[<10>] ====== Толкования на Ис. 33:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя** Что ты говоришь? Когда их **"обижают»**, то почему же не обижают? Это тебе так кажется, но в действительности не то. **«И отвергаяй вас»** отвергает не вас, но себя самого. Вещи непостоянны. //«Если буен, то один потерпишь»// [[old:pr:09:12|(Притч.9:12)]]. Хотя мы видим многих, желающих вредить другим, тем не менее, никто не вредит им, а каждый – самому себе. Злой – зол только для себя самого. //«Коварное сердце не найдет добра»//, говорится [[old:pr:17:20|(Притч.17:20)]]. //«Гнев губит и разумных»// [[old:pr:15:01|(Притч.15:1)]]; прогневавшийся же муж безобразен; он изменяет цвет лица не того, на кого гневается, а – только свое; хотя гневающийся бранится, тем не менее он получает рану в свое сердце. В другом месте говорится: //«Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его»// [[old:pr:10:26|(Притч.10:26)]]. Каждый связывается собственными узами, беззакония поистине губят человека. **«И яко молие в ризе, тако предани будут"** (в русском переводе этих слов нет). **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Горе обидящым вас! вас никтоже изобидит, и отвергаяй вас не отвержет: пленени будут отметающии (вас) , и предадятся, и яко молие в ризе, тако побеждени будут** Блаженными называет сеющих при всякой воде, идеже вол и осел попирает. И мы говорили, что чрез сие знаменуются как из Иудеев, так и из язычников призванные верою к познанию Христа. Но естественно было некоторым рассуждать и затем говорить: каким образом блаженны таковые, когда их преследуют мудрствующие мирское, всегда окружают их невыносимыми опасностями, и часто доводят даже до самой смерти? Посему речь пророка переходит к утешению уверовавших и говорит: **горе обидящим вас, вас никтоже изобидит**. Ибо пострадать ради Христа для святых есть дело славное, а для воздвигающих гонения погибельное. Таким образом они являют несчастными себя самих, а отнюдь не пострадавших, так как страждущие со Христом и соцарствуют Ему (сн. [[new:rim:08:17|Рим. 8:17]] и [[new:2tim:02:12|2 Тим. 2:12]]). А если кто либо отвергнет вас, говорит, то он себя самого отвергает; потому что **пленени будут** обыкшие делать сие, то есть, не избегнут Божественного гнева, но будут как бы пожираемы от посланных на них наказаний, подобно тому как одежда от моли. Итак, подвиг для святых, как я говорил, служит виновником вечных благ; а желание делать зло тем, которые преданы Богу, не останется безнаказанным для делающих сие, но напротив, послужит причиною самого крайнего наказания. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя** **Горе расхитителю! не расхищайте; а если пожелаете расхищать, сами будете расхищены**. Пророк предостерегает Иудеев, чтобы не вдавались в хищение, хотя и расхищали их Ассирияне.// Если пожелаете обманывать, сами будете обмануты.// Пророк говорит, что если не пребудете в завете с Богом, то сами будете обмануты теми обманщиками, которые желают вашего переселения в Египет. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Горе грабителю: не будешь ли и сам ты ограблен? и презирающему: не будут ли и тебя самаго презирать? Когда кончишь разграбление, οграбят и тебя; когда утомившись перестанешь презирать, будут презирать и тебя** Он сказал об апостолах и учителях церквей: //блаженны сеющие на всякой воде, где вол и осел попирают//; теперь обращает проклятие к преследователям их или скорее против князя их, обладающего душами нечестивых, что они получат воздаяние за все сделанное ими и что теперешняя сила послужит причиною будущих мучений. Поэтому по Семидесяти говорится: //горе делающим вас несчастными: ибо никто не делает вас несчастными//. Смысл же такой: когда они, насколько возможно, преследуют вас и подвергают различным мучениям, то считают умерщвляемых и мучимых несчастными. Но никто не может сделать вас несчастными, потому что они имеют власть не над душою, а над телом, и кто отвергается вас, тот отвергается не вас, а того, кто послал вас, по словам, которые Спаситель говорит ученикам: //отметалися вас Мене отметается: отметалися же Мене отметается пославшаго Мя// [[new:lk:10:16|(Лк. 10:16)]]. Таким образом преследователи будут пленены и преданы вечному огню. И как моль [съедает] одежду, так вечный пламень будет съедать их. Об этом пишется и в конце сего пророчества: //червь их не умрет и огонь их не угаснет// [[old:is:66:24|(Ис. 66:24)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-12 **Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя. Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное. От грозного гласа Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена, и будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча. Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою. И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим. Вот, сильные их кричат на улицах; послы для мира горько плачут. Опустели дороги; не стало путешествующих; он нарушил договор, разрушил города, - ни во что ставит людей. Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил. Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь. Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше - огонь, который пожрет вас. И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне** Около 701-го г. ассирийцы приблизились, после победы над египтянами, к Иерусалиму, несмотря на то, что Езекия послал им в г. Лахис ту дань, какую они требовали. Ввиду такого вероломства ассирийцев пророк предвозвещает им гибель, народу же иудейскому предсказывает освобождение от ассирийского нашествия. Вслед за этим пророк выражает уверенность и в скором внутреннем обновлении жителей Иерусалима. В настоящее время положение столицы Иудеи - очень печально, но Сам Господь обещает жестоко наказать врагов Иерусалима, которые довели его до такого положения. Речь идет об Ассирии, которая давно уже, а именно со времени Асурнасир-Габала (885-860 г. г. до Р. Х.), приобрела такую мощь, что войска ее считались непобедимыми. И этой всемогущей державе предстоит разорение и опустошение. //Грабитель// - возможно точнее с евр. хитрец, изменник, который грабит даже и своих союзников (ср. ст. 8). //Когда кончишь.// Окончит свои завоевательные походы Ассур, конечно, не по собственному желанию, а в силу истощения своего государства. //**Толковая Библия.**// [<10>]