[<10>] ====== Толкования на Ис. 30:30 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде** **И слышану сотворит Господь славу гласа Своего,** соделав спасение народа Своего. **И ярость мышцы Своея покажет** на царе Ассирийском. **С яростию и гневом, и со пламенем... с дождем и градом**. Под этими образами представлена брань с Ассириянами. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 30-33 **И даст Господь слышать славу голоса Своего и страшную мышщу Свою явит в грозном гневе и в пламени огня поедающего: поразит вихрем и каменным градом. От гласа Господня затрепещет Ассур, пораженный жезлом, и будет прохождение жезла укрепленное: Господь даст остановиться ему над ним, с тимпанами и цитрами и в великих войнах покорит их. Ибо издавна приготовлен тофет , он приготовлен царем, глубокий и широкий, пища его — огонь и много дров: дуновение Господа, как поток серы, зажжет его** Пробегая кратко, я мог применительно к еврейскому объяснять читателям то, что мне представлялось нужным. Но что я буду делать с рвением тех, которые признали бы мой труд незаконченным, если бы я не стал объяснять и издания LXX толковников? Итак последую начатому порядку изъяснения. Глас Господень и заповедь будут известны всем и сила мышцы Его всем откроется: когда настанет время воздаяния, то обнаружится в великом пламени, вихре и граде и в тяжести камней. Об этом, как мы сказали, Иезекииль подробно пишет в пророчестве на Гога и Магога [[old:iez:38:start|(Иез. гл. 38-39)]]. При гласе повеления Его **затрепещет Ассур, пораженный жезлом**. Всякий нечестивый, всякий подражающий народу враждебному: не в том смысле, что в день суда будет поражен один Ассур, но чтобы мы под Ассуром разумели диавола. Затем следует: **И будет прохождение жезла укрепленное**: Господь даст остановиться ему над ним. Смысл же такой: поразив его жезлом, он не ослабит его опять и, по обычаю биющих, не прекратит ударов: но сделает то, что он, как бы укрепленный и утвержденный посредством глубокого корня постоянно будет наказывать его. А если это так понимается; то когда будет покаяние диавола, тем более что грешникам говорится: //идите во огнь вечный, уготованный Богом диаволу и ангелам его// [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41)]]? **С тимпанами и цитрами** и в великих войнах покорит их, то есть Господь при радости всех победит демонов и всех нечестивых, **ибо издавна** и в минувшее время приготовлен царем Господом, **тофет,** то есть широкая и обширная геенна, которая будет пожигать их вечным огнем. Пищею его и предметом возжигающим служит огонь и много дров, то есть пламень вечный и наказания грешников. А так как пророческая речь предрекала как бы об очаге и печи огненной, то она удерживает метафору, чтобы мы знали, что она воспламеняется дуновением, дыханием и волею Божиею, вследствие смешения с серою, которая зажигает пламя, чтобы сделать мучения более сильными. За тем то, что говорится по LXX: //по гласу Господа будут побеждены ассирияне посредством язвы, которая поразит их, и сами окружающие, от которых он надеялся на помощь и на которых полагался, с тимпанами и цитрамы будут воевать против него, вследствие перемены//, означает то, что против диавола возстанут те, которые некогда были его подданными, и с радостию и веселием будут воевать против него вследствие внезапной перемены, когда, поняв свое заблуждение, низвергнут того, кем были обольщены. К нему же говорится, что сам он от начала заблуждался, считая вечным свое царство, для которого приготовлена геенна и вечные наказания. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 30-33 **И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде. Ибо от гласа Господа содрогнется Ассур, жезлом поражаемый. И всякое движение определенного ему жезла, который Господь направит на него, будет с тимпанами и цитрами, и Он пойдет против него войною опустошительною. Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его** Изобразив в 27-28 ст. приближение грозного Судии, пророк с 30 ст. начинает изображать самое совершение суда. //Возгремит Господь.// Здесь пророк, очевидно, говорит о громе, который обычно принято было считать// голосом Божиим//[[old:1ts:12:18| (1 Цар. 12:18;]] [[old:iov:26:14|Иов. 26:14)]]. //От гласа Господа.// Здесь, по-видимому, пророк представляет себе Всевышнего, как могучего воина, испускающего военный крик при нападении на врага [[old:iol:03:16|(Иоил. 3:16;]] [[old:am:01:02|Ам. 1:2)]]. //Жезлом поражаемый.// Как видно из дальнейшего, удары жезла Божия будут смертельны для Ассура. //С тимпанами и цитрами.// Евреи во время казни, совершаемой над их врагами ассирийцами, будут играть на музыкальных инструментах, прославляя Великого Судию. //Тофет//. Так называлась долина сынов Гинномовых близ Иерусалима, где сожигалась всякая падаль (Толк. Библия т. 2-й, с. 533). Но здесь пророк берет это имя как нарицательное - для обозначения места сожжения трупов вообще (на это, может быть, и указывает и форма этого имени у пророка - //tophteh//). Царь ассирийский устроил для себя сам костер в Ниневии, когда уже не было возможности спастись от врагов, и сгорел на нем вместе со своими женами и детьми. //Как поток серы.// Этими словами пророк указывает на то, что костер сразу загорится, как будто его весь облили серою. Глава 30-я заключает в себе цельную поэму, направленную против союза с Египтом. Строфы ее распределяются так: 1 строфа 29 гл. _15-16 а. ст. _(3, 2, 2) 1 строфа 30 гл. _1-2 ст. _(3, 2, 2) 2 строфа 30 гл. _3-7 ст. _(3, 2, 2) 3 строфа 30 гл. _8-11 ст. _(2, 2, 2, 2) 1 строфа 30 гл. _12-14 ст. _(3, 2, 2) 2 строфа 30 гл. _15-17 ст. _(3, 2, 2) 3 строфа 30 гл. _18-19 ст. _(2, 2) 1 строфа 30 гл. _20-22 ст. _(3, 2) 2 строфа 30 гл. _23-24 ст. _(2, 3) 3 строфа 30 гл. _25-26 ст. _(2, 2) 1 строфа 30 гл. _27-29 ст. _(2, 2, 3) 2 строфа 30 гл. _30-33 ст. _(2, 2, 3) //**Толковая Библия.**// [<10>]