[<10>] ====== Толкование на Ис. 44:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сей речет: Божий есмь: и сей возопиет о имени Иаковли, и другий напишет рукою своею , Божий есмь, о имени Израилеве возопиет** См. Толкование на [[old:is:44:04#svt_ioann_zlatoust|Ис. 44:4]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Сей речет: Божий есмь: и сей возопиет о имени Иаковли, и другий напишет рукою своею , Божий есмь, о имени Израилеве возопиет** См. Толкование на [[old:is:44:02#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 44:2]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Один скажет: "я Господень", другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: "я Господень", и прозовется именем Израиля** Теперь все христиане – Божии, и все говорят: я – христианин, я – Христов, я – Божий. Но много ли, к несчастью, правды в этих словах? Господь сказал о Своих последователях: //По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою// [[new:in:13:35|(Ин. 13:35)]]. Имеешь ли ты, христианин, эту любовь к ближним? Если нет, ты не по праву говоришь себе, что ты – Божий. Далее Господь сказал: //Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня// [[new:mf:10:37|(Мф. 10:37)]]. Ты что на это скажешь? Больше ли ты любишь Господа, чем отца и мать? Если нет, ты не по праву говоришь, что ты – Божий, что ты – христианин. Если же ты имеешь к кому-нибудь не совсем чистую привязанность, то и тем более ты недостоин имени христианина: грех далеко отринул тебя от Всесвятаго Господа. Кто Христов, тот сраспинается и спогребается Христу, тот умерщвляет свои страсти. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Один скажет: "я Господень", другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: "я Господень", и прозовется именем Израиля** См. Толкование на [[old:is:44:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 44:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Один скажет: "я Господень", другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: "я Господень", и прозовется именем Израиля** //Один скажет, "Я Господень", другой назовется именем Иакова...// Смысл этого стиха и его связь с предыдущим довольно загадочны. Большинство комментаторов видит здесь речь о прозелитах и устанавливает такую внутреннюю, логическую связь мыслей. Остаток верного Израиля, получивши Святого Духа, приобретет настолько широкую и почтенную известность, что привлечет к себе многих последователей, которые будут гордиться назваться его именем и наперерыв друга перед другом будут именоваться кто "Господним", кто "Иаковлевым", кто "Израилевым". Здесь, между прочим, довольно тонко подмечен одна характерная черта этих новообращенных язычников - их обычай, принесенный из язычества, локализировать культы и носить имя своего местного божества. В историческом смысле все это вполне оправдалось опять-таки на апостолах, которые в первый же день Пятидесятницы имели уже не одну тысячу прозелитов[[new:act:02:41| (Деян. 2:41).]] //**Толковая Библия.**// [<10>]