[<10>] ====== Толкование на Ис. 44:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 2-3 **Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал; ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих** Здесь Он приводит на память другое благодеяние: Он желает, чтобы рождение признавалось не делом природы, но делом Его, по написанному:// «дел рук Твоих не презирай»// [[old:ps:137:08|(Пс.137:8)]]. **«Не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал; ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих»**. Он вспоминает об источниках, которые проистекли в пустыне. Подобно тому, как Я желал, чтобы истекли источники, когда вы жаждали, так и теперь Я освобожу вас от скорбей. **«Излию дух Мой на племя твое»**, т.е.: Я излию на рождение твое Мое благословение, Мою любовь, Мое благоволение, так что Мои благодеяния будут переходить от рода в род. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 2-5 **Сице глаголет Господь Бог, сотворивый тя, и создавый тя из утробы: еще поможет ти: не бойся рабе мой Иакове, и возлюбленный Израилю, егоже избрах. Яко Аз дам воду в жажду ходящим в безводней, наложу дух Мой на семя твое и благословения Моя на чада твоя, и прозябнут аки трава посреде воды и яко верба при воде текущей. Сей речет: Божий есмь: и сей возопиет о имени Иаковли, и другий напишет рукою своею , Божий есмь, о имени Израилеве возопиет** Обвинив Израильтян в отступничестве и в том, что они удалились от любви к Нему и предали себя не сущим богам, так как сказал: //отцы ваши и князи ваши беззаконноваша на Мя, и оскверниша князи святая Моя// [[old:is:43:27|(Ис. 43:27,]] [[old:is:43:28|28)]], весьма благостроительно приводит и сие. Ибо не допускает, чтобы они уклонились к отступничеству или отчаянию и совсем лишились надежды на Него; но обещает им опять милость, восстановляет их обычным своим человеколюбием и приводит к покаянию. Дает понять, что Он не совсем отвратился от согрешивших и что не весь до основания погибнет Израиль, так как Он милостив и весьма облегчает путь спасения для верующих в Него. Называя же Себя Господом и Богом, сотворившим и создавшим его **из утробы**, кажется, дает видеть, что он впал в заблуждение, приписав и другим имя Божества и нерассудительно воздав славу Господню не сущим богам. А что и Творца не познал он и Того, Кто привел к существованию некогда не сущего на земле человека, на это опять указует, утверждая о Себе, что Он есть Создатель и Творец, и как бы в неблагодарности обвиняя отпавших от любви к Нему. И подлинно, несообразным оказывается, если мы родителям по плоти воздаем высшие почести, как это предписывает и Божественный закон, а Содетеля всяческих не восхвалим более, нежели тех, приличествующими Ему славословиями и не почтим Его совершенным с нашей стороны подчинением Ему. Таковое нечто говорит и чрез одного из святых пророков: //сын славит отца, и раб господина своего// (убоится): //и аще Отец есмь Аз, то где слава моя? и аще Господь есмь Аз, то где есть страх мой? глаголет Господь Вседержитель// [[old:mal:01:06|(Мал. 1:6)]]. Ибо Он одинаково есть и Господь, как имеющий всю тварь под игом и рабством у Себя, – так и Божественный Псалмопевец негде сказал к Нему, что //всяческая работна Тебе// [[old:ps:118:091|(Пс. 118:91)]] – но Он опять есть и Отец, как Создатель и Творец и приведший все в бытие. Итак, по чину или требованию долга нам надлежит воздавать и приличествующее сынам подчинение и подобающий слугам страх. Когда таким образом Бог называет Себя Создателем и Творцом, то этим внушает нам мысль о том, что мы должны чтить Его, как подателя и самого бытия и как виновника существования для тех, которые некогда не существовали. А говоря согрешавшим: **еще поможет ти**, подает надежду на то, что для них, хотя и запутавшихся во многие и неизбежные вины, сохранен остаток милосердия и человеколюбия; и ничто не воспрепятствует и им спасаться, если бы они решились перейти к лучшему и приличнейшему и согласному с Его законами. Кажется, в этих словах Израилем и Иаковом именует Он лик святых Апостолов, как бы в одном лице подразумеваемый; потому что во Христе все суть едино. В самом деле, рассуди: как это говорит Он, что Израиль есть **возлюбленный** и избранный, а между тем не для всех ли очевидно, что никогда не назвал бы возлюбленными и избранными тех, которые отвергли веру в Него? поелику же они, будучи от крови Иакова, – он же и Израиль, – соделались сосудами честными и избранными и призваны к священнодействию Евангельской проповеди, то Он и почел за должное увенчать их столь славными именами, как имевших быть //светилами в мире// [[new:fil:02:15|(Фил.2:15)]], содержащими //слово животно// [[new:fil:02:16|(Фил. 2:16)]], и как тайноводителей всей находящейся под солнцем земли. Итак, не бойся, говорит, то есть мужайся и крепись, имей терпеливое и юношеское расположение духа и, посмеваясь над восстаниями гонителей твоих, имей твердую веру в Бога. Весьма многие ведут борьбу против священной проповеди и восстанет нечестивое множество, противодействуя словам вашим, но будь, говорит, выше боязни, лености и слабости, ибо **Аз дам воду ходящим в безводней**. По истине сладостно и спасительно для ходящих по земле жаждущей встретиться с источниками водными. Но для подвизающихся в благочестии, думаем, трикраты, и даже более, вожделенно орошение Божественными и духовными струями или утешениями от Духа, посредством коих дух человеческий, как-либо ослабев немного, мог бы снова укрепиться к мужеству. Вода же в сих словах, которую Бог обещает подать ходящим в безводней, есть, говорим. Дух Святой. Так сказал и Сам Спаситель: //якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы//, и разъясняя значение сказанного, премудрый Евангелист тотчас присовокупил: //сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии в Него// [[new:in:07:38|(Ин. 7:38,]] [[new:in:07:39|39)]]. Ибо вода животворна и способствует деревам и травам к возрастанию, отображает же она некоторым образом действие Святого Духа, чрез Которого все состоит, будучи содержимо в благосостоянии, и мысленная тварь изобилует приращением во всяком благе и быстро идет к духовному возрастанию. А что обещание воды ходящим по безводной (земле) указует на животворную силу и действие Святого Духа, на духовное чрез Него утешение, это уяснит следующее рядом: **наложу**, говорит, **дух Мой на семя твое, и благословения Моя на чада твоя**. Семенем же и чадами святых Апостолов мы называем призванных чрез них к познанию истины и к возрождению духовному, которым они возрождают их не от семени тленного, но словом живого Бога и пребывающего и действием самого Святого Духа. Так и Божественный Павел пишет в послании к призванным чрез Него и говорит: //аще бо и многи пестуны имате о Христе, но не многи отцы: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих// [[new:1kor:04:15|(1 Кор. 4:15)]]. И везде мы можем находить, что он называет чадами уверовавших в Него чрез них. Итак наложу, говорит, **дух Мой на семя твое, и благословения Моя на чада твоя**. Благословениями же, подаваемыми от Бога святым, мы считаем многообразие духовных дарований, //овому бо дается слово премудрости, иному же слово разума// и следующее за сим ([[new:1kor:12:08|(1 Кор. 12:8)]], и дал.); и еще в одном месте премудрый Павел пишет, что //кийждо из нас свое дарование имать от Бога// [[new:1kor:07:07|(1Кор.7:7)]]. Затем, какая может быть польза благословений, это Он изъяснил, прибавив: **прозябнут аки трава, посреде воды и яко верба при воде текущей**. Травы и растения, какие могут быть в местах безводных, весьма медленно растут, а выросши, тотчас же засыхают. Напротив того, очень цветущие те, при которых находятся струи потоков и водное течение, сохраняющее им жизнь; так растение верба всегда зелено, так как всегда растет при источниках и реках. Итак, будучи напоены, говорит, духовными струями, обогатившиеся сим исповедят, что знают только Меня одного и Богом наименуют Призвавшего их. Говоря же, что сей речет, Божий есмь, и сей возопиет, и другий напишет, означает множество прибегающих к Нему чрез веру во Христе. Ибо не будет называться оно именем какого либо одного народа; но скорее все множество язычников, находящееся в подсолнечной, и все исповедят, что они стали Божиими и Его наименуют (напишут) Спасителем и Искупителем, и назовут наконец о имени Иаковли, то есть, что они суть //уже и жребий Бога: бысть, сказано, часть Господня людие Его, уже наследия Его, Израиль// [[old:vtor:32:09|(Втор. 32:9)]]. И хвалимся мы, уверовавшие, что мы – жребий Божий и часть Спасителя всех нас Иисуса Христа. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал** См. Толкование на [[old:is:44:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 44:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал** См. Толкование на [[old:is:44:01#lopuxin_ap|Ис. 44:1]] [<10>]