[<10>] ====== Толкования на Ис. 41:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем** См. Толкование на [[old:is:41:21#svt_ioann_zlatoust|Ис. 41:21]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст.22-24 **Да приближатся и возвестят вам, яже сбудутся, или яже прежде быша, рцыте: и приставим ум и уразумеем, что последняя и будущая: рцыте нам, возвестите нам грядущая на последок, и увемы, яко бози есте: благо сотворите и зло сотворите, и почудимся и узрим вкупе. Яко откуду есте вы, и откуду дело ваше? от земли мерзость избраша вас** Свойство и преимущество божественной и неизреченной славы – знать все и не быть в неведении относительно чего бы то ни было – прошедшего, настоящего или будущего. Так, чрез всемудрого Моисея ясно воспроизводит то, что было до сложения сего мира и в начале, говоря: //в начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима, и неустроена, и тма верху бездны// [[old:gen:01:01|(Быт. 1:1-]][[old:gen:01:02|2)]], и весьма подробно излагает творение всего мира. А Господь наш Иисус Христос, древле глаголавший оное чрез Моисея, возвестил нам и то, что будет напоследок, ибо, как говорит ученик Его, //нова небесе и новы земли и обетований Его чаем// [[new:2pet:03:13|(2 Пет. 3:13)]]. Можно услышать, как Он прямо говорит (о сем): //еда от Мене утаится что//? [[old:ier:32:27|(Иер. 32:27)]]. //Живо бо//, поистине, //слово Божие и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и несть тварь неявлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его// [[new:evr:04:12|(Евр. 4:12-]][[new:evr:04:13|13)]]. поелику же Он Бог, то Он спасает, благотворит и исполняет всяким веселием (разумеется, духовным) чтущих Его, а навыкших гордости и не прилежащих к добрым делам озлобляет и подвергает наказаниям. Но ничего подобного невозможно усмотреть в (богах) сделанных из камня, ибо к чему способно бездушное вещество, или как могут оказать кому добро, или озлобить те, которые не в состоянии помочь сами себе, но лишь от других получают и устойчивость, и вид? Итак, говорит, пусть придут признанные у них за богов, пусть возвестят, что имеет случиться, пусть скажут первое, последнее и грядущее: тогда, говорит, узнаем, что вы боги. Но, если, говорит, не можете возвестить, то, по крайней мере, окажите добро или зло. Если же сего не можете сделать, то уже ничего более не видать, то есть легко узнать, **откуда есте вы, и откуду дело ваше**: вы мерзость, сделанная из земли; ибо скажем ли, что идол сделан из дерева, или из камня блестящего и избранного, или из другого вещества, – все это из земли. Нужно, думаю, удивляться идолопоклонникам, если они не могли узнать от них даже и того, что некогда прекратятся деяния их: они не знали и не предсказали, что сожжены будут с самыми капищами и со временем станут посмешищем для тех, которые прежде заблуждались. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем** **Да приближатся и возвестят вам, яже сбудутся**. Пророк изображает суд над почитателями ложных богов за то, что они в упорстве своем нечествовали перед истинным Богом, и открывает, что языческие боги не знают будущего. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем** См. Толкование на [[old:is:41:21#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 41:21]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 22-23 **Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели** //Пусть они... скажут, что произойдет... в будущем, и мы будем знать, что вы боги...// Всеведение богов и прорицание ими будущего считалось у всех народов древности одним из самых главных и наиболее очевидных признаков их истинности (Ксеноф. Кирт. L, 1. Цицер. "De devinatione" L, 1, с. XXXVIII). //Или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились...// Испытание божества путем каких бы то ни было чудотворений, было точно так же весьма распространено в языческой древности, как это можно видеть хотя бы из известного по Библии состязания Моисея и Аарона с египетскими волхвами [[old:is:07:start|(Исх. 7 гл.)]]. Но разве это так трудно? Cпросят нас: разве диавол не может сотворить какого-либо поразительного для нас, злого чуда? Именно, нет, как это доказывает нам история праведного Иова[[old:iov:01:12| (Иов. 1:12)]] и гадаринского чуда [[new:mf:08:31|(Мф. 8:31)]] и как прекрасно разъясняет блаженный Иероним: "другим признаком того, что идолы не боги, - говорит он, - служит то, что они не могут делать ни хорошего, ни худого. И это не в том смысле, что идолы, или демоны, пребывающие в идолах, не делали часто худого, а в том, что они только тогда могли делать это, когда им давалась власть Господом" ([[old:iov:01:start|Иов. 1,]] и[[new:mf:08:start| Мф. 8 гл.]] и друг.). См. также Толкование на [[old:is:41:21#lopuxin_ap|Ис. 41:21]] //**Толковая Библия.**// [<10>]