[<10>] ====== Толкование на Ис. 42:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тии же возвратишася вспять: посрамитеся стыдением, уповающии на изваянная, глаголющии слиянным: вы есте бози наши** **«Тогда обратятся вспять»**. Зачем не сначала? Затем, чтобы вступили иные. **«Великим стыдом покроются надеющиеся на идолов»**. Всегда, но особенно после пришествия Христа, Который показал их бессилие. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Тии же возвратишася вспять: посрамитеся стыдением, уповающии на изваянная, глаголющии слиянным: вы есте бози наши** Весьма благовременно обращает речь свою к народу Иудейскому, который, имея закон Моисеев, руководствующий к богопознанию и к желанию совершить то, чем естественно было ему прославиться, уклонился к отступлению и, вступив в болота многобожия, ниспал в бездну погибели, а чрез сие без сомнения оскорбил Бога, оказавшего к нему всякую милость и любовь. Посему, предвозвестив, что некогда будут призваны язычники и пойдут путями, которых они не знали, и будет тма во свет и стропотная в правая, слово (пророка) открывает теперь невежествия потомков Израиля, говоря: **тии же возвратишася вспять**. Слову: **тии** должно дать особую выразительность, то есть, именно те, которые были руководимы божественным законом, находились под Моим управлением и имели посредником Моисея, которые ясно слышали: //Господь Бог твой Господь един есть и: да небудут тебе бози инии разве Мене// [[old:ish:20:03|(Исх. 20:3)]], сии-то самые, между тем как множество язычников пребывает в благих надеждах, **возвратишася вспять**, нечестиво обратившись к сквернам египетским и снова прияв порок древнего заблуждения. На них сбылась истина притчи, //пес возвращся на свою блевотину и свиния омывшися в кал тинный// [[new:2pet:02:22|(2 Пет. 2:22)]]. Нечто подобное сказал и Господь наш Иисус Христос, указывая на Израиля, снова возвращающегося к древнему нечестию: //егда//, говорит, //нечистый дух изыдет от человека, преходит сквозе безводныя места, ища покоя//, и не нашедши возвращается в то место, откуда вышел, и //пришед обрящет празден, пометен. Тогда поймет с собой седмь иных духов лютейших себе и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых// [[new:mf:12:43|(Мф. 12:43-]][[new:mf:12:45|45)]]. Ибо они служили египетским богам, и сей демон изгнан был, когда они были призваны к богопознанию, говорю, чрез закон. Но они снова подверглись обвинению, и еще худшему, когда, познав сущего по естеству Бога, сделались отступниками, воздавая почести тем, которые не суть Боги. Итак **посрамитеся стыдением**, говорит, **уповающии на изваянная** и досточестное превыше всего имя божества, то есть славу, усвояющие руками иссеченным и рукотворенным. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: вы наши боги** См. Толкование на [[old:is:42:10#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 42:10]] ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: вы наши боги** //Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов...// Выражение, почти буквально встречающееся у Псалмопевца [[old:ps:034:04|(Пс. 34:4]] и [[old:ps:069:03|69:3)]]. В данном случае оно раскрывает нам главный предмет речи и лиц, к которым она обращена. Предмет речи - обличение ложного богопочтения или идолопоклонства, лица - все практикующие этот культ, т. е. главным образом язычники, а отчасти, как видно из последующего контекста, также и евреи (24-25 ст.). Изложив те будущие благодеяния, которые Господь собирается в изобилии излить на членов своего нового царства, Он провидит, что величие этих благодеяний заставит громко говорить их совесть и покроет их головы раскаянием и стыдом за свое прежнее поведение. Мысль о ничтожестве и суетности идолов и посрамлении всех, надеющихся на них, - одна из самых характеристичных для пророка Исаии ([[old:is:02:08|Ис. 2:8;]] [[old:is:37:18|37:18;]] [[old:is:19:01|19:1;]] [[old:is:21:09|21:9;]] [[old:is:27:09|27:9;]] [[old:is:30:22|30:22;]][[old:is:37:16| 37:16-20;]] [[old:is:41:29|41:29;]] [[old:is:44:11|44:11,]][[old:is:44:20| 20]] и др.). //**Толковая Библия.**// [<10>]