[<10>] ====== Толкования на Ис. 38:18 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 18-19 **Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою** Только живущие так и достигшие такого совершенства и могут славословить Бога, и этого подобает почитать за действительный праздник, за истинное торжество. Ни заботы о брашнах, ни пышность одежд, ни суетное наблюдение за днями, но помысел, обращенный к Богу, и благодарственная жертва, приносимая Ему через прославление Его, составляет это празднество. И это доступно только святым, жившим во Христе, ибо написано: //Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы будем благословлять Господа отныне и вовек// [[old:ps:113:25|(Пс. 113:25)]]. Равно как и Езекия по избавлении от смерти так славословил Бога за это: **Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне.** //**Праздничные послания.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 18-19 **Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою** Итак, те, которые не благословляют Бога, ничем не отличаются от умерших; они даже хуже их, потому что не благословляющие Бога считаются умершими и скрытыми в гробнице. Истинно он говорит: **«Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне»**: он называет живыми тех, которые преданы благочестию, как ясно из следующих слов:** «как я ныне»**. В то время был живым не он один, но весь мир, однако относительно благочестия живым был только он один. Езекия не был лишен веры в воскресение: **«не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою»**. Но умершие во грехах подобны истлевшим в земле, лишенным благословения. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 18-20 **Не похвалят бо Тебе, иже во аде, ни умершии возблагословят Тя, и не надеются, иже во аде, милости Твоея. Живии же возблагословят Тя, якоже и аз: от днесь бо дети сотворю, яже возвестят правду Твою, Господи спасения моего: и не престану благословя Тя с песнию вся дни живота моего прямо дому Божию ** Такую же мысль, какая заключается в вышеприведенных словах, содержит сказанное устами Псалмопевца: //кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? еда исповестся тебе персть? или возвестит чудеса твоя?// [[old:ps:029:10|(Пс. 29:10)]]. Ибо умершие и снизшедшие во врата ада может быть перестанут уже славословить Бога; они уже ничего не могут прибавит к тому, что совершили, напротив закосневают в том, с чем отошли, и будут ждать времени всеобщего суда. Итак, говорит, только живущие и имеющие возможность делать добро, когда находятся в благополучии, будут благословлять тебя, как я. Обещает сотворить чада, яже возвестят правду Божию. Одни говорят, что Он этими словами обещает устроить празднество с песнями и поставить в божественном храме самых сладкогласных псалмопевцев; другие же, углубляясь умом в созерцание таинственных предметов, говорят, что Изекия, размышляя о чем либо возвышенном, может быть думал, что его царство не имеет конца и самая жизнь его вечна, вообразивши, что написанное о Христе, как сыне Давидовом, сказано о нем самом и к ному относится. По этому, говорят, хотя он находился четырнадцатый год на царстве, но не видно, чтоб он заботился о рождении детей. Узнавши же предел жизни своей, он заботится о тех, которые будут его преемниками, и говорит о чадах и прибавляет, что они **возвестят правду** Господа. Однако ж слово его оказалось несогласным с истиною; потому что Манассия был нечестивым и преступным царем. Но у отца его было намерение, чтоб и сам он (Манассия) был благочестив и для других был провозвестником славы Божией. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою** **Ибо не ад возблагословит Тя, и не смерть восхвалит Тебя.** В устах мертвых умолкают хвалы Тебе. **Не возвестят истины Твоей сошедшие в могилу**, потому что все, лежащие в гробах, лишены дара слова. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою** См. Толкование на [[old:is:38:15#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 38:15]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-20 **Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою. Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем** Здесь проводится общая ветхозаветным писателям мысль о том, что состояние умерших есть состояние полного безразличия ко всему великому и, в частности, к делам Божиим, совершающимся на земле (ср. [[old:ps:006:06|Пс. 6:6;]] [[old:ps:087:11|87:11-13;]] [[old:ps:113:25|113:25-26)]]. Напротив, живой человек может всегда прославлять Бога своей богоугодной жизнью и наставить на путь добродетели и детей своих. Езекия обещает восхвалять Бога и в песнях во храме, что он и исполнил, устроив оркестры из левитов (ср. [[old:2par:29:30|2 Пар. 29:30]]). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:38:09#lopuxin_ap|Ис. 38:9]] [<10>]