[<10>] ====== Толкование на Ис. 44:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня** Он не говорит ничего иного, как только то, что требует человек. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 21–22 **Помяни сия, Иакове и Израилю, яко раб Мой еси ты, сотворих тя раба Моего, и ты, Израилю, не забывай Мене. Се бо отъях яко облак беззакония твоя, и яко примрак грехи твоя: обратися ко Мне, и избавлю тя** Христос сказал негде: //ведевый волю господина своего, и не сотворив, биен будет много. Не ведевый же, и не сотворив, биен будет мало//. [[new:lk:12:47|(Лк. 12:47,]] [[new:lk:12:48|48)]]. Приговор в том и другом деле безусловно праведный. Ибо тем, которые не ведают воли владычней, а потом согрешают и делаются повинными в преступлении, кто-либо может простить неведение, принимая оное в основание милосердия (повод для помилования); а тем, которые, зная законы, решились жить беспечно, по праву надлежит наказание, потому что это есть вина явного нерадения. Итак, дабы Израиль, быв изобличен в столь многих преступлениях, но удостаиваясь прощения от Бога, соделался лучше, для сего повелевается ему вспомнить нерадение свое и благость Милующего. **Помяни сия**, говорит, **Иакове**. Что же это? Что уже прежде сказано, **и яко раб Мой еси ты, и сотворих тя раба Моего**. В сих словах показывает, и весьма ясно, что Израиль не остался без детоводительства, но был под законом и под игом и имел весьма многих способных вразумлять его. Поэтому он был отрок (раб) и создан был для сего. А каким образом? Скажем сколько можно. Творится человек, как без сомнения и праотец Адам, просто из земли, ибо взял, сказано, Бог //персть от земли//, и созда человека [[old:gen:02:07|(Быт. 2:7)]]. Этот способ создания продолжается и доселе в отношении к нам; потому что каждый созидается во чреве матери своей, и это есть путь, ведущий сущих на земле к бытию. Но созидается и во отрока (//сотворих тя раба Моего//) Божия, преобразуемый духовно, познанием Божественных законов, в превосходный вид, являющийся в душах человеческих вследствие благоукрашения добродетелью. Эта красота должна быть умопредставляема как духовная. Созидаются же и как бы во Христе, чрез причастие святого Духа во образ по Христу. Так и Божественный Павел пишет Галатам: //чадца моя, имиже, паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас// [[new:gal:04:19|(Гал. 4:19)]]. Воображается же в нас Христос, когда святой Дух всылает в нас некий Божественный образ чрез освящение и правду. Так-то, именно так в наших душах сияет образ ипостаси Бога и Отца [[new:evr:01:08|(Евр. 1:8)]], когда преобразует нас, как я сказал, Святой Дух, чрез освящение, по образу Его. Так сказал опять и священнейший Павел: //не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная// [[new:rim:12:02|(Рим. 12:2)]]; //и покрывало//, говорит, //положено на сердцах Иудеев, мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу, яко же от Господня Духа// [[new:2kor:03:15|(2Кор.3:15,]] [[new:2kor:03:18|18)]]. Так созидаемся мы во отрока Божия. поелику же имя отрока есть некоторым образом общее, ибо принимается и для слуг и для сынов, то мы полагаем, что созидаемым в законе более приличествует созидание в слуг, так как на Израиле был дух рабства и им не безвредно было нерадение, почему закон и наказывал их как слуг. А если кто созидается во Христе, то созидается в Сына Божия недавно сказанными способами. Посему нам должно памятовать и о человеколюбии Оправдывающего, и о том, что мы созданы в сыновство и в славу и как Отцу воссылать Богу воздаяния за содеянное им для нас. А каким образом это может быть исполнено нами, тому Он благостно научает, говоря: **и ты, Израилю, не забывай Мене**. Забывает кто-либо Бога, когда пренебрегает благочестием в отношении к Нему или даже совсем удаляется (от благочестия). Это делали Израильтяне, служа не сущим богам; делают тоже и доселе некоторые, идя вспять после (приятия) веры, //ихже суд праведен есть//, как написано [[new:rim:03:08|(Рим. 3:8)]]. А что забвение Бога весьма часто знаменует отступление от благочестия в отношении к Нему, это мы можем узнать из того, что Он Сам говорит Израильтянам: //вы оставившии Мя и забывающии гору святую Мою и уготовляющии демону трапезу и исполнлющии щастию растворение, Аз предам вас под меч, вси закланием падете// [[old:is:65:11|(Ис. 65:11,]] [[old:is:65:12|12)]]. И по тому же поводу взывал Он против Израильтян устами Иеремии, говоря: //еда забудет невеста красоту свою, и дева мониста персий своих? Людие же Мои забыша Мене дни бесчисленны// [[old:ier:02:32|(Иер. 2:32)]]. Итак, забвение часто может указывать на отступление (от веры); памятование же – на твердость в вере, на непоколебимость в любви и на крепость во всем том, что Ему угодно. Посему не забывай Мене, говорит, а напротив, помни. **Се бо отъях яко облак беззакония твоя. Отъях**, говорит здесь вместо: отъиму, и как бы некий **примрак** и **облак** рассеяв, уничтожу. Что **отъях** говорит вместо: отъиму, это весьма ясно может показать последующее: **обратися**,говорит, **ко Мне, и избавлю тя**. Ибо каким образом уже «отъял», если призывает к обращению как бы еще не обратившихся, но имеющих прийти к сему в свое время, именно тогда, когда воссияет миру Христос, чрез Которого всякое отпущение прегрешений, и обращение и призвание к Богу, верою в Него и евангельским житием и высокими подвигами добродетели? **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня** Помни всегда, человек, что ты родился рабом Божиим и, как раб, естественно должен служить своему Господину верою и правдою. Никогда не забывай своего Господа. Но ты уклоняешься от Него своими беззакониями и забываешь Его: ты работаешь греху, не вспоминая о том, что ты всю жизнь должен служить Господу. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 21-23 **Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня. Я изгладил, как облако, беззакония твои и, как туман, грехи твои, обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя. Хвалите небеса, ибо **(в вульгате прибавлено: милосердие)** соделал Господь: ликуйте, концы земли, оглашайтесь, горы, хвалою, лес и всякое дерево в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится Израиль** Если это так и так как ты знаешь, что идолы человеческие суть измышления, то ты, Иаков и отрок Мой, Израиль, не забывай Творца своего, и не оскорбляй себя самого, преклоняясь пред делом рук своих. Так как они при пришествии отрока Моего, которого Я избрал, будут совершенно ниспровергнуты, то всем расположением ума познай, что как облако, и мрак и туман или рассеяваются солнечною теплотою или разрежаются, уносимые ветром, так и Я рассею твои беззакония и все грехи, которыми ты прежде оскорблял Меня. Обратись только ко Мне и принеси покаяние, ибо ты должен быть искуплен драгоценною кровию. Если ты сделаешь это, то знай, что при твоем спасении будут ликовать небеса и земля и славословить все стихии: или ангелы, обитающие на небесах, и другие силы, которыми держатся основания земли, или апостолы и пророки, о которых и апостол говорил: //наздани бывшие на основании апостол и пророк// [[new:ef:02:20|(Еф. 2:20)]]. Также горам и лесам или холмам, занимавшим по различию достоинств первые и средние и последние места, повелевается ликовать и трубить, когда они узнают, что Господь искупил Иакова и радуется об обращении Израиля или что сам Израиль, обратившись от заблуждения, делается славным. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня** Непосредственно примыкают к 8-му стиху и продолжают развитие той же самой мысли о всемогуществе и спасающей любви истинного Бога Израилева. После столь яркого обличения ложных богов язычества, повторное указание пророка на свойства истинного Бога получает по контрасту особую убедительность и силу. //Помни это, Иаков... Израиль, не забывай Меня...// Помни это, т. е. ближайшим образом, только что раскрытое ничтожество идолов и неразумие идолопоклонников, а затем и то, что ты потомок знаменитого и верного Богу предка (Иакова-Израиля), что ты раб Мой; т. е., с одной стороны, должен, следовательно, служить не кому-либо другому, а именно Мне, а с другой, что ты как раз и домочадец Мой - близок и дорог Мне, и наконец, помни, что Я образовал тебя, т. е. избрал тебя из среды других народов и соответственно с твоим призванием воспитал тебя, почему и имею на тебя особые права. Вторую половину фразы - //не забывай Меня// - ученые переводят различно. Еврейский //lo finnaschscheni// стоит в passiv, что по правилам должно быть переведено страдательным залогом - "ты не забываем Мною". [В Славянском переводе - //Помяни сия Иакове и Израилю, яко раб мой еси ты, сотворих тя раба моего, и ты, Израилю, не забывай Мене.// То есть: вспомни - и не забывай. //Прим. ред.//] Так именно и переводят это место многие из ученых еврейских раввинов и западных экзегетов (Абен-Езра, Кимхи, Витринг, Гезеи, Эвальд, Кнейбель, Делич, Дилльманн, Дум и др.). Этому же чтению отдают предпочтение и проф. СПб. Академии в своем известном комментарии. При принятии такого перевода делается совершенно естественным и понятным и переход к следующему стиху, где говорится о спасении Израиля. [То же можно сказать, используя Славянский перевод. //Прим. ред.//] См. также Толкование на [[old:is:44:06#lopuxin_ap|Ис. 44:6]] //**Толковая Библия.**// [<10>]