь// [[old:ier:03:01|(Иер. 3:1)]]. Вот в отношении предающейся разврату и оставленной женщины выдвигается довод справедливости, и, однако, когда мы возвращаемся после падения, не правосудие, но милосердие выказывается. Поэтому следует, чтобы мы непременно осознали, если нас, оступившихся, жалеют с таким милосердием, сколь велико бесстыдство, с которым мы грешим, не возвращаясь и после прегрешения; или какова будет милость к нечестивым Того, Кто не перестает призывать после провинности. Каковое милосердие призывая, без сомнения, хорошо изображается через пророка, когда говорится отвернувшемуся человеку: **И глаза твои будут видеть учителей твоих, и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя.** //**Пастырское правило.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 20-21 **И даст Господь вам хлеб печали и воду тесную, и ктому не приближатся к тебе льстящии тя: яко очи твои узрят прельщающих тя, и ушеса твоя услышат словеса созади тебе прельщающих, иже глаголют: сей путь, поидим по нему или на десно, или на лево** Господь наш Иисус Христос соделался для нас **хлебом** жизни; ибо ясно сказал: //Аз есмь хлеб сшедый с небесе и даяй живот миру// [[new:in:06:33|(Ин. 6:33,]] [[new:in:06:51|51)]]. Но Он есть также и **вода** не чувственная и вещественная, но божественная и духовная. Так, Он называется рекою мира и источником сладости, говорит это потому, что блаженный Давид о тех, которые оправдываются верою, воспевает и говорит как бы к Богу и Отцу: //яко у Тебе источник живота и потоком сладости Твоея напоиши я// [[old:ps:035:09|(Пс. 35:9-]][[old:ps:035:10|10)]]. Итак, Христос есть **хлеб и вода** животворящая; но обретается Он подвигом и трудом. Ибо великие и превосходные блага делаются достоянием не тех, кои ленивы и преданы изнеженности, но тех, кои обыкли ни во что ставить ради сего тяжелые подвиги и труды. Так стремился познать таинство Христа и божественный Давид, воспевая и говоря: //аще взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима, дóндеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю. Се, слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы// [[old:ps:131:04|(Пс. 131:4-]][[old:ps:131:06|6)]]. Ибо Еммануил родился в Вифлееме, который есть Ефрафа. Итак, Бог всяческих обещает Израильтянам, обращающимся к Нему, дать **хлеб печали и воду тесную**, то есть, даровать жизнь во Христе и познание о Нем, которое можно собрать и заключить в сокровищницах своей души, не впадая в изнеженность, не проводя легкий образ жизни, не идя путем ровным и широким, но входя узкими вратами, ведущими в жизнь. Сей-то **хлеб**, говорит, если возьмешь, будешь безопасен, несклонен к ошибкам и не увлечешься легко словами прельщающих. Ибо **узриши** их и **услышиши** слова их. Некогда, вследствие неспособности обсудить слова их, ты был подобен тем, которые совсем ничего не видят и не слышат слов людей, обыкших прельщать. Но прияв **хлеб** сей, ты увидишь их совершенно и уразумеешь вполне, каковы по своим свойствам суть те, которые неразумно рассуждают и говорят; **сей суть, поидим по нему, или на десно, или на лево**: ибо у них не было способности отличать справедливое от несправедливого, но словами каждого безрассудно увлекались ко всему. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== Ст. 20-21 ** И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: "вот путь, идите по нему", если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево** //Пусть разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям// [[old:pr:05:16|(Притч. 5:16)]]. И по словам пророка Исаии: //И ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения// [[old:is:58:11|(Ис. 58:11-12)]]. Тебе также достанется и то блаженство, которое тот же пророк обещает... Таким образом будет то, что не только всякое направление и размышление твоего сердца, но и все блуждающие, рассеявшиеся твои помыслы обратятся к святому непрестанному поучению в законе Божием. Итак, если это учение, усердно принятое, в сокровенности духа скрытое, будет запечатлено молчанием, то после, как какое-то приятное вино, веселящее сердце человека, когда будет приправлено чистотою чувства и древностью терпения, с большим благоуханием будет исходить из сосуда твоего сердца, как неиссякаемый источник, будет изливаться из жил опыта и из проточных каналов добродетелей. И как непрерывный ручей, будет истекать как бы из некоторой пучины твоего сердца... И по словам пророка Исаии, //ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения// [[old:is:58:11|(Ис. 58:11-12)]]. Тебе также достанется и то блаженство, которое тот же пророк обещает: **Учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «Вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево**. Таким образом будет то, что не только всякое направление и размышление твоего сердца, но и все блуждающие, рассеивающиеся твои помыслы обратятся к святому непрестанному поучению в законе Божием. //**Собеседования.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 20-21 **И даст вам Господь хлеб скудный и воды немного. И не даст более учителю твоему убежать от тебя, и будут глаза твои видеть наставника твоего; и уши твои будут слышать слово сзади говорящего: вот путь, идите по нему, ни направо, ни налево** **И даст вам Господь хлеб скудный и воды немного**. Если мы отнесем это ко временам Зоровавеля, то объяснение будет легко,— что не будет при нем совершенной радости по словам Давида: //внегда возвратиши Господу плен Сион, быхом яко утешены// [[old:ps:125:01|(Пс. 125:1)]]: чтобы они получили не полное и совершенное утешение, но подобие утешения. Если же — к пришествию Спасителя, то скудный хлеб и немного воды, по апостолу Павлу и этому же самому пророку Исаии, предвещает евангельскую речь, которая, вместо пространных правил закона и заповедей, все обобщила в одном слове: //возлюбишь, искреннего твоего яко сам себе// [[new:mf:22:39|(Мф. 22:39)]]. Ибо окончательное и сокращенное слово совершил Господь на земле [[old:is:10:23|(Ис. 10:23)]]. **И не даст более учителю твоему убежать от тебя, и будут глаза твои видеть наставника твоего, и уши твой будут слышать слово сзади говорящего: вот путь, идите по нему, ни направо, ни налево** В настоящем месте издание LXX во многом несогласно с еврейским. Поэтому сперва мы скажем об издании вульгаты и затем последуем порядку подлинника. Когда поймут и увидят очи сердца истину и всею силою ума познают тех, которые прежде обольщали их, и опытными словами уразумеют слова сзади обольщающих, ибо они всегда спешат обольщать слепую часть тела, по оному, что читаем в Псалме: //состреляти во мраце правыя сердцем// old:ps:010:02|(Пс. 10:2), присвояя себе власть учить правому и левому, то есть доброму и худому, и желая, чтобы ученики не исследовали разумно, но следовали бы за вождями: тогда те, которые прежде обольщали, не будут в состоянии приступить к ним, после того как заметят, что их поняли. Затем, по еврейскому тексту объяснение и легко и верно. Ибо когда **Господь** даст верующим **хлеб скудный и воды немного**: то не даст более убежать от них учащему человека знанию, но всегда глаза его будут **видеть наставника** своего и **уши** его **будут слышать слово **его**, сзади говорящего: вот правый путь, ходите по нему, ни направо, ни налево**, по оному, что в другом месте читается: //не совратимся ни на десно, ни на лево, путем царским пойдем// [[old:chis:20:17|(Числ. 20:17)]]. Ибо на той и другой стороне превышающее меру составляет порок. И о правой стороне говорится: //не буди правдив велми// [[old:ekl:07:16|(Еккл. 7:16)]]. Относительно же левых нет никакого сомнения, что они помещаются на стороне козлищ и погибающих. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих** См. Толкование на [[old:is:30:18#lopuxin_ap|Ис. 30:18]] [<10>]