[<10>] ====== Толкования на Ис. 38:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 21-22 **И сказал Исаия: пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет. А Езекия сказал: какое знамение, что я буду ходить в дом Господень** Но почему он приказал наложить на рану пласт из смоквы? По подобию Неемана, который пожелал приобрести несколько земли, как видимый и телесный знак выздоровления; так сделал и он. А почему сказано: //«Молитва Езекии, царя Иудейского, когда он болен был и выздоровел от болезни»//, – теперь же говорится: **«пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет»**? Пророки имеют обычай рассказывать вновь о том, о чем они говорили раньше. Болезни удаляются не опытностью врачей, но помощью Господа, Который может исцелять без помощи медицины и какого-либо медикамента, не требуя какой-либо жертвы; а если иногда что и требует, то только веры исцеляемых. Потому Христос не посетил дома сотника, так как вера его была велика [[new:mf:08:13|(Мф.8:13)]], напротив, он пришел к начальнику синагоги ради малой веры его [[new:mk:05:22|(Мк.5:22]], [[new:mk:05:24|24)]]. Потом в ином месте Он говорит: //«хочу, очистись»// [[new:mf:08:03|(Мф.8:3)]], а другому простирает руку [[new:mk:01:41|(Мк.1:41)]], иному же исследует глаза [[new:mk:08:23|(Мк.8:23)]]. Почему? Потому что Он применялся к настроениям всех. Прокаженному Нееману говорится: //«пойди, омойся»// [[old:4ts:05:10|(4Цар.5:10)]]; а сам Христос брением помазал очи слепому [[new:in:09:06|(Ин.9:6)]], брение же не приносит здоровья, даже ослепляет; и относительно Лазаря говорит: //«отнимите камень»// [[new:in:11:39|(Ин.11:39)]], и //"иди вон"// [[new:in:11:43|(Ин.11:43)]]. Но может быть Он не мог воскресить умершего в то время, когда лежала крышка? Он сделал так для того, чтобы поднимавшие камень были свидетелями воскресения; если Он отверз врата смерти и освободил связанных заклепами ее, то тем более Он мог словом поднять камень, лежавший на отверстии гробницы. Затем, чтобы люди не были неверующими, Он повелел мертвым воскресать пред ними. Подобным же образом и здесь дано повеление относительно наложения смоквы на язву. Езекия показывает себя близким к смерти, когда говорит:// «я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою»//. Ясно, что излечение произошло не от пласта смоквы, но от повеления Божия. Помощь врачей происходит от природы лекарств, но не от их могущества, Христова же сила не такова: Он не лечил лекарствами, но пользовался ими только для знамения. Лекарством же было слово Его; когда Он повелевал, то все становилось весьма легко. **«Какое знамение, что я буду ходить в дом Господень?»** Иные говорят: что означают эти слова: **«какое знамение, что я буду ходить в дом Господень?»** Не давай, говорит, знамения молитвы или выздоровления, или иной вещи; напротив, когда ты пойдешь в дом Божий, то это самое уже будет знамением. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 21-22 **И рече Исаия ко Езекии: возьми от смоквий, и сотри, и приложи пластырь на язву, и здрав будеши. И рече Езекия: сие знамение, яко взыду в дом Божий** В четвертой книге Царств [[old:4ts:20:07|(4 Цар. 20:7)]] написано, что причиной болезни Езекии был злокачественный и неизлечимый нарыв, так что не уступал и искусству самых врачей. Когда же Бог соизволил даровать праведному жизнь, и повелел исчезнуть болезни; то он получил исцеление посредством того, от чего язва, по всей вероятности и даже несомненно, должна была прийти в худшее состояние и повести к увеличению страданий. Ибо рука Всемогущего всегда творит поразительное; помощь приходит от того, от чего никак нельзя было ждать ее. Ясно, что это помощь от Бога. **Сотри**, говорит, из **смоквий пластырь, и приложи на язву, и здрав будеши**. И надобно было ожидать, как я сказал, что язве будет вред или никакой пользы от этого. Но поелику повелел это Бог, то благоразумнейший Езекия исполняет в силу знамения и говорит, что если я выздоровею от пластыря из смокв; то это будет для меня твердым и истинным знамением, что я взойду в храм Божий и, очевидно, буду приносить Ему жертву и молиться по прекращении болезни и после уничтожения во мне всякого страдания. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сказал Исаия: пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет** **И рече Исаия ко Езекии: возми от смоквий... приложи... на язву и здрав будеши**. Тот, Которому все нетрудно, жестокую язву, не уступавшую никаким врачевствам, исцеляет смоквами. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И сказал Исаия: пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет** //Что есть Езекия, что — недуг и что — пласт [смокв], которым излечена рана?// Езекия олицетворяет человеческую природу. Рана на бедре означает закон греха, ибо с бедром соседствуют детородные члены. А **пласт [смокв]** есть животворящая плоть Господня, не содержащая закваски греха, посредством которой в нас и был исцелен недуг [прародительского] преступления. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 21-22 **И повелел Исаия, чтобы они взяли пластырь из свежих смокв, и положили на рану, и чтобы он выздоровел. И сказал Езекия: какое будет знамение, что я взойду в дом Господень** Это должно читать прежде, нежели молитву или писание Езекии, которое мы теперь изъяснили. Ибо прежде был приложен пластырь к ране, и прежде было потребовано им знамение будущего здоровья, нежели он принес благодарения Господу, о чем говорится, как о сделанном им по выздоровлении. Евреи говорят, что слово //siin//, которое опустили LXX, значит //веред//, а не //рана//. Ибо и Акила, и Симмах и Феодотион перевели: ελχος [//веред//], под чем они хотят понимать //царскую болезнь//, для которой враждебным считается все сладкое, принятое ли в пище, или приложенное к телу. Следовательно для того, чтобы проявилось могущество Божие, здоровье восстановлено чрез вещи вредные и неблагоприятные. Другие предполагают, что //siin// есть не //веред//, а //нарыв//, когда вспухающее тело наполняется созревшим и разлагающимся гноем. А по искусству врачей всякий гной вызывается на поверхность кожи сухими и истолченными смоквами; и поэтому не следует пренебрегать врачебное искусство, когда оно основывается на практике и опыте, потому что и оно создано Богом [[old:prsir:38:start|(Сир. 38)]]. Итак до этого места записана молитва и изъявление благодарности. О прочем же, и именно о том, какое было дано знамение, — рассказано по порядку предшествующего повествования. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-22 **И сказал Исаия: пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет. А Езекия сказал: какое знамение, что я буду ходить в дом Господень** Стих 21-й должно поставить после 8-го стиха и 22-й после 6-го стиха. На строфы молитва Езекии разделяется так. 1 строфа_Ст. 10-14_(2, 2, 2, 2, 2) 2 строфа_Ст. 15-19_(2, 2, 2, 2, 2) 3 строфа_Ст. 20 (заключение). //**Толковая Библия.**// [<10>]