[<10>] ====== Толкование на Ис. 43:26 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Ты же помяни, и да судимся: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися** См. Толкование на [[old:is:43:25#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 43:25]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 26-28 **припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться. Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня. За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание** Видишь ли, Он воздвигает судилище и объявляет победу по суду. Как выше Он сказал: делайте то и это, //«спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим»// [[old:is:01:17|(Ис.1:17–18)]], сначала научая, как можно победить, а потом призывает на суд, – подобным образом поступает и здесь. **«Припомни Мне**, – говорит, –** станем судиться»**. Почему говорится: **«припомни Мне»**? Чтобы они уразумели величину благодеяний. Тот, кто любит кого-либо, желает обнаруживать, что он близок его сердцу, так чтобы любимый им помнил о благодеяниях, не забывал об них, по крайней мере понимал, от каких грехов он освобожден. Ты, говорит, никогда не думай в своей душе, что Я вступаю с тобою в суд для того, чтобы осудить тебя, но для того, чтобы открыть тебе, насколько Я люблю тебя. Не Я объявляю твои грехи, но ты сам расскажи о них, и тогда ты узнаешь, какие язвы уврачевал Я. Потому Я и говорю: **«припомни Мне»**, – чтобы ты сам себя оправдывал; для этого же достаточно, чтобы ты сам исповедал, а Я не говорил ни слова. **«Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня»**. Ужели теперь нет грехов? Ужели теперь вы не отступили от Меня? **«За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание»**. Некоторые говорят: //«в проклятие»//; а еврейский текст говорит: //«в проклятие Иакова и в осуждение Исраиля»//. Другие же говорят: //«в злохуление»//. Видишь ли, что все дела твои лживы? Что значит:** «праотец твой согрешил»**? Я молчал, а вы положили начало. **«Говори ты, чтоб оправдаться»**: не медли, не выжидай Моей речи, как и другой говорит: //«Первый в тяжбе своей прав»// [[old:pr:18:17|(Притч.18:17)]]. Вот Он всегда побуждает нас к тому, чтобы мы искали той пользы, которая годна как для праведника, так и для грешника. //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- Не сказал только: **«глаголи ты беззакония твоя»**, но прибавил: **«прежде»**, т.е. не выжидай обличителя, не жди обвинителя; сам предупреди и начни говорить, чтобы заградить уста обличителю. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 20.//** ---- Грешник ты? Не отчаивайся, но вниди (в церковь) и покайся. Согрешил ты? Скажи Богу: согрешил я. Какое затруднение сказать: согрешил я? Разве, если не скажешься грешником не будешь ты иметь диавола обличителем своим (на суде)? Предупреди же, и восхити это его достоинство; ибо осуждать – его достоинство. И почему тебе не предупредить его, не сказать греха и не изгладить его, когда знаешь, что в нем (диаволе) имеешь ты такого обличителя, который молчать не станет? -Согрешил? – Вниди в церковь, и скажи Богу: согрешил. Ничего другого я не требую от тебя, кроме этого одного. Ибо Писание говорит: **«глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися»** [[old:is:43:26|(Ис. 43:26)]]. Скажи грех, чтоб разрешиться от греха. Труда в этом нет, много набирать для этого слов не нужно, и траты никакой на это не требуется, и ничего подобного. Слово изреки, отнесись благоумно к греху своему, сказав: согрешил я. Скажешь: откуда видно, что если я скажу сам грех свой, то получу разрешение в грехе? Имеешь в Писании пример и того, как один сказал свой грех, и получил прощение, и того, как другой не сказал своего греха, и был осужден. Это Каин и Давид. **//Святые отцы о молитве и трезвении.//** ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися** См. Толкование на [[old:pr:18:18#prp_nikodim_svjatogorec|Притч. 18:18]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться** Врач, мучит ли он больного, причиняя ему боль, или лелеет, успокаивает – все это делает по науке, заботясь об излечении больного. А ты, если хочешь ни здесь, ни там не понести наказания, требуй отчета у себя самого. Ибо если сами себя осуждаем, то не будем осуждены. Скажешь: как же мне подвергать истязанию себя самого? Ответствую: смиряй себя, плачь и воздыхай о своих грехопадениях. Ибо немалое наказание и истязание души – размышлять и плакать о собственных своих преткновениях. Напротив того, великую боль производит это, сильно язвит и мучит. Посему-то и награду правды воздаст Бог человеку, который истязает себя исповедью. Ибо сказано: **«глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися»** [[old:is:43:26|(Ис. 43:26)]], **«глаголи»**. Пусть другой осудит тебя прежде, чтобы соделаться тебе праведным. **//Письма на разные темы. Монаху Мавриану.//** ---- Полезно не откладывать со дня на день обращение ко Господу, не быть нерадивым, ленивым, медлительным, но исповедовать свои грехопадения. Ибо устами Исаии говорит наш Владыка: **«глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися»** [[old:is:43:26|(Ис. 43:26)]]. Ибо, если таким образом будешь вести себя в исповедании, в прошении и в частых молитвословиях, то не умедлишь услышать, что Господь скажет тебе в ответ: //«Аз есмь заглаждаяй и грехи твоя, и беззакония твоя»// [[old:is:43:25|(Ис. 43:25)]]. **//Письма на разные темы. Даглефу.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться** См. Толкование на [[old:is:43:25#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 43:25]] ===== Лопухин А.П. ===== **припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться** //Станем судиться; говори ты, чтобы оправдаться.// Символическая картина суда Бога с грешниками, в которой Он выступает в качестве стороны, один из любимых пророком Исаией образов (см. напр., 41 гл.). В частности, в данном месте можно установить такой ход мыслей: Израиль, хвалившийся своей законной праведностью, мог ставить себе в заслугу, как свое спасение (частичное), так и обращение язычников. Но Господь, в предшествующем стихе, дело спасения приписал исключительно Себе. Предполагается, что Израиль мог с этим не согласиться или заспорить, почему Господь и предписывает ему правильный третейский суд. См. также Толкование на [[old:is:43:22#lopuxin_ap|Ис. 43:22]] //**Толковая Библия.**// [<10>]