[<10>] ====== Толкование на Ис. 41:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 21-22 **Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем** Так как вы в отведении иудеев в плен полагали победу идолов, то, говорит, Я теперь буду судить вас. Пришел конец, так как Я желаю навести наказания, о которых впрочем Я предвозвестил прежде их совершения. Идолы же не смеют даже подступиться к вам. Почему же? Потому что они неподвижны; они не только не могут предсказать того, что будет, но не могут даже двигаться. Я же не только возвестил сначала, но показал и путь, которым могло все это произойти. Итак, смотрите на прежнее. Если вы не можете рассказать об этом, то кто может поверить вам относительно будущего? Идолам не свойственно возвещать будущее, ни также демонам, которые создали идолов. Только Бог, Который предвозвещает, может исполнить предвозвещенное. Теперь же, для того, чтобы служители идолов покрылись стыдом и позором, Он подвергает идолов и демонов наказаниям. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Приближается суд ваш, глаголет Господь Бог: приближишася совети ваши, глаголет Царь Иаковль** Весьма изрядно изъяснив призвание язычников. которое со временем наступит, – обещав, что Он обратит пустыню в луги водныя и жаждущую землю в водотечи, покроет (ее) кедрами и смерчием и прочими растениями, – сказав, что дивна будет и Его рука, как содетельница столь великих дел, снова обращается с речью к творцам идолов и мастерам на подобные дела и говорит, что **приближается суд** их; а судом называет или предстоящую им кару, или же стыд и посрамление, ибо справедливым приговором и праведным судом Божиим наказаны будут за то, что прельстили поднебесную и внушили советы неправые: научили живущих на земле //древу// говорить: //отец мой еси ты, и камени ты мя родил еси// [[old:ier:02:27|(Иер. 2:27)]]. Посему-то и приблизились, говорит, советы их, то есть к концу пришли, так как Бог сокрушает заблуждение и рассеивает мрак невежества; конечно, мы разумеем не одного из их лжеименных (богов), но Господа Бога воистину, царя Иакова, то есть (рожденных) от крови Израиля. Этим он приводит на память знамения, совершившиеся при искуплении происшедших от Израиля, из которых весьма легко познается могущество присущей Ему боголепной власти и несравненного превосходства. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 21-24 **Приблизьте суд ваш, говорит Господь; представьте, если что имеете, сказал царь Иакова. Пусть приблизятся и возвестят нам, что произойдет: возвестите прежде бывшее, и мы вникнем умом нашим и будем знать последствия их: объявите нам будущее. Возвестите то, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги. Сделайте также, если можете, доброе или худое, и мы стали бы говорить и смотреть вместе. Вот бы как ничто, и дело ваше ничтожно, мерзость тот, кто избрал вас** Как мы выше сказали, есть двоякий Иаков и Израиль: неверующих и верующих в Господа Спасителя; таким образом по призвании язычников и когда в церкви, бывшей некогда пустынею, исторглись реки и источники и разнообразные деревья покрылись чудесною зеленью и все получили полное обилие: те из язычников, которые не хотели уверовать во Христа, призываются на суд, чтобы ответили, почему они не захотели видеть, и познать, и вникнуть и уразуметь, что рука Господня соделала это и Святый Израилев сотворил все. Пусть приблизятся, говорит, идолы ваши, которых вы считаете весьма сильными. Или же представьте, если вы что либо имеете у себя, и откройте ваши планы, на каком основании и ради чего вы не хотели принять открытой истины. Вместе с тем делается обращение и к самим идолам, хотя они лишены чувства и не обладают способностью ни слышать, ни отвечать. Скажите, говорит, нам или о прошедшем или о будущем, и из хода событий докажите свое могущество. Означается же этим то, что после пришествия Христова все идолы умолкли: где Аполлон дельфийский и лакейский, делийский и Кларой и прочие идолы, обещавшие знание будущего и обольщавшие весьма могущественных царей? Почему они ничего не могли предсказать о Христе, ничего об Его апостолах, ничего о разрушении и уничтожении храмов? Итак, если они не могли предсказать собственную погибель, то как могли они предвозвещать чужое, худое ли то или хорошее? Если же кто либо скажет, что многое было предсказано идолами, то нужно знать, что они всегда ложь примешивали к истине и так излагали ответы, чтобы можно было,— случалось ли что либо худое или хорошее, — разуметь и то и другое. Таково известное предсказание Пирру, царю эпиротов: "Говорю тебе, Эакид, что возможна победа римлян", и Крезу: "Крез, перешедши Галис губит обширные царства". Другим признаком того, что идолы не боги, служит то, что они не могут делать ни хорошего, ни худого. И это не в том смысле, что идолы или демоны, пребывающие в идолах, не делали часто худого, а в том, что они только тогда могли делать это, когда им давалась власть Господом. Поэтому они в Евангелии умоляют, чтобы им дана была власть над стадом свиней [[new:mf:08:start|(Мф. 8)]]. И в Иове мы читаем, что он [диавол] не мог погубить даже скот и имущество святого мужа [[old:iov:01:start|(Иов. 1)]]. И нет ничего удивительного в этом относительно Бога, когда апостол Павел предал некоторых сатане, чтобы научились не богохульствовать [[new:1tim:01:start|(1 Тим. 1)]]. Или же то следует сказать, что они-немые изображения людей, и лишены чувства, и не могут делать ни хорошего ни худого и знать ни прошедшего ни будущего, потому что они произошли из ничтожества и из того, что не имеет бытия, и не столько сами они достойны омерзения, сколько тот, кто почитает их. Ибо идолы язык сребро и злато, дела рук человеческих; //уста имут, и не возглаголют, очи имут, и не узрят// [[old:ps:113:12|(Пс. 113:12—13)]]. Итак, следовательно, они могут знать и возвещать будущее и рассказывать прошедшее и делать хорошее или худое, не имея чувствительной способности, свойственной людям или бессловесным животным? И не важно то, из какого вещества они сделаны, когда все они состоят из земли. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-29 **Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели. Но вы ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас. Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину. Кто возвестил об этом изначала, чтобы нам знать, и задолго пред тем, чтобы нам можно было сказать: "правда"? Но никто не сказал, никто не возвестил, никто не слыхал слов ваших. Я первый сказал Сиону: "вот оно!" и дал Иерусалиму благовестника. Итак Я смотрел, и не было никого, и между ними не нашлось советника, чтоб Я мог спросить их, и они дали ответ. Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота истуканы их** Мы уже не раз отмечали, что 41 глава рисует вам картину суда Господнего над языческими народами. В каждом судебном процессе бывают, как известно, две тяжущихся стороны; в данном случае эту роль выполняют, с одной стороны - Сам Сущий и Его верные почитатели, с другой - языческие народы с их ложными богами-идолами. Первая из сторон уже сказала свое слово: Всевышний представил подробные и убедительные доказательства Своего Божественного достоинства - вечности, самосущия, всеведения и творчески-промыслительной, спасающей и судящей мир силы. Теперь очередь за второй стороной - за языческими народами, их идолами, их жрецами и прорицателями: пусть они предстанут на суд и дадут такие же бесспорные и для всех убедительные доказательства своих огромных притязаний на владычество над миром (21). Суд к этой стороне очень снисходителен и готов считать себя удовлетворенным, если она выполнит только два, сравнительно нетрудных условия: во-первых, если она произнесет какое-либо пророчество и оно впоследствии оправдается; во-вторых, если она докажет, что может своей собственной силой сделать что бы то ни было, все равно, хорошее или худое (22-23). Но враждебная сторона не выдерживает и такого испытания, чем окончательно обнаруживает свое полное ничтожество (24). В противоположность ей, Господь дал убедительное доказательство самого полного осуществления обоих предъявленных условий: Они, во-первых, сделали блестящее оправданное историей предсказание о грядущем победителе Кире - праобразе Христа. Бог сделал хорошее тем, что воздвиг этого победителя и еще тем, что дал Иерусалиму благовестника о нем (25-27). После этого заключительный приговор суда о виновности второй стороны (язычества) становится для всех очевидным и бесспорным (28-29). //Представьте дело ваше... приведите ваши доказательства...// Раньше, когда говорил и разъяснял Свои действия Господь, "народы" и "острова" должны были сохранять почтительное молчание (1 ст. "умолкните предо Мною"). Теперь же, когда Господь кончил и они получают свободу высказать все, что могут, в свое оправдание. //Говорит Царь Иакова...// Господь - Бог Израиля не без намерения называет Себя здесь "Царем" Иакова, очевидно в соответствии с подобным же титулом большинства тогдашних языческих богов. Так, напр., "Молох" значит - "царь" "Мелькарт" - "царь города", "Адрамелех" - "славный царь", "Ваал" - "господин", "Адонис" - "мой господин" etc. (Tne Pup. Comm.). //**Толковая Библия.**// [<10>]