[<10>] ====== Толкования на Ис. 40:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы** Сказавши великое, что для большинства казалось трудным, пророк желает то же самое подтвердить еще большим, потому далее прибавляет: **«Кто исчерпал воды горстью своею?..»**. Иные переводчики говорят: //«и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы»//. Почему же Он не сказал об ангелах: кто сотворил ангелов, или кто поставил архангелов, а говорит о видимом и явном? Так как те велики, то Он возвышает ум неразумных не к невидимому, но желает учить из видимого, и не говорит: кто создал, или кто поставил, но – кто узнал. Если познание есть действие, скорее даже действие Божие, то тем более произведение чего-либо из ничего. В другом месте говорится: //«изчитаяй множество звезд, и всем им имена нарицаяй»// [[old:ps:146:04|(Пс.146:4)]]; каждая из них достаточна для того, чтобы мы познали дело Божие. Он из ничего произвел, сохраняет произведенное и желает сохранять. Таким же образом говорит и Иов. Однако не таково искусство строителей; хотя они выделывают сосуды, но не делают их из ничего; и сделанные изделия не могут сохранить до конца и даже на продолжительное время. В Боге же то удивительно, что Он может сотворенное Им сохранять в вечность неприкосновенным. Сотворенное сохраняется не своею силою, но сообразно сказанному: //«в руце его вси концы земли»// [[old:ps:094:04|(Пс.94:4)]]. Таким образом, не веруй тому, что Бог прежде отмерил, а потом построил; Он не измерял небес пядью; никакая мера не годна для неизмеримой руки. Когда же говорится: //"испытующий сердца"// [[old:ps:007:10|(Пс.7:10)]], то здесь выражается не что иное, как только то, что Он знает. Знание рождается от исследования. Слова: //«изчитаяй множество звезд»// [[old:ps:146:04|(Пс.146:4)]] показывают не иное что, как только знание, потому что от исчисления происходит знание. Когда же пророк говорит: **«кто исчерпал воды»**, то этим показывает не что иное, как только то, что Бог знает, сколько существует воды. И смотри: Он не нуждается ни в каких мерах, но прибегает к силе Своих рук. Он Сам знает меру своих произведений. **«И пядью измерил небеса»**, показывая, что небо есть произведение Его совершенной силы. **«И вместил в меру прах земли»**. Всем ясно, что небо больше, чем земля, потому что небеса составляют как бы оболочку над землею. Видишь ли, что эти слова недостойны Бога, Который все сотворил из ничего? **«Кто взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?»** Какие весы могут взвесить горы – такую громаду? Но хотя ты и слышал о весах, однако не подумай, что Бог пользуется такими весами. Он в совершенстве все знает так, как будто бы он это взвесил на весах. Какой-то из диаволов говорил, что он знает число песка и меру моря, и хвастался этим настолько, что своею ложью обольстил других; пророк же истинно возвещает нам некоторую часть Божественной силы. Здесь нет никакого лживого хвастовства, но одна верная истина. //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- См. Толкование на [[old:gen:01:26#svt_ioann_zlatoust|Быт. 1:26]] **//Беседа о пятом дне творения.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст.12-14 **Кто измери горстию воду и небо пядию и всю землю горстию? кто постави горы в мериле и холми в весе? кто уразуме ум Господень, и кто советник Ему бысть, иже научает Его? или с ким советова, и настави И? или кто показа Ему суд? или путь разумения кто показа Ему? или кто прежде даде Ему, и воздастся Ему** Тем, что недоступно и непостижимо для всех людей и даже может быть для высших и небесных сил, пытается показать превосходство и непостижимость божественной премудрости. Ибо таинство Христа возбуждает удивление, и учение о домостроительстве является в числе неизреченных тайн. И мне кажется, что, воспользовавшись словами Павла, уместно сказать: //о глубина богатства и премудрости, и разума Божия! яко неиспытани судове Его , и неизследовани путие Его. Кто бо разуме ум Господень// [[new:rim:11:33|(Рим. 11:33,]] [[new:rim:11:34|34)]]. Кто не скажет и весьма справедливо, что эти слова близко родственны с изъясняемыми? Великая и недоступная глубина является в божественных созерцаниях. Как совершенно невозможно и неосуществимо человеческою рукою измерить всю воду, пяденью – небо, горстью – всю землю и как нельзя найти такого, кто бы весами и коромыслом мог взвесить тяжесть гор; так точно нет такого, кто бы мог постигнуть **ум Господень**. В этом удостоверит сам говорящий чрез одного из святых пророков: //не суть бо путие мои, яко путие ваши, но яко отстоит небо от земли, тако отстоят путие мои от путий ваших и мышления ваша от помышления моего// [[old:is:55:08|(Ис. 55:8,]] [[old:is:55:09|9)]]. Ибо когда, говорит, я нуждался в каком либо советнике, или наставнике, или в том, кто показал бы мне суд, то есть, правду, или праведный суд или путь разумения? Ибо если подлинно Он есть премудрость и сам подает мудрость всякому уму и сообщает свет разумения разумной твари; то как Он может иметь нужду в другом, или каким образом кто либо может подать Ему совет или сделать порицание? Этими словами пророк доставляет великую пользу своим слушателям. Ибо некоторые из неверных дерзают говорить: какая была необходимость слову Бога делаться подобным нам и принимать на Себя плоть и нечистоту ее и спасать живущих на земле, когда Ему, как Богу, не было ни малейшей трудности мановением воли Своей совершить угодное ему? Потом, не напрасно ли Он сделался человеком? И при помощи этих странных умствований, нечестиво превращая домостроительство спасения в нечто несообразное, они таким образом восстают против величия тайны (Христовой). Посему пророк в сих словах и пресекает неразумные и пустые их помыслы, и говорит, что Божественная премудрость непостижима и что ум Бога, если Он действительно есть премудрость и ум, – есть ум высочайший и чистейший, дабы странными и даже смешными явились слова неверных, дерзнувших, не знаю как, утверждать, что воплощение Единородного Сына Божия было неблагоприлично. А некоторым кажется, что слова: **кто измери горстию воду, и небо пядию** и дальнейшие выражают всемогущество Бога, могущего измерить и воду, небо и землю, горы и долины, кратко: имеющего познание о всем, постигающего все непостижимое и не имеющего ничего Себе равного в среде тварей, каким бы величием и достоинством они ни обладали и как бы безмерно многочисленны ни были. Если кто думает, что так надобно понимать слова пророка, тот нисколько не погрешит. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы** Слышу пророчество, в котором изображается величие могущества Божия чудесами в твари; оно говорит: **Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?** Сими словами, думаю, пророк ясно научает, что каждая из стихий описывается особенными мерами: потому что содержительная Божия сила, которую пророк именует рукою, горстью, пядью, каждое из существ особым образом заключает в должную меру. Посему, если небо измеряется Божьею силою, вода рукою, вся земля горстью, и холмы взвешены, и горам определено явное мерило; то по всей необходимости каждому существу должно оставаться при собственной своей мере и при своем мериле, так что не может произойти ни увеличения, ни сокращения в том, что отмерено Богом и объемлется Его могуществом. Поэтому, если пророчество свидетельствует, что в существах не бывает ни прибавления, ни умаления, то каждое непременно навсегда остается при собственной своей мере, даже когда естество существ оказывается изменчивым. все прелагающим в то или другое, каждую вещь переиначивающим в что либо иное, и из этого снова посредством преложения и переиначивания приводящим обратно в то, чем была первоначально. //**О шестодневе, слово защитительное брату Петру.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы** Пророк говорит о колеблющихся помыслах Иудеев, запрещает им заниматься исследованиями, почему Бог сделал их пленниками, рассеял, а потом собрал, и вразумляет, что никому не должно судить намерения Соделавшего все это. //Ибо Он сотворил ветров вес и воду взвесил мерою// [[old:iov:28:25|(Иов. 28:25)]], то есть горами уравновесил ветры, потому что ни ветры не могут ниспровергнуть горы, ни горы не могут останавливать стремления ветров. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы** //Что означает речение Исайи: **Кто измерил воды рукою своею и пядью небеса, и всю землю горстию**?// Как говорит пророк Аввакум, //покрыло небеса величие Господа// [[old:avm:03:03|(Авв. 3:3)]], то есть Его жизнь во плоти затмила добродетель ангелов в небесах. Деланием — ведь это и означает горсть руки — Он **измерил** все знание, метафорически названное водой, ибо естество, объединенное в Логосе, заключило в себе все знание. **Небеса пядью**: небом Исайя называет высший логос сущего, а пядью - сопряженное с делами познание чувственного, ибо у руки пять пальцев. Итак, эти логосы Господь, вочеловечившись, измерил, //возглавив все в Себе// [[new:ef:01:10|(Еф. 1:10)]]. Слова же **всю землю [измерил] горстию** означают, что собственную Свою плоть ([ведь] она была земной), Господь сжал со всех сторон так, что не действовали даже естественные, то есть неукоризненные , страсти, [если] Он не отпускал. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 12-17 **Кто измерил воды горстию и размерял пядью небеса? Кто повесил тремя пальцами массу земли и взвесил горы посредством гирь и холмы на весах? Кто помог Духу Господню или кто был советником Его и указывал Ему? С кем Он советовался и кто вразумил Его, и наставил Его на путь правды, и научил Его знанию и показал Ему путъ мудрости? Вот народы как капля из ведра, и считаются как крупинка **(momentum)** на весах: вот острова как мелкая пыль. И Ливана недостаточно для зажигания, и животных на нем недостаточно для всесожжения. Все народы пред Ним — как несуществующие и как ничтожество и пустота считаются у Него** Чтобы кто либо не считал трудным призвание народов и то, что всякая плоть видела спасение Божие, что повелевалось взойти на высокую гору благовествующим (или благовествующему) Сиону и что сам Господь грядет с силою, и воздает каждому по делам его, и подобно пастырю согревает агнцев на груди и сам носит беременных: то описывается Его величие, — что для Него нет ничего невозможного, и Создавший Все и Творец всего может совершить и это, малое в сравнении с тем. Говоря же о горсти и пяди, он пользуется обычными у людей словами и измерениями, чтобы чрез наши слова мы научились могуществу Божию. Там, где LXX перевели: //кто измерил рукою воду//, или как мы перевели: **кто измерил воды горстию**, Акила перевел: //кто измерил воды весьма малым пальцем//? Ибо это означает //λεχας//, то есть что не всею рукою, а //малым пальцем//, который обыкновенно называется указательным, измеряется все офшорное протяжение вод; //σπιθαμή// же, то есть //пядь//, означает раскрытую руку от большого пальца до мизинца. Если же мы сжимаем руку, то образуется горсть: чтобы чрез пядь и горсть мы познали распростертыя небеса и земной шар. Вместо //горсти,// как перевели LXX относительно объемлемости земли, в еврейском написано //salis//, что Симмах перевел //τριτον//, Акила //τρίβωμον//, а мы, для большей ясности, перевели чрез //три пальца// в том именно смысле, что массу земли и высоты гор и холмов он взвешивал как бы **тремя** малыми **пальцами** и посредством малой крупинки на весах, чрез что указывается на величие Бога и могущество Творца. **Кто**, говорит, **помог Духу Господню или кто был советником Ему и указывал Ему** и проч. Вместо этого Симмах перевел: //кто уготовал Дух Господень и кто указал советника Ему//? С кем Он совещался и кто дал Ему разумение, и наставил Его на путь суда, и научил Его знанию и показал Ему путь мудрости. Это с большею ясностию указывает на уготовление или утверждение того Духа, о котором у Апостола говорится: //Господь же Дух есть// [[new:2kor:03:17|(2 Кор. 3:17)]], и: "//на Нем почил Дух Божий, Дух премудрости и разумения//" и прочее [[old:is:40:12|(Ис. 11:2)]], и который ниже говорит: //Дух Господень на Мне, Ею же ради помаза Мя// [[old:is:61:01|(Ис. 61:1)]]. Ибо Он сам есть Дух Господень и советник Его, в котором обитала //вся полнота Божества телесн//о [[new:kol:02:09|(Кол. 2:9)]]. Он советовался с Тем, о котором мы выше [[old:is:09:06|(Ис. 9:6)]] сказали: //чуден советник//. И в Притчах написано: //Бог премудростию основа землю, уготова же небеса разумом// [[old:pr:03:19|(Притч. 3:19)]]. Затем, Семьдесят, которые сказали: //кто познал ум Господень и кто был советником Его//, хотят дать понять, что ум, знание и разум Божий, чрез который все произошло и без которого ничто не произошло, есть тот, о котором в Псалмах поется: //Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их// [[old:ps:032:05|(Пс. 32:5)]]. Все народы, не познавшие Творца своего или весь род смертных сравнительно с Богом — **как капля из ведра** или **как крупинка на весах**, которая при незначительном весе наклоняется в другую сторону. И как несущий не обращает внимания, если из ведра вытекает малая капля, так все множество народов сравнительно с небесными воинствами и со множеством ангелов признается за ничто. Также острова считаются за слюну или, по Симмаху и Феодотиону, поставившим самое еврейское слово, как doc, то, что отпало, вместо чего Акила перевел:// λεπτο'ν βαλλόμενον//. Евреи же говорят, что этим словом обозначается самая **мелкая пыль**, которая, будучи поднята вихрем, летит в глаза, и более бывает ощущаемою, нежели видимою. Следовательно этим словом называются самые малые и почти невидимые частицы пыли, может быть такие, которые Демокрит называет атомами. Много есть имен, которые так читаются (или понимаются) в греческом, как они поставлены в еврейском, по причине трудности перевода и сравнительной с еврейским языком бедности как греческого, так латинского языка. Отклоняя же мало по малу людей от идолослужения, Он вместе с тем уничтожает обряды жертвенные и учит, что все деревья Ливана и скот, пасущийся на нем, не могут быть достаточными для Его **всесожжений**. Если же все народы пред Ним — как не существующие и считаются за ничтожество и пустоту (а между всеми народами находится и Израиль); то следовательно и он [Израиль] есть как не существующий и считается за ничтожество и пустоту. Это мы говорим, чтобы сломить гордость его и чтобы он знал, что он подобен прочим народам. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-14 **Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?** С 12-26 идет вторая часть речи, содержащая в себе поучения и обличения. Она, в свою очередь, делится на две половины - с 12-17 и с 18-26 включительно. Общая мысль всей второй части рассматриваемой речи - раскрытие Премудрости, Всемогущества, Величия и Силы Господа. В первой половине она развивается с положительной, а во второй - с отрицательной стороны, путем контраста со слабостью и суетностью идолов. Что касается цели подобных рассуждений и их связи с предыдущим, то лучшее разъяснение всего этого дает последующий контекст, именно вопрос 27-го стиха: //Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего?"// Очевидно, бедствия времени и продолжительность самого ожидания пришествия Мессии в умах многих малодушных людей породили сильные сомнения относительно наступления лучших времен и навели их на мысль, что Бог или не может ("путь мой сокрыт от Господа"), или не хочет ("дело мое забыто у Бога моего") дать им избавления. Вооружаясь против такой, в сущности, богохульной мысли, пророк со всей силой и бичует подобных малодушных и близоруких критиков и одновременно раскрывает пред ними все величие и силу Всевышнего. //Кто исчерпал воды горстью своею, и пядью измерил небеса?...// Может показаться странным указание на "горсть" и "пядь" для измерения таких, можно сказать, необъятных величин, как вся вода и все небо? Некоторые для объяснения этого полагают, что тут мы имеем дело с одним из примеров библейского антропоморфизма. Однако, едва ли есть надобность в подобном предположении; гораздо естественней и проще видеть здесь простое указание на единицы измерения: //zchoal//, по-греч. χείρ, рука, "горсть" и zeref - δράξ, "пядь" - были обычными у других народов естественными единицами измерения, принятыми и у евреев. Это тем более правдоподобно, что далее, за единицами измерения, следуют и единицы веса, с указанием навесы и чаши: //и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы.// Значение подобных указаний состоит в том, чтобы открыть человеку глаза на его полную безответность пред явлениями мира. Если человек настолько слаб и беспомощен, что не может сделать точных вычислений и измерений самых, по-видимому, доступных предметов природы, то как же может он осмелиться судить об абсолютном существе Божием? Эта именно мысль и выражается в следующих двух стихах - 13-14: //кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?// Если сотворенный Богом видимый мир не может быть объят человеческим умом, то тем более не может быть постигнут им сильный Дух Божий,[[old:ier:23:18| (Иер 23:18;]] [[old:prs:09:13|Прем. 9:13;]] [[new:rim:11:34|Рим 11:34]]; [[new:1kor:02:16|1 Кор 2:16;]] Толков. СПб. проф.). Горькая ирония этих слов всего лучше раскрывает все бессилие человеческой критики пред величием и непостижимостью Божественных планов. Недаром и Апостол Павел, приводя данные слова пророка Исаии, предваряет их восклицанием: //"О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!"// [[new:rim:11;33|(Рим 11:33)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]