[<10>] ====== Толкование на Ис. 42:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней** **«Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их»**. Иные говорят: //«кто, утверждает своды»//; Симмах говорит: //«кто утвердил»//. Что значит: **«пространство»**? Может быть, Он образовал какое-либо вещество? Кажется, что этим обозначается нечто подобное. В верхней части Он провел свод ради жидкого вещества вод, чтобы они не лились в нижнюю часть; так как они весьма легки и нежны на подобие дыма, то Он утвердил их и сделал твердыми. Потом: Он водрузил, т.е. связал с землею, чтобы она наклоняясь не упала: когда что-либо водружается, то водружается во что-либо, – это ясно из самого выражения. Таким образом, здесь не обозначается ни круг, ни круглая фигура. **«Распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней»**. Каким образом вещество, будучи нежным, может выносить тяжесть великих и высоких гор; почему постоянно текущая вода не пресечется, и почему, всегда охватываемая пламенем, она не воспримет огня? Однако, она тверда как камень, и даже более, чем камень, потому что это был Бог, **«распростерший землю с произведениями ее»**, особенно же людей, чтобы ты разумел, что крепость их происходит от Бога. Если бы им не покровительствовало божественное промышление, то весь человеческий род был бы уничтожен с самого начала. Сколько было бедствий! Сколько печалей! Почему пророк и говорит: //«Помощь моя от Господа»// [[old:ps:120:02|(Пс.120:2)]]. Сколько огорчений! Сколько душевных волнений! Какая печаль! Сколько кораблекрушений! Если бы не разрушалось тело, то дух, не будучи в состоянии переносить такого бремени скорби и печали, улетел бы. Так как существует столько скорбей и печалей, то Он не оставляет, хотя часто отступает, чтобы ты разумел, что, когда Он не оставляет и не отступает, то это – дело Его силы. Обратим внимание на животных: сколько у них бедствий! Сколько зла и трудов! Однако, они не прекращают существования. Почему и Павел говорит: //«И кто способен к сему?»// [[new:2kor:02:16|(2Кор.2:16)]]; а потом: //«утешающий нас во всякой скорби нашей»// [[new:2kor:01:04|(2Кор.1:4)]]. Если бы небо не было нам помощником, то остальное не было бы достаточно для нас, чтобы переносить такие бедствия. **«Дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней»**. Или иначе: есть Попечитель душ, т.е. все сохраняется божественным промышлением; одни тела одушевлены, другие неодушевлены. Взирая на прекрасное и видимое тело небес, ты не думай, что оно одушевлено, как вздорно говорят греческие басни; но все, что существует, существует и остается твердым, не имея души. Также, взирая на землю, не думай, что она одушевлена, потому что она стоит и твердо пребывает; точно так же и относительно воды. Вот небо и земля: одно находится выше, другая ниже; есть одушевленные и есть неодушевленные существа. Бог дал душу людям, но никак не небу, ни земле, ни воде; скотам же Он дал душу чувствующую, но не разумную. Известно, что Он – Творец душ разумных и чувствующих. В людях же нет никакого различия между духом и душою; но эти два названия обозначают одно и то же, как тело и плоть, человек и разумное животное. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 5–7 **Тако глаголет Господь Бог, сотворивый небо и водрузивый е, утверждей землю и яже на ней, и даяй дыхание людем, иже на ней, и дух ходящым на ней: Аз Господь Бог призвах Тя в правде, и удержу за руку Твою и укреплю Тя: и дах Тя в завет рода Израилева, во свет языков, отверсти очи слепых, извести от уз связанныя, и из дому темницы и седящыя во тме** Весьма много по временам бывало во Израиле ложных пророков и ложных прорицателей. По этой причине случалось, что не верили даже посланным от Бога истинным пророкам, навыкшим вещать от Духа Святого и, что удивительно, на самого Христа клеветали, что Он и не послан от Бога, и не истинно свят, хотя Он, облеченный божественным превосходством, совершал чудеса. Так, наставники Иудеев, хотя видели, что Он чудодействует, иногда утверждали, что Он, //о Вселзевуле князе бесовстем изгонит бесы// [[new:lk:11:15|(Лк. 11:15)]], а иногда говорили друг другу: если бы этот человек был от Бога, то он не нарушал бы субботы. И на это Христос многократно давал ответ и доказывал, что Он не таков, как те, которые по одной только наружности были посланными от Бога. Посему Он говорил: //тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: аз приидох , да живот имут// [[new:in:10:10|(Ин. 10:10)]], и в другом месте: //аз приидох во имя Отца моего// [[new:in:05:43|(Ин. 5:43)]]. А чтобы и Самого Отца небесного иметь свидетелем, Он ради пользы и по необходимости говорил: **Я Господь Бог**, утвердивший небо, соделавший землю самою твердою и непоколебимою, живый и животворящий, дающий дыхание всем; Я Бог и Господь всяческих, **призвах Тя в правде**; ибо не сам от себя, говорит, приходил Он, подобно тем лжепророкам, вещавшим от своего сердца, а не от уст Божиих, но Я призвал Тебя, то есть по благоволению Моему привел **в правде и удержу за руку твою и укреплю тя** вместо: буду содействовать Тебе и сделаю всесильным. Не скажем, что Отец считал Сына немощным и бессильным, или нуждающимся в помощи: Он Сам есть Господь сил и непобедимая десница Отца, которою все приведено к бытию; но опять ведет речь как бы к одному из нас, поскольку Он явился человеком, и, некоторым образом, по человечеству получал силу от Отца. Посему и говорится, что Он (Отец) воскресил Его, дал Ему славу и поставил превыше умышлений убийц. Ибо, если Он смирил себя и добровольно подвергся истощанию, то во всяком случае необходимо, чтобы видима была мера истощания и из самых дел усматривалось смирение. И заметь, как, сказав о человеке: **удержу за руку Твою и укреплю Тя**, немедленно показывает, что Он Бог по естеству, и истинно Сын, и Свет от света: **дах Тя**, говорит, **в завет рода во свет языков, отверзсти очи слепых**. Единородное Слово Божие явилось в мир сей с плотью к происшедшим от рода, то есть от крови Израиля [ибо от них явилось Оно, по плоти рожденное от жены], дало новый завет, древле предвозвещенный устами пророков, и стало светом для языков. И это приличествует Богу: если Оно (Слово), как Законодатель, сделало недействительною сень всемудрого Моисея и к древнему по превосходящей власти присоединило новое, – если Оно могло просвещать находящихся во тьме, отверзать очи слепым (ибо языкам возблистал божественный и небесный свет), то не служит ли это ясным доказательством, что Оно – Бог и от Бога по естеству происходит? А что Христос //и сущим в аде духовом сошед проповеда// [[new:1pet:03:19|(1 Пет. 3:19)]], и явился заключенным в доме темницы и всех освободил от уз, нужды, наказания и суда,– об этом предвозвестил, сказав: извести от уз связанныя и из дому темницы (и) седящыя во тме. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 5-9 **Так говорит Господь Бог творящий небеса и распростирающий их, утверждающий землю и произрождения ея, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Я, Господь, призвал тебя в правде и взял руку твою и сохранил тебя, и дал тебя в завет народу, в свет язычникам. Чтобы открыть глаза слепых и вывесть узников из заключения, сидящих во тьме из темницы. Я Господь, это — Мое имя; не дам славы Моей иному, и хвалы Моей истуканам. Прежнее вот сбылось и новое Я возвещаю; прежде нежели оно произойдет Я дам услышать вам** Неизвестно было, кто прежде сказал: //вот раб Мой, Я восприиму Его; избранный Мой, Ему благоволит душа Моя. Я дал дух Мой на Него, Он возвестит народам суд//. Ибо после осуждения идолов вдруг началась речь: //вот раб Мой// и прочее, что мы объяснили, [как сказанное] от лица Отца о Христе. Итак, чтобы не оставалось неизвестным, кто сказал вышеупомянутое, он присоединяет и говорит: **так говорит Господь Бог, творящий небеса и распростирающий их**, или как перевели LXX: //сотворивший небо и утвердивший его//. Итак творец и Господь вселенной сам обещал пришествие Христа своего, который не только простер и утвердил небеса, но также утвердил во глубине основания земли и все, что рождается из нее, чтобы чрез рассматривание творений Его было видимо невидимое Его, так же как вечная сила Его и божество [[new:rim:01:start|(Рим. 1:20).]] Он дал дыхание всем, пребывающим на земле, по первому закону смертных [существ]. Ибо вдунул Бог в лицо Адама дыхание жизни, и стал он душою живою [[old:gen:02:07|(Быт. 2:7)]]. Но дух [дал Он] собственно тем, которые попирают землю и плотскую мудрость подчиняют Его власти. Итак тот, кто имеет столько глашатаев, так говорит тому, от которого ожидают закона острова и народы: **Я, Господь, призвал тебя в правде**, о котором сам говорит в Евангелии: //Отче праведный, мир Тебе не позна// [[new:in:17:25|(Ин. 17:25)]], чтобы быть Богом не только иудеев, но и язычников. **И взял руку твою**, ибо что делает Сын, то делает Отец. **И сохранил тебя**, потому что Ты сам все сохраняешь. **И дал тебя в завет народу** Израильскому, которому Я прежде обещал Твое пришествие. **В свет язычников**, которые сидели по тьме и тени смертной. **Чтобы открыть глаза слепых**, которые прежде не видели Бога. **И вывести узника** [или** узников**] из заключения, потому что каждый затягивается вервиями своих грехов [[old:pr:05:22|(Притч. 5:22)]]. И в Евангелии Господь разрешает того, кого связал сатана. **Сидящих во тьме из темницы**, — кои пребывали в ночи и тьме заблуждения. Чрез присоединение же: **Я Господь, это — Мое имя; не дам славы Моей иному**, не исключается Сын, на слова которого в Евангелии: //прослави мя Ты, Отче, славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть// [[new:in:17:05|(Ин. 17:5)]]. Он сам отвечает: "//Я и прославил, и прославлю//" [[new:in:12:28|(Ин. 12:28)]]. Ибо Он не сказал: **не дам славы Моей** "никому,"— если бы Он так сказал, то исключал бы и Сына,— но: не дам славы Моей "иному", кроме тебя, которому Я дал, которому Я дам. Поэтому я удивляюсь той особенности в Священном Писании, что все переводчики, которые во многом другом обыкновенно разнятся, согласно перевели слово //aher// чрез //иной//. Но чтобы мы знали, что этими словами исключает Он не Сына, а идолов, то, следующие слова свидетельствуют: **и хвалы Моей истуканам**. Вместо этого LXX [перевели]: //ни сил (virtutes) Моих истуканам//. Ибо Христос есть //Божия сила и Божия премудрость// [[new:1kor:01:24|(1 Кор. 1:24)]], Он заключает в Себе все силы Отца. Далее следует: **прежнее вот сбылось**. Смысл же такой: что Я говорил, что Я обещал чрез Моисея и пророков, все это исполнилось. Теперь же Я возвещаю вам Евангелие, призвание народов, страдание Христово, новую веру, чтобы, видя исполнение прежнего на деле, вы поверили и тому, что сбудется обещаемое теперь Мною. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней** //Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса.... распростерший землю с произведениями ее, дающей дыхание.... и дух...// В середине Божественной речи о внешне смиренном, но внутренне величавом образе Отрока Господня, Сам Бог дает торжественное удостоверение подлинности и непреложности этой речи. Печатью Божественного происхождения и достоинства виновника этой речи служит характерная для пророка Исаии ссылка на историю творения, как на доказательство Всемогущества и Вечности Творца [[old:is:40:12|(Ис. 40:12;]] [[old:is:44:24|44:24;]] [[old:is:45:07|45:7-12;]][[old:is:64:08| 64:8;]] [[old:is:45:18|45:18)]]. Комментаторы обращают внимание на сходство данного места с историей мироздания, как она изложена в кн. Бытия и у Псалмопевца (1-2 гл., 102 Пс и др.), и небезосновательно заключают отсюда, что Пятикнижие и Псалтирь существовали уже раньше пророка Исаии, против чего, обыкновенно, сильно (не неосновательно) спорит отрицательная критика. Стих этот можно считать также началом другой речи Господа, непосредственно обращенной к Его Отроку. См. также Толкование на [[old:is:42:01#lopuxin_ap|Ис. 42:1]] //**Толковая Библия.**// [<10>]