[<10>] ====== Толкование на Ис. 45:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ты же не познал еси Мене, яко Аз Господь Бог, и несть разве Мене еще Бога: укрепих тя, и не познал еси Мене** См. Толкование на [[old:is:45:04#svt_ioann_zlatoust|Ис. 45:4]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **ты же не познал еси Мене, яко Аз Господь Бог, и несть разве Мене еще Бога: укрепих тя, и не познал еси Мене** См. Толкование на [[old:is:45:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 45:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня** См. Толкование на [[old:is:45:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 45:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня** //Хотя ты не знал Меня...// Это, дважды повторенное замечание, подчеркивает, с одной стороны, высоту и силу Божественного Предведения, знающего о человеке все, задолго до его рождения, с другой - указывает, что избрание Кира совершилось не в силу его личных заслуг, которых еще не было, а для осуществления высших планов Божественного Промысла. Ст. 5-7 **Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это** //Я - Господь, и нет иного, нет Бога, кроме Меня... Я - Господь, и нет иного... Я Господь делаю все это.// Усиленное повторение здесь данной мысли направлено, очевидно, против языческого многобожия и, в частности, против персидского дуализма, официальной религии Кира. Некоторый намек на последний видят в словах 7 ст., где идет противопоставление двух начал - света и тьмы, мира и бедствий (The pulp. Comment. Orelli и др.). //**Толковая Библия.**// [<10>]