[<10>] ====== Толкование на Ис. 44:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Возвеселитеся, небеса, яко помилова Бог Израиля: вострубите основания земная, возопийте горы веселие, холми и вся древеса, яже на них: яко избави Бог Иакова, и Израиль прославится** Подобно этому говорится: //«тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих»// [[new:rim:08:19|(Римл.8:19)]]; или: //«вся тварь совокупно стенает и мучится доныне»// [[new:rim:08:22|(Римл.8:22)]]. Точно также и здесь, в знак их примирения с Богом, Он приглашает многих участвовать в их радости. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Возвеселитеся, небеса, яко помилова Бог Израиля: вострубите основания земная, возопийте горы веселие, холми и вся древеса, яже на них: яко избави Бог Иакова, и Израиль прославится** Из сих слов всякий без труда может усматривать, что уже чрез святых пророков по временам Бог предвозвещал отпущение грехов, а равно и обращение всех и искупление, как имеющее быть чрез Христа. Ибо когда Он, как //Бог Господь, явися нам// [[old:ps:117:27|(Пс.117:27)]] и обращался с живущими на земле, как человек, Агнец истинный, //вземляй грех мира// [[new:in:01:29|(Ин. 1:29)]], всесвятая Жертва: тогда, именно тогда сие сделалось причиною торжества для высших и небесных сил разумных или для чинов святых ангелов; ибо воспевали они, воспевали при рождении Его, при рождении, говорю, по плоти и взывали: //слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение// [[new:lk:02:13|(Лк. 2:13,]] [[new:lk:02:14|14)]]. И если истинно (но во всяком случае, конечно, это и истинно) то, что, по слову Спасителя, //радость бывает на небесах пред// святыми //Ангелы о едином грешнице кающемся// [[new:lk:15:10|(Лк.15:10,]] [[new:lk:15:07|7)]]: то как мог бы усомниться кто либо в том, что бывает радость и торжество у вышних духов, когда Христос всю подсолнечную приводит к познанию истины, призывает к обращению, оправдывает в вере и делает славною чрез освящение? Итак, когда веселятся **небеса, яко помилова Бог Израиля**, и Израиля, конечно, не по плоти только, но и по духу разумеваемого: тогда вострубили **основания земли**, то есть, священнодейственники евангельских откровений. Их громкий глас пронесся повсюду и как бы некие священные трубы, огласили они, везде возвещая славу Спасителя и призывая к познанию Христа, как сущих от обрезания, так и древле служивших твари //паче Творца// [[new:rim:01:25|(Рим. 1:25)]]. Основаниями же земли наименованы, говорим, они, по какой причине? По той, что основание всего и непоколебимая опора есть Христос, держащий все и правящий всем, чтобы это все было крепко утверждено; в Нем мы все созидаемся в дом духовный, соединяемые стройно чрез Духа //в церковь святую, в жилище Его// [[new:ef:02:21|(Еф. 2:21,]] [[new:ef:02:22|22]]; сн. [[new:ef:04:16|Еф. 4:16)]], ибо Он обитает в сердцах наших чрез веру. Прилежащими же и более, нежели мы, близкими к Нему основаниями должны быть умопредставляемы Апостолы и Евангелисты, //самовидцы и слуги бывшии Словесе// [[new:lk:01:02|(Лк. 1:2)]], но соделавшиеся и утверждением веры; потому что, познав, что должно следовать их преданиям, мы сохраним правую и не извращенную веру Христу. Сказано инде Им Самим Божественному Петру (когда сей мудро и неукоризненно исповедуя веру в Него, говорил: //Ты еси Христос, Сын Бога живаго): ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою// [[new:mf:16:16|(Мф. 16:16,]] [[new:mf:16:18|18)]], при чем камнем, думаю, Он называет непоколебимость ученика в вере. Сказано в одном месте и устами Псалмопевца: //основания Его горах святых// [[old:ps:086:02|(Пс. 86:2)]]: горам святым, без сомнения, должно уподобить святых Апостолов и Евангелистов, коих знание для следующих за ними поколений является утвержденным наподобие основания, не позволяя уловленным ими переходить к неправомыслию относительно веры. Так трубят основания земли. Кроме того обрати внимание на следующее замечание: //худогласен и косноязычен// был Моисей [[old:ish:04:10|(Исх. 4:10)]]; ибо закон не был слышен никому, кроме живших в одной только Иудее: напротив, вострубите исполняющие обязанности посланников Христовых, ибо //во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенные глаголы их// ( [[old:ps:018:05|(Пс. 18:5)]]; св. [[new:rim:10:18|(Рим. 10:18)]]). И горам повелел возопити веселие, назвав при сем опять горами **основания земли**; потому что отовсюду зримы и для всех видимы Божественные ученики, будучи славны делом и словом и хорошо известны повсюду находящимся. К ним и пророческое слово возглашало: //на гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвыси крепостию глас твой, благовествуяй Иерусалиму// [[old:is:40:09|(Ис. 40:9)]]. Сим то мысленным горам и повелел **возопити веселие**. Отсюда же можно видеть, как силу закона, так и большее превосходство (пред ним) евангельской проповеди. Ибо закон, угрожая преступникам наказаниями и подвергая виновных неизбежному осуждению, вопиял скорее не о веселии, а о печали; священнодейственники же евангельских откровений и служители подаваемых от Христа дарований проповедуют веселие миру, так как где отпущение грехов и оправдание в вере, и Святого Духа причастие, и светлость сыноположения, и царствие небесное, и неложная надежда на превышающие ум блага, там без всякого сомнения – веселие и радость. Холмами же и деревьями, яже на них, мы называем опять тех, которые ниже гор и несколько уступают им по присущей им мере правой жизни, так как, очевидно, стоят выше их святые Апостолы и Евангелисты. Итак, холмами могут быть те, которые немного уступают оным в славе и ниже их по величию добродетели; впрочем и они держатся на высоте, стоят выше земных дел, помышляют горняя и в удел себе избирают высокие помыслы касательно добродетели. А под деревьями, растущими на холмах и от них воспитанными, могут разуметься те, которые уверовали чрез оных, взошли как бы //в мужа совершенна// и достигли //в меру возраста исполнения Христова// [[new:ef:04:13|(Еф. 4:13)]]. Это суть учители народов и руководители паств, мысленным благоплодием своим стяжавающие (Христу) приходящих к ним. Так, вместе с основаниями земли, восклицают о веселии, во Христе разумеваемом, холмы и **древеса, яже на них**. А радуются они тому, **яко избави Бог Иакова, и Израиль прославится**; потому что не только избавлен он был, омывшись от скверн греха и будучи изъят от огня и наказания, но и прославлен был, соделавшись //присные// (своим) //Богу// [[new:ef:02:19|(Еф. 2:19)]], быв назван сыном Его, и получив братство с Тем, Кто есть единый по естеству и истинно Сын, то есть, со Христом. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле** В каком святом восторге призывает пророк радоваться с сынами Израиля всю природу: **Торжествуйте**, говорит, **небеса**, яко помилова Бог Израиля: **восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем!** **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле** См. Толкование на [[old:is:44:21#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 44:21]] ===== Лопухин А.П. ===== **Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле** //Торжествуйте, небеса... Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем...// Этот стих занимает какое-то особенно серединное положение: с одной стороны, он звучит радостным финалом предшествующей речи - о Боге Избавителе, с другой - является как бы торжественным вступлением в новый отдел, специально раскрывающий величие и силу божественных благодеяний избранному народу, за всю прошедшую и даже ближайшую будущую его историю. По содержанию и форме он представляет благодарственный гимн Богу, Искупителю, один из тех, которыми особенно богаты книги пророка Исаии и Псалмов ([[old:is:35:01|Ис. 35:1-2;]] [[old:is:42:10|42:10-12;]] [[old:is:13:13|13:13;]] [[old:ps:096:01|Пс. 96:1;]] [[old:ps:097:01|97:1;]] [[old:ps:099:01|99:1]] и др.). Небеса, глубины земли, горы, лес и все деревья - это все эмблемы самой полной и широкой, универсальной радости, в которой, вместе с человеком-царем природы должна принять участие и даже вся неодушевленная природа, так как судьбы ее, по воззрению Священного Писания, тесно связаны с судьбою человека ([[old:gen:03:17|Быт. 3:17;]] [[old:iov:05:07|Иов. 5:7;]] [[old:is:11:06|Ис. 11:6-8;]][[old:is:24:04| 24:4-7;]] [[old:ekl:01:02|Еккл. 1:2-3;]] [[new:rim:08:20|Рим. 8:20]] и др.). См. также Толкование на [[old:is:44:06#lopuxin_ap|Ис. 44:6]] //**Толковая Библия.**// [<10>]