[<10>] ====== Толкование на Ис. 39:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И пришел пророк Исаия к царю Езекии и сказал ему: что говорили эти люди? и откуда они приходили к тебе? Езекия сказал: из далекой земли приходили они ко мне, из Вавилона** **«Что говорили эти люди? и откуда они приходили к тебе?»**. Езекия открыл не то, что они сказали, но – откуда они пришли. Но разве пророк не знал об этом, что спросил его? После того он показывает, что он спросил об этом не потому, что не знал: он предсказал грядущий плен. Мы должны исследовать причину наказания пленом. Хотя она не указана, однако об ней можно заключить из радости развеличавшегося Езекии. Подобно тому, как не указана причина его болезни, а мы полагаем, что таковою была гордость, так, хотя теперь и не открывается причина прихода послов, однако мы думаем, что она заключалась в том, что он надеялся на людей, а не на Бога. Ему неприлично было надеяться на людей и вступать с ними в дружбу, тем не менее, побежденный дарами, он показывает им не то, что прилично было, а напротив, показывает им дом Nechotha. Акила, вместо //«дом Нехота»//, говорит: //«дом курений»//; Симмах: //«дом военных вооружений, золота, серебра, стакти, елея и курения и всего того, что было в его сокровищнице»//. Почему же ты привязываешь к себе этих друзей, а не Бога, в котором была вся твоя безопасность? Некоторые думают, что он пожелал, показав им сокровища, устрашить их на тот случай, когда ему надлежало пользоваться иными вещами для иной цели. Другие же говорят, что послы пришли затем, чтобы узнать причину происшедшего знамения, так как тот день (исцеления Езекии) был продолжителен, более продолжителен, нежели прочие дни. Был десятый час и солнце вновь возвратилось еще на десять часов; вследствие прихода и возвращения его стало много часов; а потом солнце совершило, сообразно своему течению, еще 12 часов. Вавилоняне, смотря на такую вещь удивленными глазами, пришли спросить о происшедшем знамении, так как в один день солнце должно было совершить течение 32 часов. Поэтому пророк и говорит: **«что говорили эти люди?»** Езекия не стал показывать им великого Бога, сотворившего дивное, а показал им то, что он мог показать из человеческих дел, но он не помыслил о том, что написано: //«проклят человек, который надеется на человека»// [[old:ier:17:05|(Иер.17:5)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 3-7 **И прииде Исаия пророк ко Езекии царю и рече к нему: что глаголют сии мужи, и откуду приидоша к тебе? и рече Езекиа: от земли далекия приидоша ко мне, от Вавилона. И рече Исаия: что видеша в дому твоем? И рече Езекиа: вся, елика в дому моем, видеша и несть в дому моем, егоже бы не видели, но и яже в сокровищих моих. И рече ему Исаия: послушай словесе Господа Саваофа: се дние грядут, глаголет Господь, и возмут вся, яже в дому твоем, и елика собраша отцы твои даже до дне сего, в Вавилон прейдут, и ничесоже оставят: рече Господь, яко и от чад твоих, ихже родил еси, поймут и сотворят каженики в дому царя Вавилонска** Пророк послан был Богом, но сначала встретившись с Езекией показывает вид, будто говорит от своего имени, Посему говорит: что глаголют сии мужи? Такие речи его были (тогда) весьма обычны. Ибо Вавилоняне пришли может быть потому, как я сказал, что желали знать причину возвращения солнца назад и почему там много говорят об этом знамении. Он же, как я сказал, вместо того, чтобы рассказать им о божественном могуществе и о повиновении твари Его мановениям, показал им дом фимиамов и газы. Посему пророк выспрашивает, зачем они пришли и о чем они говорили. Но он совершенно ничего не сказал о том. Он только о том говорит, что они пришли из Вавилона и из земли дальней. Может быть он много возмечтал о себе, что пришли к нему такие мужи, живущие в стране, находящейся на далеком расстоянии, и не мало старались о приобретении его дружбы. Посему, когда пророк спросит, что они видели, и когда царь сказал, что ничего не осталось, чего бы они не видели; тогда пророк говорит, что придут дни, когда все, находящееся в сокровищницах его и собранное стараниями и заботами предков его, перейдет к Вавилонянам. К этому присовокупляет и то, что из детей, имеющих быть у него впоследствии хотя бы в отдаленнейшем его потомстве, сделают кажеников, разумеет мастеров этого дела, скопцов, то есть евнухов в доме царя Вавилонского. Что это и исполнилось, об этом свидетельствует даже книга Царств. Во дни Иехонии, когда Навуходоносор овладел всею Иудеей, сожег Иерусалим и сверх того божественный храм, он отвел в плен Израильтян, между которыми божественный. Даниил и его друзья были, говорят, скопцами, то есть евнухами в дому царя Вавилонского. Какой же смысл этого предсказания и какую пользу могло оно принести? Чрез это Бог внушает или то, что было лучше и благоразумнее пришедшим из Вавилона предложить необходимый рассказ о том, что совершено чудесного божественным могуществом и силою, или по крайней мере не раздражать очей Вавилонян посредством показывания сокрытого в сокровищницах. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 3-8 **Вошел же Исаия пророк к царю Езекии, и сказал ему: что говорили мужи эти, и откуда они пришли к тебе? — И сказал Езекия: из земли далекой пришли они ко мне, из Вавилона. И сказал (Исаия): что видели они в доме твоем? И сказал Езекия: все, что есть в доме моем, видели они; не было слова, или вещи, которой бы я не показал им, в сокровищницах моих. И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господа воинств: вот прийдет день, и будет унесено все, что есть в доме твоем, и что собрали отцы твои до дня сего, в Вавилон: не останется ничего, сказал Господь. И возьмут из сыновей твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, и они будут евнухами во дворце царя вавилонскаго. И сказал Езекия Исаии: благо слово Господа, которое Он изрек. И сказал: да будет только мир и истина во дни мои** Евреи говорят, что Езекия потому был болен, что, после неслыханной победы иудеев и погибели царя ассирийского, не воспел хвалебных песней Господу, которые воспели Моисей, по потоплении Фараона [[old:ish:15:start|(Исх. 15)]], и Деввора, по убиении Сисары [[old:sud:05:start|(Суд. 5)]], и Анна, по рождении Самуила [[old:1ts:02:start|(1 Цар. 2)]], что, посему, ему было сделано напоминание о его бренности, и что опять, после телесного здоровья и великого знамения, представляется другой случай гордости, которого он, как муж благоразумный и чтитель Бога, должен был бы избегать, и не показывать инонлеменникам богатств своих, которыми он владел, потому что они были дарованы ему Богом. Из этого также, по законам иносказательной речи, научаемся тому, что не должно бросать жемчуга пред свиньями и давать святыни псам [[new:mf:07:06|(Мф. 7:6)]]. Ибо кто верен духом, тот таит дела; а кто этого не делает, у того всякая добродетель ослабевает, и погибает потомство, и он, лишившись мужеской крепости, впадает в женскую изнеженность [[old:pr:11:13|(Притч. 11:13-15)]]. Итак Исаия входит к царю, и, как бы не зная, спрашивает: **что говорили мужи эти, и откуда они пришли?** Предлагает два вопроса: что говорили, и откуда пришли? Он дал ответ на один вопрос, опустив другой, — ответ, который должно читать с особым ударением [έμφασει] и горделивостию: **из земли далекой пришли они ко мне, из Вавилона,** потому что чем отдаленнее страна, из которой пришли, тем славнее тот, ради которого пришли. И** пришли**, говорит, **ко мне**, который должен был бы сказать: пришли для прославления Бога за великое знамение, **из Вавилона**, самого могущественного города во всей вселенной. И опять Исаия говорит: **что видели они в доме твоем?** И он ответил отчасти верно, что все видели они в доме его, и что не было вещи, которой бы он не показал им в сокровищницах своих. Но умалчивает о другом, относительно чего опасался неудовольствия, что он показал им все, что имел во власти своей, а также без сомнения, и утварь храма. Посему Исаия Словом Божиим произносит приговор: **Выслушай слово Господа воинств**: наступит время, когда все то, что есть в доме твоем и собрано трудом не твоим, но Отцев твоих, будет перенесено в Вавилон, и от семени твоего будут евнухи в царском дворце. Из этого евреи заключают, что Даниил, Анания, Мисаил и Азария, происходившие из царского племени и несомненно состоявшие на службе у царя Навуходоносора, были сделаны евнухами. Итак Езекия сказал: **благо слово Господа, которое Он изрек**. За это он порицается евреями, почему не подражал благости Моисея, который говорил Господу: //И ныне, аще убо уставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги твоея, в нюже вписал еси// [[old:ish:32:32|(Исх. 32:32)]]. Посему и апостол Павел желает быть отлученным от Христа за братьев своих, Израильтян [[new:rim:09:03|(Рим. 9:3)]]. И поэтому [по мнению евреев] Езекия не был одобрен словами Бога, который далее говорит: //утешайте, утешайте, народ Мой, говорит Бог ваш// [[old:is:40:01|(Ис. 40:1)]], чтобы те, за которых он не просил, были утешены милостию Божиею. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И пришел пророк Исаия к царю Езекии и сказал ему: что говорили эти люди? и откуда они приходили к тебе? Езекия сказал: из далекой земли приходили они ко мне, из Вавилона** Объяснение см. в Толковой Библии т. 2, [[old:4ts:20:12|4 Цар. 20:12-21]]. //(Николай Розанов)//. [<10>]