[<10>] ====== Толкования на Ис. 40:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 18-19 **Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки** Бог не давал какого-либо повеления изображать Его образ, или делать Его подобие. Моисей во многих местах повелевает: //«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли»// [[old:ish:20:04|(Исх.20:4)]]. Вначале никто не изображал Бога, и никто не мог охватить Его ведение. Изображение делается с того, что предается тлению и уничтожается, чтобы после уничтожения сохранилась о нем по крайней мере память чрез изображение. Но кто сделает образ Бога живого и нетленного? Кому подобен Он, так чтобы кто-либо мог описать изображение Того, Который только подобен Себе Самому? Пророк мудрым исследованием бессилия идолов и силы Божией подвергает их наказанию. Он сперва показывает, что знание Бога непостижимо и неизмеримо; потом описывает строение идолов, которые бывают деревянные, или каменные, или золотые, или серебренные, но, во всяком случае – неразумные. Но почему, скажут, говоря так о природе идолов, он не делает того же относительно природы Бога? Природу Бога ничто не может выразить, так что, умалчивая о существе Его, он открывает знание Его. А так как идолы сделаны из дерева или из металлов, то потому он и говорит о качестве и строении их природы. **«И какое подобие найдете Ему?»** Ему ничто не подобно нет подобного Ему образа в творениях; только один образ Его – это несотворенный Сын. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его** См. Толкование на [[old:is:40:15#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 40:15]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему** См. Толкование на [[old:is:40:17#prp_efrem_sirin|Ис. 40:17]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 18-20 **Итак кому вы уподобили Бога или какое изображение поставите Ему? Не художник ли вылил истукана, и золотильщик украсил его золотом и серебряных дел мастер пластинками серебряными? Крепкое и негниющее дерево выбрал искусный художник, и будет изыскивать, как поставить идола, чтобы он не шатался** Описав величие Божие и показав отчасти могущество Его, призвав также народы и острова как бы за каплю из ведра и за крупинку на весах и пыль и отвергнув жертвенные обряды, [и сказав], почему все народы — как ничто пред Ним и считаются как бы за пустоту; он далее учит: **кому вы уподобили Бога или какое изображение поставите Ему**, который есть Дух и во всех находится и всюду пребывает и держит землю как бы горстию? Вместе с тем он осмеивает безрассудство народов, что художник или медник, или золотильщик, или серебряных дел мастер делают себе бога и окрепляют его пластинками и гвоздями, и крепко устанавливают, чтобы он не был столкнут дуновением ветров. Что же касается прибавленного им: **крепкое и негниющее дерево выбрал искусный художник**, то в еврейском оно называется //amsuchan//, — это есть род негниющего дерева, из которого большею частию делаются идолы. Говорит же это для того, чтобы, по отвержении идолов, приготовить путь евангельскому учению и чтобы все кривое исправилось в прямое, возвысились долины и понизились холмы и открылась слава Господня, чтобы всякая плоть увидела спасение Божие. В иносказательном смысле мы можем сказать, что укоряются ересиархи делающие различных идолов в сердце своем или посредством красноречивого изложения, что означает серебро, или блеска золота, что относится к уму, или негниющего дерева, то есть пустых учений, которые считают прочными измышляющие их и утверждают их посредством диалектического искусства, чтобы они не были поколеблены и не пали, но стояли на твердом корне. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему** С 18-26 идет раскрытие все той же мысли о Божественном величии, но другим, так сказать, отрицательным путем, или, точнее, путем сравнения бесконечного величия Бога с наиболее высокими предметами человеческого почитания и поклонения. Тема этого сравнения ставится дважды в ст. 18 и 25, т. е. в начале и в конце отдела. Величию Единого истинного Бога прежде всего противопоставляется ничтожество и ложность языческих богов, или собственно их изображений, т. е. идолов. //**Толковая Библия.**// [<10>]