[<10>] ====== Толкования на Ис. 35:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего** Этими словами пророк показывает перемену в мире вследствие пришествия Христа, т.е.: люди, жаждущие и бездеятельные, будут пить живую воду учения Христова и увидят славу Господню, как сказал Иоанн: //«и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»// [[new:in:01:14|(Ин.1:14)]]. Слова: **«величие Бога нашего»**, показывают, что Он (Христос), вознесшись на кресте, превзошел всех, которых называли богами. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Григорий Нисский ===== **великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего** См. Толкование на [[old:is:35:01#svt_grigorij_nisskij|Ис. 35:1]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И процветет и возвеселится пустыня Иорданова: и слава Ливанова дадеся ей, и честь Кармилова, и узрят людие мои славу Господню и высоту Божию** См. Толкование на [[old:is:35:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 35:1]] ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== **великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего** См. Толкование на [[old:is:35:01#svt_xromatij_akvilejskij|Ис. 35:1]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего** См. Толкование на [[old:is:35:01#prp_efrem_sirin|Ис. 35:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего** См. Толкование на [[old:is:35:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 35:1]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== Паримия в навечерие Богоявления на первом часе и водоосвящении. Глава XXXV. В сей паримии содержится предречение о цветущем состоянии новозаветной Церкви. **Укрепитеся руце ослабленныя и колена разслабленная. Утешитеся малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся, се бо Бог наш суд воздает и спасет нас** Обращаясь с сим увещанием и утешением к языческим народам, пророк имеет в виду трудность для язычников расстаться с их верованиями и образом жизни. Языческие религии потворствовали самолюбию и чувственности, наполняли умы своих последователей заблуждениями и суевериями, силою привычки обратившимися в природу. Христианская религия, как религия духа, потребует от них борьбы с самолюбием и чувственностью; как религия света и истины, будет восставать против суеверий и заблуждений. Нужно будет немало силы воли, немало самоотвержения, чтобы сбросить иго язычества, – и вот к этому-то подвигу пророк призывает людей погрязших в тине чувственности и расслабленных духовно: **укрепитеся руце ослабленныя и колена расслабленная**, – т. е. смело вступите в борьбу с чувственностью, твердою ногою вступите на путь истины и спасения и бодро идите этим путем. Но призываемые к сему подвигу хотя и будут сознавать, что их религиозное состояние жалко и надобно выйти из него, хотя ум их дошел до убеждения в этом, в их общем душевном настроении будет оставаться еще некоторое раздвоение и колебание, так что они не будут чувствовать в себе настолько силы воли, чтобы самым делом последовать голосу убеждения и немедленно порвать союз с язычеством. Умом они убеждены будут в истине, но исповедать ее вдруг сробеют, не потому только, что трудно будет расстаться с унаследованными от рождения привычками, но еще потому, что это будет не безопасно. Променять язычество на христианство нельзя будет без того, чтобы не вооружить против себя упорных язычников в семье, в обществе, в правительственной среде. И вот против этого-то малодушия восстает пророк. Он ободряет малодушных (**утешитеся малодушнии умом**), убеждая их не бояться, – ибо нужно сделать только первый шаг навстречу опасности, чтобы почувствовать в себе силу идти дальше. Что касается до врагов, нет сомнения, что придется много зла потерпеть от них; но не до конца они будут торжествовать. Гонимые врагами должны утешать себя надеждою, что Господь суд воздаст врагам, т. е. праведным судом накажет их, и спасет нас от их злобы, даст нам в мире и тишине проводить жизнь христианскую. **//Толкование на паремии из книги пророка Исаии.//** ===== Тертуллиан ===== Ст. 2-4 **великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас** Исцеляется и расслабленный, и притом, при стечении народа, на виду у всех. **Ибо увидит,** - говорит Исаия, - **народ величие Господа и славу Божью.** Какое величие и какую славу? **Укрепитесь, ослабевшие руки и колена дрожащие,** - речь идет о параличе. **Укрепитесь, не бойтесь,** - повторяет не зря; к слову //укрепитесь// не случайно присоединяет **не бойтесь,** ибо вместе с выздоровлением членов было обещано и восстановление физических сил - //встань, возьми постель твою и иди в дом твой// [[new:lk:05:24|(Лк. 5:24)]], - и бодрость духа, дабы не бояться тех, кто скажет: //Кто отпустит грехи, кроме одного Бога// [[new:lk:05:21|(Лк. 5:21)]]? //**Против Маркиона.**// ===== Евсевий Кесарийский ===== **великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего** К ним говорит пророчество, что **слава Ливана и великолепие Кармила** будет отдана этой пустыне. Что такое **слава Ливана,** если не поклонение Богу, совершавшееся посредством жертвоприношений по закону Моисея, отвергнутых Богом в пророчестве, в котором Он говорит: //Для чего Мне ладан, который идет из Саввы?// [[old:ier:06:20|(Иер. 6:20)]]. <...> //К чему Мне множество жертв ваших?// [[old:is:01:11|(Ис. 1:11)]]. Он передал славу Иерусалима пустыне Иордана, поскольку обучение правильному богопоклонению со времен Иоанна Крестителя происходит не в Иерусалиме, а в пустыне. Подобным же образом и честь закона и его более внешних установлений была перенесена в пустыню Иорданову по той же причине, то есть те, кто нуждались в исцелении души, теперь устремлялись не в Иерусалим, но в пустыню, поскольку было проповедано отпущение грехов. Я думаю, что приход Спасителя нашего на крещение [в пустыню Иордана] предсказывается в этих словах: **И народ мой увидит славу Господа и величие Бога.** //**Доказательство в пользу Евангелия.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего** См. Толкование на [[old:is:35:01#beda_dostopochtennyj|Ис. 35:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего** См. Толкование на [[old:is:35:01#lopuxin_ap|Ис. 35:1]] [<10>]