[<10>] ====== Толкование на Ис. 30:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах** См. Толкование на [[old:is:30:22#svt_ioann_zlatoust|Ис. 30:22]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 23-24 **Тогда будет дождь семени земли твоея, и хлеб жита земли твоея будет изобилен и тучен, и напасутся скоти твои в той день на месте тучне и пространне. Юнцы ваши и волове делающии землю наядятся плев смешенных со ячменем извеяным** Образ речи взят как бы от занимающихся земледелием. Когда они в изобилии получают свыше и с неба изливающуюся дождевую воду, тогда конечно имеют хороший урожай и большой запас жизненного продовольствия, и даже жнут на полях корм для скота. Но и здесь смысл приведенных слов из чувственных образов применяется в духовное умозрение. Когда, говорит, дан будет тебе от Бога хлеб печали и тесная вода, когда узнаешь прельщающих тебя и отвратишь от них ум свой, когда истребишь идолов и восприимешь свет истинного богопознания; тогда ты будешь иметь духовное плодородие. Ибо **будет дождь, семени земли твоея. Дождем** же называет духовное утешение чрез Святого Духа, которое как бы **утучняет** сердца почитающих Бога и делает их плодородными. Так Давид об оправданных чрез веру во Христа воспевает: //дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему// [[old:ps:067:10|(Пс. 67:10)]], очевидно, евангельскую и спасительную проповедь и, как я сказал, утешение чрез Святого Духа. И пророк Исаия, как бы от лица Бога, негде сказал об Израиле, который был виноградом: //и облаком заповем, еже не одождити на него дождь// [[old:is:05:06|(Ис. 5:6)]]. Итак, **будет**, говорит, **дождь семени земли твоея**, но **и хлеб жита земли твоея будет изобилен и тучен**, то есть, плод дел твоих послужит на пользу, ибо вполне созреет и будет тучен и изобилен. Так и пророк Осия к отступившим Израильтянам обращался, говоря: //зане льстяй бяше телец твой, Самарие: яко ветром истлено всеяша, и разрушение их приимет я: рукоять не имущая силы , еже сотворити муку// [[old:os:08:06|(Ос. 8:6-]][[old:os:08:07|7)]]. Опять и другой из святых упрекает некоторых и говорит: //и Господа помощника твоего не помянул еси: сего ради насадиши семя неверно// [[old:is:17:10|(Ис. 17:10)]]. Плод нечестивых бывает не зрел, труды их бесполезны, и исход их предприятий не приносит никакой пользы: любящие же Бога – плодоносны. О них подобающим образом молится божественный Павел, говоря: Бог же правды //да умножит семя ваше и да возрастит жита правды вашея// [[new:2kor:09:10|(2 Кор. 9:10)]]. К этому пророк присоединяет, что **напасутся скоти твои на месте тучне и пространне. Скотами**, думаю, называет он малосмысленных и более простых, которые косны мыслью. Но однажды призванные к познанию Бога чрез веру, они найдут духовную пищу и упасутся на **месте тучне**, то есть на богодухновенном Писании, поистине пространном, потому что оно обширно и велико и ведет к благочестию. **Юнцы же и волове, делающии землю**, говорит, **наядятся плев смешанных с ячменем извеянным**, то есть, найдут изобильную духовную пищу и, исполненные непреложных учений, будут обрабатывать землю. **Волами**, как полагаю, здесь называет совершающих дело божественной проповеди и благовествующих силою многою. В этом опять удостоверит нас премудрый Павел, уразумевший духовный смысл заповеди законной. Он сказал: писано: //да не заградиши устен вола молотяща//, и прибавил: //еда о волех радит Бог? или нас ради всяко глаголет//? [[new:1kor:09:09|(1 Кор. 9:9-]][[new:1kor:09:10|10)]]. Итак, под видом превосходной пищи **волов** изображает предметы духовные и дает разуметь, что избранным и как бы некую плодородную землю возделывающим служителей Христу предложена будет прекрасная и крепкая пища. Ибо подобает, подобает начальникам мирян прежде самим исполниться благ от Духа Святого, чтоб могли они приносить пользу своим подчиненным. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах** //В сердце добром почиет мудрость; и кто боится Бога, тот найдет знание с правдою// [[old:pr:14:33|(Притч. 14:33)]]. А что сказанным порядком надо достигать духовного знания, этому научает и блаженный апостол. Ибо когда он хотел изложить не только перечень всех своих добродетелей, но и порядок их, чтобы показать, какая за какой последует или какая какую порождает, то после перечисления нескольких добродетелей он добавляет, говоря: //В бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви// [[new:2kor:06:05|(2 Кор. 6:5-6)]]. Этим сочетанием добродетелей, очевидно, он хотел научить, что от бдения и поста надо переходить к чистоте, от чистоты к благоразумию, от благоразумия - к великодушию, от великодушия - к благости, от благости - к Святому Духу, от Святого Духа - к нелицемерной любви. Итак, когда по этому учению, этим порядком будешь достигать духовного знания, то, без сомнения, будешь иметь, как мы сказали, небесплодное, не бездейственное, но живое и плодоносное учение, и семя спасительного слова, которое, когда тобою будет посеяно в сердцах слушателей, последующий обильнейший дождь Святого Духа оплодотворит, и по обетованию пророка: **Он даст дождь на семя твое,** где бы не посеял на земле, **и хлеб, плод земли, и он будет обилен и тучен.** //**Собеседования.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И дастся дождь семени твоему повсюду на земле, где посеешь, и хлеб плодов земли будет весьма обильным и сочным; будет пастись в день тот агнец на месте обширном. И волы твой и ослята, возделывайющие землю, будут есть мешево, на гумне провеянное** **И дастся дождь семени твоему повсюду на земле, где посеешь, и хлеб плодов земли будет весьма обильным и сочным**. В книге Царей написано [[old:3ts:18:start|(3 Цар. 18)]], что после умерщвления лжепророков Илиею был дан дождь земле израильской, и также хлеб Елисея и впоследствии Спасителя был **весьма обильным и** весьма **сочным** и имел такую питательность, что им насытились многие тысячи людей [[old:4ts:04:start|(4 Цар. 4]]; [[new:in:06:start|Ин. 6)]]. Так и в настоящем месте, не ранее дастся дождь духовному семени, как только после того, когда посеребренные и позолоченные идолы будут разбиты и признаны за навоз. Ибо если не оставят пороков, то не последуют добродетелям. **Будет пастись в день тот агнец на месте обширном. И волы твой и ослята, возделывайющие землю, будут есть мешево, на гумне провеянное.** При обилии во всем, при ниспослании небесного дождя и при том хлебе, который сходит с неба и идущий от которого никогда не взалчет, будут пастись на весьма обширном месте агнцы, следующие за Агнцем, повсюду, куда Он идет и всегда находящиеся одесную Его. Волы же, то есть вожди стада, о которых читаем; //сонм юнец в юницах людских// [[old:ps:067:31|(Пс. 67:31)]], и ослята, сидя на которых Господь вошел в Иерусалим [[new:mf:21:07|(Мф. 21:7)]] и которые обработывают землю, будут есть с гумна то, что было провеяно, для того конечно, чтобы к их пище не присоединилось сколько либо мякины, о которой у Иеремии написано: //что плевы ко пшенице, рече Господь// [[old:ier:23:28|(Иер. 23:28)]] и которая, по Евангелию, сожигается огнем неугасимым [[new:lk:03:17|(Лк. 3:17).]] Затем, по Семидесяти, скот, который еще не исполнился разума и мудрости и о котором говорится к одному Богу: //аз скотен бых у Тебе// [[old:ps:072:22|(Пс. 72:22)]], будет пастись на весьма тучном и обширном месте, которое не приносит терний и волчцов, но, подобно земле Израилевой, течет молоком и медом и доставляет полную свободу пасущимся. Тельцы же и волы, возделывающие землю, это апостолы и мужи апостольские, по отношению к которым и апостол Павел изъясняет написанное: //да не заградишь, устен вола молотяща, и: еда о волех радит Бог// [[new:1kor:09:09|(1 Кор. 9:9)]]. Но он без сомнения говорит о тех, которые возделывают землю свою и относительно которых он же сказал: "//вы Божия нива, Божие строение//" [[new:1kor:03:09|(1 Кор. 3:9)]]. Ибо Отец есть виноградарь и Христос — //виноградная лоза// [[new:in:15:01|(Ин. 15:1)]]. Они будут есть мякину с провеяным ячменем. Мы читаем, что Исаак посеял ячмень и был у иноплеменников и получил плодов ячменя во сто крат. И Осия за гомер и полгомера ячменя нанял женщину прелюбодейную [[old:os:03:01|(Ос. 3:1-2)]]. Также Спаситель ячменными хлебами насытил пять тысяч мужей [[new:in:15:start|(Ин. 6)]], служивших еще телесным чувствам и следовавших Закону Моисея. В другом месте Он, преломив семь хлебов Закона и разделив на куски, насытил четыре тысячи мужей пшеничными хлебами, соответственно евангельскому числу [[new:mf:06:start|(Мф. 6)]]. Такого рода народы едят отчасти и мякину, пока следуют в чем либо букве, и однако чрез мякину и ячмень мало по малу преуспевают, чтобы перейти к пшенице. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 23-26 **И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах. И волы и ослы, возделывающие поле, будут есть корм соленый, очищенный лопатою и веялом. И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потоки вод, в день великого поражения, когда упадут башни. И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы** //Корм соленый// - особо приготовленное крошево с солью или посоленная скошенная трава. Такой корм был вкуснее и полезнее для животных. //День великого поражения// - это день страшного наказания Божия, какое обрушится на мировые державы, враждебные иудеям (ср. [[old:is:22:09|Ис. 22:9]] и сл.). //Башни// здесь разумеются укрепления тех же враждебных иудеям столиц. //Как свет семи дней,// т. е. тогда будет так светло, как будто весь запас света, приходящийся на неделю, засиял сразу. //**Толковая Библия.**// [<10>]