[<10>] ====== Толкования на Ис. 38:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь** **"В те дни"**, говорит (пророк). Не без умысла прибавляет пророк: **"в те дни",** но чтобы научить нас о причинах зла, так как часто у многих нечто доброе бывает началом зла, что подтверждается и книгами Паралипоменон: //«Но как смирился Езекия в гордости сердца своего»// [[old:2par:32:36|(2Пар.32:26)]]. Смотри, человек: справедливо на нас приходят бедствия. Что было достаточно для того, чтобы ты возгордился? Может быть ты своею силою управлял, или совершил победу? Может быть ты преследовал неприятелей? Но разве не в то время, когда спал весь город, все это совершилось? Причиною того превосходства было то, что Бог управлял городом. Разве ты не слышал: //«ради Себя и ради Давида, раба Моего»// [[old:is:37:35|(Ис.37:35)]]? **«И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего»**. Смотри, когда он пришел к нему: тогда именно, когда Езекия был в великой скорби, чтобы, находясь в своей болезни, он легче уверовал. Кроме того, ему должно было веровать и ради того, что произошло с ним и с неприятелем. **«Сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь»**. Не просто сказал: "умрешь", но прибавляет: **«сделай завещание»**, – что иные толковники объясняют: //«прикажи»//, каковое выражение побуждало к более крепкой вере. Таким образом он вел себя так, что подтверждались остальные чудеса, которые имели совершиться. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-3 **Бысть же в то время, разболеся Езекиа до смерти: и прииде к нему Исаиа пророк сын Амосов, и рече к нему: сия глаголет Господь: устрой о доме твоем, умираеши бо ты, и не будеши жив. И обрати Езекиа лице свое ко стене и помолися ко Господеви глаголя: помяни, Господь, како ходих пред тобою со истиною и сердцем истинным, и угодная пред тобою сотворих. И плакася Езекиа плачем великим** Езекия был одним из самых знаменитых по благочестию царей и посему имел великую славу; ибо он ниспроверг жертвенники, разрушил капища, сжег находившееся в капищах, вырубил рощи и не переставал служить Богу установленными в законе жертвами. Покорил соседних с Иудеей варваров и многих из них обложил данью и пошлинами: восстановлял города и, кратко сказать, достигнув в избытке высшей славы, он по справедливости сделался предметом удивления, но как, говорят дети Евреев, он скоро удалился от должного и высоко возмечтал о себе и впал в сети гордости. По этой причине Бог из любви к нему простер на него жезл: //его же бо любит//, говорит Господь, //наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет// [[new:evr:12:06|(Евр. 12:6)]]. Ибо подобно чадолюбивому отцу, Он наказывает ударами людей, направляя их к лучшему и отвращая их от сокрытого в них зла. Как самые опытные и искусные врачи подвергшиеся гниению члены тела или подвергают прижиганию, или отрезают ножом и обыкновенно делают это не по ненависти к болящему, а напротив движимые состраданием к нему; так точно, думаю, и Бог всяческих пресекает вредные последствия присущих нам болезней посредством соответственных наказаний, //да не с миром осудимся//, по написанному [[new:1kor:11:32|(1 Кор. 11:32)]]. Итак, царь Езекия впал в болезнь и подвергался жребию всех злых, ибо он находился в крайней опасности, по слову пророка, который говорит, что он умрет, и что ему следует распорядиться домом своим. Так сделал Бог не потому, что не знал, что он будет жить и исцелится от опасной болезни но (Божию) милосердию к нему, но потому, что призывал и побуждал его к молитве, дабы просивший получил от него милость; ибо Он сострадателен к тем, которые любят Его, и присным подает просимое и внимает словам умоляющих Его. Так и совершилось. **Ибо помолися Езикия, глаголя: помяни, Господи, како ходих пред тобою с истиною, и сердцем истинным, и угодная пред Тобою сотворих**. Прекрасно дерзновение праведных; ибо они как бы просят вознаграждения за то, что ими сделано, и плодов их доброй жизни. Ибо Бог всяческих радуется на тех, которые жили сообразно с законами, и легко склоняется на просьбу тех, которые ведут добрую жизнь, когда видит их в слезах и в усиленной молитве. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-3 **В то время, разболеся Езекиа до смерти... И обрати Езекиа лице свое ко стене и помолися ко Господеви глаголя: помяни, Господи, како ходих пред Тобою со истиною и сердцем правым** Езекия сказал так вероятно потому, что видел и таких царей, которые царствовали лукаво, однако же сыны их наследовали престол их. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-3 **В те дни заболел Езекия даже до смерти. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: распорядись на счет дома своего, потому что ты умрешь, а не останешься в живых. И обратил Езекия лице свое к стене, и помолился Господу, и сказал: умоляю, Господи, вспомни, прошу, как ходил я пред Тобою в истине и с сердцем совершенным, и делал доброе пред очами Твоими. И плакал Езекия плачем великим** //Егоже любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет// [[old:pr:03:12|(Притч. 3:12)]]. Чтобы после неимоверных триумфов и победы среди плена сердце Езекии не превозносилось, он посещается болезнию тела своего, и слышит, что он умрет, для того чтобы обращение к Господу отвратило приговор Его. Это именно мы читаем и у пророка Ионы и в угрозах против Давида, о которых говорится, что они сбудутся, но которыя не сбылись, не потому что Бог изменяет приговор, а потому что Он призывает человеческий род к познанию Его. Ибо Он есть Господь, //каяйся о злобах// ([[old:2par:36:24|2 Пар. 36:24]], молитва Манассии ст. 6, [[old:iol:02:13|Иоил. 2:13]], [[old:ion:04:02|Ион. 4:2]]). И обратил Езекия лице свое к стене, ибо к храму идти он не мог, и именно к стене храма, подле которого Соломон построил дворец; или вообще к стене, чтобы не казалось, что он выставляет свои слезы на показ присутствующим; или, по крайней мере, по Иеремии, который словом //cir//, то есть //стеною// называет сердце://к сердцу своему//, чтобы всем умом умолять Господа. И говорит: **умоляю, Господи, вспомни, прошу, как ходил я пред Тобою в истине и с сердцем совершенным, и делал доброе пред очами Твоими**. Слыша, что он умрет, не просит жизни и очень многих лет, а предоставляет суду Божию, что угодно будет даровать, ибо знал, что Соломон тем был угоден Богу, что не просил многих лет жизни: но имея идти ко Господу, говорит о делах своих, как ходил пред Ним в истине и с сердцем совершенным. Счастлива совесть, которая во время огорчения воспоминает добрые дела: //ибо блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят// [[new:mf:05:08|(Мф. 5:8)]]. И так как в другом месте пишется: //кто похвалится чисто имети сердце// [[old:pr:20:09|(Притч. 20:9)]]. то это так объясняется, что совершенством сердца теперь называется в нем то, что он истребил идолов, ниспроверг сосуды храма Ваалова, сокрушил медного змея и совершил прочее, упоминаемое Писанием [[old:4ts:18:03|(4 Цар. 18:3-5]], [[old:2par:29:start|2 Пар. гл. 29-31)]]. Плакал же плачем великим по обетовании Господнем Давиду, которое с его [Езекии] смертию, как он видел, имело погибнуть. Ибо в то время Езекия не имел сыновей, так как по смерти его Манассия начал царствовать в Иудее, будучи двенадцати лет [[old:2par:33:01|(2 Пар. 33:1)]], из чего очевидно, что Манассия родился после третьего года дарованной ему [Езекии] жизни. Следовательно весь этот плач происходит вследствие того, что он терял надежду на рождение Христа от его семени. Другие утверждают, что весьма святые мужи страшатся смерти по причине неизвестности суда и незнания приговора Божия о том. какое местопребывание они будут иметь. И вместе разрешаются вопрос о судьбе и узы необходимости и причин, потому что день смерти не определен заранее для каждого, но по воле Божией и по неведомым для смертных причинам или живет или умирает кто либо, в особенности когда и решенная теперь неизбежность смерти отсрочивается, и когда мы читали, что после смерти очень многие были воскрешены. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-8 **В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь. Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря: "о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих". И заплакал Езекия сильно. И было слово Господне к Исаии, и сказано: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей. И вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек. Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило** Объяснение см. в Толковой Библии т. 2-й, [[old:4ts:20:01#lopuxin_ap|4 Цар. 20:01]]-[[old:4ts:20:07#lopuxin_ap|20:7]]. [<10>]