[<10>] ====== Толкование на Ис. 37:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаго и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой; вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых** **«Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака»**. Так и ниневитяне говорили: //«Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой»// [[old:ion:03:09|(Ион.3:9)]]. Чему нам следует научиться из этого? Хотя мы не надеялись найти милосердие, однако нам не должно удерживаться от молитвы. Слово: **"аще"** (может быть, если) есть признак неуверенного ума. Тоже говорил Бог пророкам: //«и послушай»//, говорит [[old:vtor:05:27|(Втор. 5:27)]], а потом: //«о, если бы сердце их было у них таково»// [[old:vtor:05:29|(Втор. 5:29)]]. Хотя Бог прекрасно знал, что они (евреи) не будут слушать, однако Он не щадил увещаний; будем же и мы поступать таким образом. **«Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака»**. Он не осмеливается назвать Его своим Богом. Итак, что ты говоришь? Ты молишь Бога, но надеешься получить спасение не ради своих молитв, а ради обид неприятеля; точно так же говорится и в притчах: //«Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой»// [[old:pr:24:17|(Притч.24:17–18)]]. Часто побуждает Бога и вызывает на помощь не достоинство спасаемых, но злоба нечестивых. Таким образом и здесь здравый в своем уме показал большое смирение. Видишь ли, как постыдно порицание? Не думай, что это слова Рапсака; то были слова царя, так как прибавлено: **«которого послал царь Ассирийский»**; а он послал такие пустые и исполненные гордости слова, чтобы оскорбить Бога живых. Это не городу было осадой и не нам бесславием, но, напротив, нам было великою скорбью, что он осмелился все это высказать против Бога, и поносил Его обидными словами; он не сказал ни одного слова, чтобы обнаружить свое великое благочестие. **«Вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых»**. Смотри: вследствие несправедливых слов врага, молитва Езекии, душевное настроение пророка и вместе угнетенное состояние остальных соединены со многою скорбью. Также и мы будем прибегать к тем, которые могут свободно говорить с Господом, потому что они – твердые башни для нашей защиты. Но не достаточно только прибегать к ним. Езекия и сам не переставал молиться, хотя и возвестил пророку: прежде того один, а потом вместе с ним, он усердствовал в молитве. Поэтому не следует пренебрегать молитвой, а не только прибегать к святым. Царь покрылся пеплом, хотя был в славе, только затем, чтобы удержать войну. Ты же, обыкновенный человек, лишенный почестей, не приходишь молиться к Богу, но украшенный в развевающуюся тунику, намазанный благовониями, ты пренебрегаешь быть в мире с Тем, Который прогневался на тебя. Никто, подверженный бездействию, не может примириться с Царем царей и угодить Ему, прогневавшемуся. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **да услышит Господь Бог твой словеса Рапсакова, яже посла царь Ассирийский, укаряти Бога живаго и поносити словесы, яже слыша Господь Бог твой, и да помолишися ко Господеви Богу твоему о оставшихся сих** См. Толкование на [[old:is:37:02#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 37:2]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаго и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой; вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых** См. Толкование на [[old:is:37:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 37:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаго и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой; вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых** Объяснение см. в Толковой Библии т. 2-й, [[old:4ts:18:13#lopuxin_ap|4 Цар. 18:13]]-[[old:4ts:20:19#lopuxin_ap|20:19]]. [<10>]