[<10>] ====== Толкования на Ис. 35:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс** Он дважды сказал: **"пустыня"** (в ц. сл. тексте слово **"пустыня"** употреблено дважды); пустынею называется необработанная земля, она же называется землей жаждущей. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст. 1-2 ** Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего** А куда мы поместим то пророчество, которое изрек Исаия к пустыне, крича: **Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; и процветет и возвеселится пустыня Иорданова?** Ясно ведь, что не местам бездушным и бесчувственным он возвещает радость, но иносказательно посредством образа пустыни говорит о высохшей и неукрашенной душе. **И великолепие Кармила** даруется душе, имеющей подобие с пустыней, то есть через благодать Духа. Ибо поскольку Илия обитал в Кармиле, и гора стала известна и прославлена благодаря добродетели того, кто пребывал там; и поскольку Иоанн Креститель, блиставший в духе Илии, освятил Иордан, то в силу этого и пророк предсказывал, что **великолепие Кармила** будет дано реке. И **славу Ливана** из сравнения с ее высокими деревьями пророк переносит на реку. Ибо как Ливан удивителен благодаря тем деревьям, которые на нем растут и имеют питание, так и Иордан прославляется благодаря людям, которые в нем возрождаются и насаждаются в раю Божием. У них, по слову псалмопевца, всегда цветущих и имеющих, словно листья, добродетели, //лист не вянет// [[old:ps:001:03|(Пс. 1:3)]], и Бог возрадуется, вовремя получая от них плод, как добрый садовник радуется плодам собственных трудов. //**На День просвещения.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-2 **Радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет яко крин. И процветет и возвеселится пустыня Иорданова: и слава Ливанова дадеся ей, и честь Кармилова, и узрят людие мои славу Господню и высоту Божию** Пустынною и неплодною страною богодухновенное Писание обыкновенно называет язычников, которые некогда находились в таком состоянии, не имели мысленного жениха с неба, разумею Христа, терпели недостаток во всяком благе и питали как бы только терния, будучи сухою и безводною пустынею. Когда же в ней явился Христос (Он принят был верою, и она обогатилась от Него Божественным потоком, так как Он есть //источник живота//, [[old:ps:035:10|(Пс. 35:10)]] и //поток сладости//, [[old:ps:035:09|(Пс.35:9)]]; и сам Он говорил чрез одного из святых пророков: //се Аз уклоняю на ня, аки реку мира, и аки поток наводняемый, славу языков//, [[old:is:66:12|(Ис. 66:12)]]: она уже не бесплодна и не пустынна, а напротив, многочадна, и с Женихом, и цветуща мысленно. Итак некогда жаждущая да возрадуется, говорит, и да процветет яко крин, вместе и цветущий и благоухающий. Благоухание сие было Христово, в чем удостоверит Павел, пишущий: //яко Христово благоухание есмы Богови// [[new:2kor:02:15|(2 Кор. 2:15)]]. Пустынею же Иордана называет пустынную страну около него. Ибо не Израильтянам непокорным. но нам происшедшим от язычников и именно уверовавшим из них дан поток Иорданов, – у нас он находится, – в нем мы крещаемся, и нашим, как я сказал, соделался святой источник. Итак сей пустыне, говорит, некогда жаждущей, ныне же унаследовавшей преславный Иордан, **дадеся слава Ливанова, и честь Кармилова**. Ливаном и Кармилом часто называется Иерусалим и самый храм Божий. Но та слава, которая древле приличествовала святому граду и Божественному храму, дается Церкви из язычников, и мы созерцаем в ней **славу Господню и высоту Божию**. Иудеи приступали к Господу (Христу), как к обыкновенному человеку, ничего более не имеющему сравнительно с другими людьми. Мы же созерцаем высоту славы Его; ибо знаем Его как Бога, но домостроительству ради нас вочеловечившегося и таким образом истинно Бога. **//Толкование на пророка Исаию.//** Смотри, как пророк зовет Его Господом и называет Его Богом, ведь, говоря в Духе, он ведал, что Еммануил не просто богоносный человек, не воспринятый в качестве орудия, но истинно Бог вочеловечившийся… Ибо наш Господь Иисус Христос явился нам имеющим Божественную силу, и рука Его была со властью, то есть с силою и господством. //**Послания.**// ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== Ст. 1-4 **Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас** Здесь Исаия задолго возвещает благодать того времени, когда святой Иоанн будет призывать грешников к покаянию и крестить в пустыне исповедующих свои грехи. И Исаия прежде подтвердил это, сказав: **Радуйся, пустыня! И да расцветет она, как лилия, и да расцветут и возликуют пустоши иорданские. Окрепните, повисшие руки, и колени вихляющие, ободритесь; слабые духом, окрепните и не бойтесь** (Ис. 35:1-3). //**Трактат на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-2 **Радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет яко крин... Да скочит как серна, и слава Ливана дастся ей, и честь Кармила и Сарона**. Так говорит пророк о земле Израильской, которая была опустошена Вавилонянами, но по возвращении Иудеев из плена, наслаждаясь миром, возвратила себе прежнюю честь и славу. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-2 **Возрадуется пустынная и непроходимая и восторжествует страна необитаемая и разцветет как лилия. Произрастая будет произрастать, и будет ликовать, радуясь и восхваляя. Слава Ливана дана ей, красота Кармила и Сарона. Они увидят славу Господа и благолепие Бога нашего** Так как Иерусалим обращен в смолу, и над ним поднимается вечный дым и обитают в нем пеликан и еж, ибис и ворон, драконы и страусы, бесы и онокентавры, ночное страшилище и косматые, и так как над ним исполнился приговор Господа: //оставляется вам дом ваш пуст// [[new:lk:13:35|(Лк. 13:35)]]: то бывшая прежде пустынною, о которой в псалме говорится: //глас Господа, отрясающаго пустыню, и стрясет Господь пустыню Каддийскую. Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы// [[old:ps:028:08|(Пс. 28:8-9)]], превратится в обилие во всем и, вследствие борьбы оленей, из всех лесов у народов будут изгнаны звери, владевшие прежде ими, чтобы исполнилось то, что говорится у того же самаго пророка: //возвеселися неплоды не раждающая, возгласи и возопий не чревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа// [[old:is:54:01|(Ис. 54:1)]]. Она прежде была жаждущею или непроходимою, не имеющею живой воды, и Господь не проходил чрез нее; но теперь она же расцветет в лилию или, как яснее выразил Акила, //χαλοχωσις//, что мы можем назвать //распускающеюся розою// еще с развернувшимися листками. Расцветет же, чтобы сказать с апостолом: //во всяком месте Христово благоухание есмы// [[new:2kor:02:14|(2 Кор. 2:14-15)]] и оное из Песни Песней: "цветы видны на земле, мандрагоры издали благовоние" [[old:pp:07:start|(Песн. 7)]]. Поставленнаго Семидесятью: //возвеселятся пустыни Иордана// хотя в еврейском нет, но мы можем сказать, что это указывает на Иоанново крещение покаяния в реке Иордане, которое запечатлел и утвердил Господь Своим омовением. А так как образно говорится о пустыне, относящейся к народам, в которой был Иоанн, то последовательно она может соединиться с пустынею Иорданскою, чтобы чрез пустыню народов мы пришли к крещению Спасителя. Дальнейшее же: **слава Ливана дана ей и красота Кармила и Сарона** мы должны понимать согласно с прежним объяснением, в котором мы сказали, что под Ливаном разумеется храм или Иерусалим, по словам Захарии: //разверз Ливане, двери твоя// [[old:zah:11:01|(Зах. 11:1)]] и Иезекииля: //орел великий великокрилый, исполнь ногтей, иже имать повеление внити в Ливан и Кармил// [[old:iez:17:03|(Иез. 17:3)]], и означает прежний народ, о котором выше было сказано: //и будет пустыня Кармилом и Кармил будут считать лесом// [[old:is:32:start|(Ис. 32)]]; также Сарон имеет тоже значение по словам Писания: //Сарон похож стал на пустыню// [[old:is:33:start|(Ис. 33)]]. Итак весь блеск, почитание Бога и познание обрезания, и места весьма плодородные и ровные, называющиеся Сароном, вместо чего Симмах перевел //поля//, будут даны церкви, бывшей некогда пустынною, и обитатели ее увидят славу Господа и благолепие или величие Бога нашего. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== Паримия в навечерие Богоявления на первом часе и водоосвящении. Глава XXXV. В сей паримии содержится предречение о цветущем состоянии новозаветной Церкви. **Тако глаголет Господь: радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет, яко крин** Пророк Исаия имеет обычай, как известно, свои пророчества излагать так, что от угроз переходит к обетованиям и наоборот. В подлежащей рассмотрению паримии содержатся одни обетования или предречения о счастливом будущем для царства Божия или Церкви. Но этим обетованиям суждено исполниться не иначе, как под условием торжества правосудия Божия над врагами этого царства – язычниками и Иудеями, согласно с угрозами, содержащимися в предшествующей 34 главе. И уже тогда, когда будут совершаться суды Божии над врагами царства Божия, наступят цветущие времена для него. В судьбе царства Божия произойдет нечто подобное тому, как если бы бесплодная и дикая **пустыня** обратилась в цветущее и плодородное поле. Дикая и бесплодная **пустыня** есть образ языческого мира, жившего одной естественною жизнью, не испытавшего попечений о нем Господа, подобных тем, предметом которых служил избранный народ, и потому бесплодного в нравственном отношении, или приносившего тощие плоды духовной жизни. Это была поистине **пустыня** сухая, **жаждущая**, не орошаемая росою благодати Божией. Но вот придет время, когда Господь изольет Свою благодать и на эту **пустыню**, когда призовет в Свое царство язычников. О сем времени поистине можно сказать то, что со слов пророка воспевает Церковь: «процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая, прежде неплодящая церковь». И как взор человека услаждается зрелищем цветущего, плодоносного сада и поля, так и Господь будет радоваться, взирая на цветущее состояние в Церкви веры и благочестия, и сама Церковь будет радоваться, вкушая изливающуюся на нее обильно благодать Божию. Об этой-то радости предрекает пророк: **Радуйся пустыня жаждущая.** **//Толкование на паремии из книги пророка Исаии.//** ===== Евсевий Кесарийский ===== **Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс** И это было исполнено посредством чудесных и явных дел нашего Спасителя после проповеди Иоанна Крестителя. Итак, смотри, как пустыня просвещается благой вестью, не любая или случайная, но определенная пустыня у берега реки Иордан. Ведь Иоанн жил там и крестил там, как написано: //Явился Иоанн, крестя в пустыне// [[new:mk:01:04|(Мк. 1:4)]]. <...> Думаю, что пустыня - это символ всего того, что было лишено с древних времен всех Божественных благ, то есть Церковь язычников. Река же в пустыне, которая очищает всех, кто окунается в нее, - это, согласно умному созерцанию, образ чего-то очищающего, о чем в Писании говорится: //Речные потоки веселят град Божий// [[old:ps:045:05|(Пс. 45:5)]]. И это означает неиссякающий поток Святого Духа, нисходящий свыше и омывающий град Божий, как называется жизнь, согласная с Богом. Итак, эта река Божия достигла даже пустыни, то есть церкви языков, и до сего дня доставляет ей живую воду. //**Доказательство в пользу Евангелия.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 1-2 **Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего** После убийства Иоанна Иисус, ожидая Своего времени, удалился в пустынное место, которое есть Вифсаида, таинственно научая тому, что по оставлении Иудеи, которая неверием в пророчество потеряла свою главу, Он в пустыне дарует Церкви, не имевшей мужа, пищу слова. Поэтому Вифсаида прекрасно переводится как «дом плодов». Она та, о которой сказал Исаия: **Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс,** и немного после: **Увидят славу Господа и величие Бога нашего.** //**Изложение Евангелия от Луки.**// ---- И так как после Иудея притекла к вере в Господне воплощение, последовало и множество язычников, причастных той же благодати, и тогда Иудея возрадовалась, удивившись неожиданному их обращению и внезапно воскликнула: //Кто это восходит от пустыни, изобильная радостями, опираясь на моего возлюбленного// [[old:pp:08:05|(Песн. 8:5)]]? Восходит Церковь язычников от пустыни потому, что в течение многого времени была оставлена своим Создателем, но шагами, преуспевающими в вере и добрых делах она перешла к Его благодати, так что исполнилось пророчество Исаии, говорящего: **Возрадуется земля пустая и непроходная, и возвеселится пустыня и расцветет как лилия,** в достатке изобилуя теми радостями, о которых выше говорит Жених: //Как прекрасна ты и красива возлюбленная в радостях// [[old:pp:07:07|(Песн. 7:7)]], - то есть в желаниях небесной жизни, //опираясь на моего возлюбленного,// без помощи Которого она не могла не только взойти к вышним, но даже и восстать, ведь мы не можем иметь ни продвижения в добродетели, ни самого начала веры, если Господь не ущедрит нас. Итак, Иудея тем более удивлялась благодати обращения язычников, что считала, что к ней причастны только она и те, кто принимались в ее обряд чрез таинство обрезания, о чем очевидно свидетельствует книга Деяний Апостолов. //**На Песнь песней.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-10 **Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся** Заканчивая первую часть своих пророчеств, Исаия рисует величественную картину превращения сухой пустыни в великолепную цветущую долину и прекращение всех бедствий человеческих, происходящих от болезней и уродств. По этой пустыне будет проложена дорога для избранников Божиих в родную землю и они возвратятся в мире и радости на Сион. Что разумеет пророк под //пустыней// и //сухой степью//? Последующие стихи (3-6) представляют ответ на этот вопрос. Отсюда мы можем заключить, что пророк имел в виду свой народ иудейский, который во время плена вавилонского представлял собою как бы сухую пустыню, лишенную всякой растительности. Да, в народе иудейском на время как бы совсем прекратилась жизнь, а страна его, лишенная населения, уже и подавно заслуживала названия //степи//. Но такое время, говорит пророк, окончится. Вся эта сухая степь покроется красивыми нарциссами (евр. слово, здесь стоящее - //bezil// - означает луковичные растения разных колеров) и сравняется по своему плодородию с самыми плодородными и красивыми местностями Палестины (ср. [[old:is:33:09|Ис. 33:9;]] [[old:is:29:17|29:17;]] [[old:is:32:15|32:15)]]. //Они увидят.// Это выражение не подходит к словам //пустыня и степь//. Лучше понимать его так, что здесь указывает пророк на иудеев, которые //увидят//, т. е. убедятся своими глазами в величии и всемогуществе Господа. //**Толковая Библия.**// [<10>]