[<10>] ====== Толкование на Ис. 34:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион** (Здесь) не было никакой несправедливости, но праведный суд и воздаяние по делам. **«И упьется земля их кровью, и прах их утучнеет от тука. Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион»**. Здесь ясно, что гнев пришел на идумеев ради Сиона, града Божия, так как Сион был градом Божиим, т.е. жаждущим спасения от Бога, презирающим идолов иноплеменников, которые не принесли им никакой пользы. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 8-10 ** Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его в смолу, и прах его - в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней** Писание дает ужасную картину, когда, описывая преисподнюю, говорит: **День мщения у Господа, год возмездия за Сион, и превратятся реки его в смолу, и прах его в серу, и будет земля его горящею смолою, не будет гаснуть ни днем ни ночью, в вечности.** //**Гомилии на пророка Иезекииля.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 8-11 **День бо суда Господня, и лето воздаяния суда Сионя. И обратятся дебри его в смолу, и земля его в жупел, и будет земля его горящи яко смола днем и нощию, и не угаснет в вечное время, и взыдет дым ея высоце, в роды своя опустеет. И во время много птицы и ежеве, совы и вранове возгнездятся в нем: и возложат нань уже землемерно пустыни, и онокентаври вселятся в нем** В этих словах пророк яснее дает разуметь то, что сказал прежде прикровенно. Ибо называет Сион, которому, говорит, предстоит и **день суда и лето воздаяния**, когда, по излиянии как бы смолы и серы (**жупел**) на всю их страну, они подвергнутся истреблению от неукротимого огня и будут иметь неутихающее пламя. Под дымом же восходящим, быть может, следует разуметь слух о страдании, дающий знать и находящимся вдали о громадности наведенного на них бедствия. Говорит также, что она **опустеет в роды** и о том, что случится с опустошенными городами. Ибо **птицы, и ежеве, совы и вранове возгнездятся**, говорит, **в нем**, и он отмерен будет на (под) пустыню, причем **онокентаври вселятся в нем**. Онокентаврами называет диких ослов, для которых совершенно пустынные пространства служат излюбленным местом жительства. А ежами называет мышей, покрытых колючками. Если же кто пожелает в сих словах принять и духовный смысл, то скажем, что опустошенные и как бы оставленные одинокими души людей, так как в них не обитает Духом Бог всяческих, будут пожираемы хищными зверями и в них водворятся нечистые духи, как бы в виде выше поименованных ежей и воронов и диких ослов. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 8-17 **Ибо день мщения у Господа, год воздаяний за суд Сиона. И превратятся потоки его в смолу и прах его в серу и будет земля его горящею смолою. Днем и ночью не будет гаснуть, вечно будет восходит дым ея; будет от рода в род оставаться в запустении; во веки веков не будет проходящаго по ней. И завладеют ею пеликан, и еж; и ибис, и ворон поселятся в ней, и протянется по ней землемерная вервь для уничтожения и отвес для опустошения. Знатных ея не будет там; скорее призовут царя, и все князья ея будут ничто. И на доме [**или** домах] ея будут рости терния и крапива, и колючия растения на укреплениях ея: и будет логовищем драконов и пастбищем для страусов. И бесы будут встречаться с онокентаврами и косматые будут перекликаться один с другим: там будет лежать [**или** лежало] ночное страшилище (lamia) и найдет [**или** нашло] себе покой. Там угнездился еж и вскормил детей, и окопал и высиделъ в тени ея; туда собрались коршуны, один к другому. Ищите тщательно в книге Господней и прочитайте: ни одно из этого не отсутствовало, одно другого не искало: ибо то, что вышло из уст моих, Он повелел и дух Его — Он собрал их. И сам Он бросил им [**или** ей] жребий и рука Его разделила ее им мерою: во веки будут они владеть ею; из рода в род будут жить на ней** Евреи, как мы выше сказали, утверждают, что это предречено о римской империи и что под мщением Сиону предсказывается опустошение некогда весьма могущественного царства, о чем, как многие из наших полагают сообразно с буквальным смыслом, написано также в Апокалипсисе Иоанна. Но так как говорится: **день мщения у Господа, год воздаяний за суд Сиона**, то мы разумеем тот год, о котором сам Спаситель говорит: //Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно и ден воздаяния, утешити вся плачущая, дати плачущим Сиона славу// [[new:lk:04:18|(Лк. 4:18-19]]; [[old:is:61:01|Ис. 61:1-3)]], и о котором выше сказано [[old:is:32:05|(Ис. 32:5)]]: //женщины богатыя, встаньте// и во время скорби вспомните о днях года с надеждою. Поэтому после общего потреблении всего мира Писание обращается опять к Иерусалиму, к которому оно говорило в то время, и подробно описывается его опустошение, то есть,— что после того, как настанет время осады римлян, все наполнится смолою и серою и горящим пламенем, и дым его будет пребывать вечно, и будут обитать там **пеликан и еж, и ибис и ворон**,— животные, обыкновенно живущие в пустынных местах: и это будет, потому что вервь Господня и отвес, то есть решение Его, не может измениться. Знатные его, то есть апостолы и верующие, не будут там и не присоединятся к числу погибших; но они скорее призовут царя-Христа. Все же князья его, то есть книжники и фарисеи, будут уничтожены, и на домах, некогда весьма богатых, **будут расти терния, и крапива и колючие растения**. **И будет логовищем драконов и пастбищем для страусов**, которые также служат признаками крайнего запустения. **И будут встречаться** в нем, по Семидесяти, различные бесовские привидения (//phantasmata//) или, как все другие перевели по еврейскому тексту, //siim //и// iim//, онокентавры, и косматые, и ночное страшилище, которые описываются в баснях язычников и в измышлениях поэтов. Также еж вскармливает там детей и имеет весьма надежное местопребывание; туда собираются коршуны, весьма хищныя птицы, которые по-еврейски называются //bajoth//, или, как перевели Семьдесят, //олени//. О которых скажем ниже. При этом пророк говорит слушателям: люди, слушающие меня, говорящаго! Все, наступление чего я предвозвещаю, исполнится на деле. Ибо это написано в книге Господа, и определено Его решением и даже ни одно из этого не останется без исполнения. Ибо то, что вышло из моих уст, Он повелел, то есть: хотя говорю я, но это слова Господа, и духом Его будет совершено все, что было сказано. По Его определению и мере все это исполнится и во веки веков не оставит места своего. Это сказано применительно к еврейскому тексту и по историческому изъяснению. Но следующие иносказательному смыслу утверждают, что по изгнании народа иудейского в Иерусалиме под именами зверей и чудовищ будут жить идолопоклонники и служащие различным суевериям, и что они суть **пеликаны и ежи**, **ибис и ворон**, драконы и страусы, и онокентавры, и бесы, и косматые и ночное страшилище (//lamia//), которое по-еврейски называется //lilith// и только одним Симмахом переведено //ночное страшилище//, в котором некоторые из евреев предполагают //έριννην//, то есть //фурию//. И действительно, если мы обратим внимание на то, что колонии, приведенные из различных народов в Иерусалим, и каждое семейство чтили особых демонских чудовищ, согласно с обычаями своих стран; то подтвердив, что все это жило в Иерусалиме. Переведенное же Семидесятью: //там встретились олени и увидели лица свои: по числу прошли, ни один из них не погиб, и не искал другого. Ибо Господь заповедал им и Дух Его собрал их: и сам дал им жребии и рука Его разделит им: чтобы паслись во веки и владели в роды родов и покоились в нем//, мы объясним аллегорически сказав, что олени— это апостолы и все святые учители, о которых написано: //имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже// [[old:ps:041:02|(Пс. 41:2)]], и в другом месте: //глас Господень, свершающий елени// [[old:ps:028:09|(Пс. 28:9)]]. И еще: //елень любве и жребя твоих благодатей да беседует тебе// [[old:pr:05:19|(Притч. 5:19)]], и у Иова: //исчислил ли еси месяцы оленей, и болезни их отслеши ли// [[old:iov:39:02|(Иов 39:2-3)]], и в Песня Песней говорится: //подобен есть брат мой серне или младу еленю на горах благовонных// [[old:pp:02:09|(Песн. 2:9)]]. Они встречались в Иерусалиме и виделись взаимно и проходили по нему и оставили его, и отправились в различныя страны, так как Господь повелел им: //шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына и Святаго Духа// [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19)]], и Дух Его собрал их и дал им жребии и разделил, чтобы один отправился к индийцам, другой в Испанию, третий в Иллирию, иной в Грецию, и каждый почил в стране своего благовествования и учения. То, что, как мы сказали, было предречено об Иерусалиме и что, по мнению иудеев, было сказано о римском государстве, некоторые относят к вселенной, чтобы не казалось разногласящим с предшествующим. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион** См. Толкование на [[old:is:34:05#lopuxin_ap|Ис. 34:5]] [<10>]