[<10>] ====== Толкование на Ис. 45:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это** **«Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду»**. Опять Он обещает, что после возвращения произойдет нечто такое, что их благодеянию как бы обрадуются даже твари. Если кому угодно, то можно понимать это об учении Христовом. Горе не только тому, кто обвиняет своего Творца, но горе говорящему против Него, или тому, кто требует у Бога отчета относительно будущих событий. //«Я создал землю и сотворил на ней человека»// [[old:is:45:12|(Ис.45:12)]]: почему же, говорит, ты не просишь у Меня помощи? Если бы Я не пожелал, то тебя не было бы. Отсюда ясно, что существование происходит по благости Божией. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 8–10 ** Да возрадуется небо свыше, и облацы да кропят правду: да прозябнет земля, и да прорастит милость, и правду да прозябнет вкупе: Аз есмь Господь, создавый тя. Что лучше устроих яко глину скудельничу? еда оряй орати будет землю весь день? еда речет брение скудельнику: что твориши, яко не делаеши, ниже имаши рук? еда отвещает здание создавшему е? еда глаголет отцу: что родиши? и матери, что чревоболиши** Боговдохновенному Писанию обычно и нередко свойственно от того, что совершилось отдельно и частно у кого либо, переводить речь к общему и ко всем и как бы от ясного для всех образа событий исторических искусно возводить ум наставляемых к умозрениям более таинственным. Это можно видеть и на имеющихся теперь у нас стихах. Выше употреблена была длинная речь о Кире, властелине над Персами и Мидянами, как он опустошил страну Вавилонскую, и взял ее силою, освободил Израиля от тамошнего рабства и уз плена, а также о том, что он основал в Иерусалиме храм и воздвигнут был против земли Халдейской, при чем сам Бог руководил им, отверзал пред ним врата медные и вереи железные сокрушал. Но это было повествование частное; ибо одним только Израильтянам оказалась возможность благодушествовать и освободиться от тягостей плена. Потом же переносит он силу мыслей на самого уже Еммануила, который от Бога и Отца был явлен на то, чтобы //проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение// [[new:lk:04:18|(Лк.4:18;]] сн. [[old:is:61:01|Ис. 61:1)]], – чтобы связанных неразрывными цепями собственных грехов изъять от зла и явив живущих на земле свободными от мучительства диавола уготовать их возвращение к Себе, и чрез Себя таким образом привести к Богу и Отцу. Ибо Он был **ходатай Бога и человеков**, и чрез Него //примирение// имеет //во едином дусе// со Отцом, и сам //Он есть мир наш//, по Писаниям [[new:1tim:02:05|(1 Тим. 2:5;]] [[new:rim:05:11|Рим. 5:11;]] [[new:ef:02:13|Еф. 2:13,]][[new:ef:02:14|14)]]. Сам он воссоздал Божественный, или Свой, храм, то есть Церковь; потому что Сам представил //ее Себе деву чисту, не имушу скверны или порока, или нечто от таковых, но напротив святую и непорочную// [[new:2kor:11:02|(2 Кор. 11:2;]] [[new:ef:05:27|Еф. 5:27)]]. Итак, в Кире и в деяниях его, как бы в образе, ясно можно видеть боголепные благодеяния, дарованные от Бога живущим по всей земле. Такова цель предложенных нам изречений. Но изъясним, насколько возможно, каждое из написанных выражений в частности. **Да возрадуется**, говорит, **небо свыше**, то есть пребывающие в вышнем граде и имеющие светлое и досточудное жилище: ангелы, архангелы и высшие сих, престолы, власти и силы умные и предстоятели вышних тронов. Утверждаем, что и для самих небесных духов соделалось поводом к радости обращение к Богу заблуждающихся обитателей земли, обращение, говорю, чрез Спасителя всех нас Христа, и слепых прозрение, и вообще Спасение погибших. Ибо если они радуются об одном грешнике кающемся, то как можно сомневаться в том, что они радуются и веселятся, видя спасенною поднебесную? Итак **да возрадуется небо свыше**, говорит, **да кропят и облацы правду**. Облака же, говорим, суть или вышние духовные силы, посредством коих на подобие дождя ниспосылаются утешения от Духа и каплют на сердца верующих, по ясно сказанному в другом месте об Израильтянах, как бы о винограде: //и облаком заповем, еже не одождити// на них //дождя// [[old:is:05:06|(Ис. 5:6)]]; или же сами святые тайноводители и живущие на земле, коих первенцами и начатком соделались Божественные ученики, которые, обходя всю землю, распространили Божественное и священное слово, и как бы некую жаждущую и бесплодную землю, радуя и мысленно напаши жителей вселенной, соделались для них причиною духовного благоплодия. Итак, для Иудеев, как соделавшихся господоубийцами, безумствовавших против самого подателя мысленных вод Христа, Бог повелел облакам не давать дождей, напротив, им (облакам) повелевается ниспосылать их на верующих в Него и обильно орошать сердца приходящих к Нему. При ниспослании же дождей да **прозябнет**, говорит, **земля, и да прорастит милость, и правду да прозябнет вкупе**. Ибо необходимо было, когда мысленные облака начали орошать поднебесную учениями правды, как бы из семян добрых взойти и возрасти добрым плодам. Когда изобретатель греха был как бы властелином на земле и чрез мудрецов мира сего повсюду сеял мерзкие и нечистые семена, тогда никто не был //творяй благостыню//, не был //даже до единаго; но вси уклонишася, вкупе непотребни быша// [[new:rim:03:12|(Рим. 3:12;]] сн. [[old:ps:018:03|Пс. 18:3)]], и вся земля была лишена плодов справедливости, поелику учения правды еще не были, наподобие дождей, ниспосылаемы повсюду находящимся; за тем, наконец, следовало явиться и плодам благочестия в отношении к Богу. Милостью же (//да прорастит милость//) мы называем любовь, которая //есть исполнение закона// [[new:rim:13:10|(Рим. 13:10)]], будучи сопровождаема правдою, и конечно евангельскою, коей посредником и учителем стал для нас сам Христос. Можно сказать также, что милость и правда, из земли прозябающая, или даже и произросшая, есть сам Господь наш Иисус Христос; потому что Он стал для нас от Бога и Отца милостью и правдою, если истинно то, что в Нем мы помилованы и оправданы, получив отпущение древних прегрешений, или что от Него приняли мы могущую возвести нас в наследие всякого блага правду, чрез которую мы и спасены. Если же земле повелено возрастить правду, то пусть никто не затрудняется этим, приняв во внимание, что и Псалмопевец говорит о Боге и Отце, а также и о самом Еммануиле: //содела// правду //посреде земли// [[old:ps:073:12|(Пс. 73:12)]]. Ибо не свыше и не с неба принес нам плоть свою Христос, но рожден по плоти от жены, которая и была одною из живущих на земле. Итак, когда говорится, что Он соделался плодом и произрастением земли, то уразумевай, как я сказал, что Он был по плоти от жены, избранной для сей тайны, хотя и одной из живущих на земле. **Аз есмь Господь Бог, создавый тя**. В сих словах как бы излагает причину того, что Сын, сый Бог по естеству, умалил Себе [[new:fil:02:07|(Фил. 2:7)]], благоизволил даже и пострадать за нас и удостоить живущих на земле стол великой милости, чтобы душу свою предать в искупление за них, – даже более, соизволил приять зрак раба и, при вышней славе, восприять уничиженность человеческого естества. Посему и говорит: **Аз есмь**, что в настоящем случае должно принимать в смысле: Я пребываю и живу, Сущий Бог истинный и Господь сил, приведший все в бытие и смерти не сотворивший, но создавший все для нетления (срав. [[old:prs:02:23|(Прем. 2:23)]]. Потом, удостаивая чести человеческое естество и так как из всех живых существ на земле совершенно ни одно не может равняться с ним (естеством человеческим), говорит: **что лучшее устроих яко глину скудельничу**? Ибо мы созданы Им так, что Он взял персть от земли и подобно скудельнику дал ей прекрасный образ. Но и не этим только ограничивается достоинство человеческого естества: в нас есть некоторый и еще больший дар и даяние художества Божественного; мы сотворены по образу и подобию Бога, удостоились иметь образ славы Его, мысленно блистающий в душах наших, хотя по плоти мы – земля и из земли. Поэтому человек есть не презренное какое либо, но напротив, досточудное на земле живое существо: и таким образом Бог прославляется в нем. Так Он сказал и многострадальному Иову, поставляя в ясность свои великие дела: //или ты брение взем от земли создал еси животно, и глаголивого сего посадил еси на земли// [[old:iov:38:14|(Иов. 38:14)]]? Воспевает же негде и Божественный Давид: //Господи, что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его//? Затем изъясняет высокое достоинство человеческого естества, говоря: //умалил еси его малым чим от Ангел, славою и честию венчал еси его: и поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его// [[old:ps:008:02|(Пс. 8:2,]] [[old:ps:008:05|5-]][[old:ps:008:07|7)]]. Некоторые из этих стихов премудрый Павел применил ко Христу [[new:evr:02:06|(Евр. 2:6-]][[new:evr:02:08|8)]]. Но тоже самое без несообразности может быть сказано и о всяком человеке подобном нам: ничего в том ложного нет. **Еда глаголет отцу: что родиши? и матери, что чревоболиши?** Речь сия глубока и осенена великою прикровенностью; впрочем сейчас можешь убедиться в ее полезности и истинности. Прежде всего должно, я думаю, раскрыть вкратце цель заключающихся в ней мыслей; потому что таким образом она будет доступна и удобоприемлема для слушателей. Бог всяческих освободил Израиля из Египта, исторг также и из многобожного заблуждения и от демонского прельщения, с помощью закона, данного чрез Моисея, возведши его к блеску истинного богопознания. Ибо закон научил его служить единому Богу и покланяться единому Господу. За тем посредством прообразов и сени хотел возводить его к еще большему и совершеннейшему, то есть, к тому, что во Христе. //Закон пестун бысть// [[new:gal:03:24|(Гал. 3:24)]] и положен //был до времене исправления// [[new:evr:09:10|(Евр. 9:10)]], а таковым было время пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа, Который, отменив сень заповедей закона и прообразы, заключающиеся в букве его, принес к живущим на земле в неприкровенном виде красоту служения духом и истиною. Но к этому-то самому с неудовольствием отнеслись Иудеи, и продолжая защищать прообразы, противодействовали Христу и обвиняли Его в нарушении Моисеевых постановлений, иногда говоря: //если бы человек сей был от Бога, то не нарушал бы субботу// (срав. [[new:in:09:16|(Ин. 9:16)]]), иногда же и еще худшими сего словами поражая Его. Итак, поелику они не воспринимали себе пользу евангельских поучений, возводившую их к духовному благоплодию от бесполезной сени: то посему и говорит: **еда оряй орати будет землю весь день**? О несмысленные! говорит, земледелец вспахивает землю плугом, но не всегда это делает и не все время возделывания земли тратит на плуг. Он вспахивает землю не для того, чтобы она являлась только это одно испытавшею, но для того, чтобы была удобовосприемлемою для посеваемых в ней семян, и оказалась плодородною. Поэтому поросшие некогда диким лесом и как бы обратившиеся в пустоши сердца всех вас Я наперед возделал, как плугом воспользовавшись данным чрез Моисея законом и наподобие земледельца вспахивая их, явил годными к посеву добрых семян. А сеятель всякого блага есть Мой Сын. Примите же Его учение и не желайте постоянно довольствоваться и любить пахаря – закон. Он вспахал, как я говорил, не для того, чтобы вы это только и имели; ибо какая отсюда польза? но для того, чтобы вы породили плоды истины. Поелику же мы и преобразованы духовно во Христе или претворены, одни от Эллинского заблуждения к познанию истины и к жизни святой чрез спасителя всех нас Христа, другие от обрезания к восприятию евангельских учений и к обновлению служения, уже не имеющего неясности прообразов, но напротив сияющего благолепнейшею красотою духовною (совершилось же сие после того как мы и они получили во Христе возрождение водою и духом, а равным образом и после того как Иудейский народ отверг и не принял предназначенную и для него самого благодать, ибо он противодействовал, как я сказал, Христовым откровениям); то посему и говорит: **еда речет брение скудельнику: что твориши, яко не делаеши ниже имаши руки? Еда глаголет отцу: что родиши? и матери: что чревоболиши?** Я, говорит, хочу преобразовать вас к лучшему и как бы воссоздать к совершеннейшему чрез духовное рождение, конечно, чрез рождение водою и духом. Но вы неразумно противодействуете моим намерениям. Неужели, говорит, брение когда-либо сделало упрек скудельнику, как не имеющему искусной руки, или как не знающему, каким образом надобно преобразовать находящееся у него в руках? Но и тот, кто имеет родиться, говорит, неужели предложит своему отцу вопрос: родит ли он? Потом: как вы, будучи подобны глине в руках горшечника и совсем не зная, каким образом совершится ваше духовное возрождение, как не убоялись спорить? и как напротив не решились Ему, как Художнику и Отцу, предоставить то, каким образом это должно быть? Что Иудеи оспаривали слова Спасителя, которые изрекались Им о сем предмете, ничего нет трудного видеть это, ибо Он говорил Никодиму: //аминь аминь глаголю тебе: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во царствие Божие// [[new:in:03:05|(Ин. 3:5,]] [[new:in:03:start|3)]]. А сей, не разумно нападая на то, что превыщает ум, противился, говоря: //како может человек родитися стар сый? еда может второе внити во утробу матере своея, и родитися//? [[new:in:03:04|(Ин. 3:4)]] и к сему присоединил еще другое тайноводство: //како могут сия быти//? [[new:in:03:09|(Ин. 3:9)]]. Что же на сие Христос! //Аще земная рекох вам//, отвечал Он, и не веруете: //како, аще реку вам небесная, уверуете//? [[new:in:03:12|(Ин. 3:12)]]. Итак, необходимо повиноваться тому, что говорит Бог. Он ведает путь собственных дел: неисследимо совершаемое Его Художеством; и человеку подобает чтить несомнительною верою то, что превышает ум наш. Должно также знать. что и пророк Иеремия был посылаем в дом скуделничий, чтобы видеть горшечника, занимающегося своим делом. Когда же при этом глина распалась и была переделана в иной сосуд, Бог сказал ему (Иеремии): //еда якоже скуделник сей не возмогу сотворити вас доме Израилев? Се якоже брение скуделника вы есте в руку Моею// [[old:ier:18:06|(Иер. 18:6;]] сн. [[old:is:45:01|Ис.45:1-]][[old:is:45:05|5)]]. А что и мы преобразуемся мысленно в святую и превосходную жизнь, это изъяснит Павел, говорящий: //мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа// [[new:2kor:03:18|(2 Кор. 3:18)]], чрез Которого мы и возрождаемся, имея семя уже не истленное, но посеянное //словом живаго Бога и пребывающа// [[new:1pet:01:23|(1 Пет. 1:23)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и да произрастит Спасителя и да явится правда вместе. Я, Господь, сотворил его** Двояко объясняется это место. Ибо некоторые думают, что это находится в связи с сказанным выше и что при освобождении пленных царем Киром радуются небо и земля, — метонимически (μετωνομιχως), то есть вместо этого те, которые живут на небе и земле. Другие отделяют от предшествующего и полагают, что это особое начало этого отдела и что [здесь] пророчествуется о пришествии Господа, что дается повеление облакам, о которых выше было написано: //повелю облакам не проливать на него дождя// [[old:is:05:06|(Ис. 5:6)]], то есть на виноградник Израилев, и до которых достигла истина Божия, чтобы проливали миру праведное или правду, и чтобы раскрылась земля и произрастила Спасителя. О ней в Псалмах поется: //Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче// [[old:ps:084:12|(Пс. 84:12)]], или по Семидесяти: //земля произрастила вместе милосердие и правду//, чтобы и грешники достигли милосердия и праведные — наград. Следующее же затем: **Я, Господь, сотворил его** или: **Я, Господь, сотворивший тебя** названием твари не соблазнит того, кто читал, что он червь и раб и произошел из земли. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это** //Кропите, небеса..., и облака да проливают правду; да раскроет земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда...// Слова этого стиха представляют из себя благодарственно-хвалебный гимн Богу за будущее избавление Израиля и за дарование ему и всему человечеству новых благодеяний. Небеса, облака и земля - это все знакомые эмблемы универсальной, мировой радости (см. коммент. [[old:is:44:23|Ис. 44:23]]). Несколько труднее определить, что здесь разумеется под "правдой" и "спасением"? В ближайшем, историческом смысле под "спасением", которое приглашается принять земля, очевидно, разумеется самый факт спасения или избавления иудеев от вавилонского плена. Под "правдой" же, сопутствующей этому спасению - торжество Божественной правды, т. е. оправдание или исполнение Божественных планов о всеобщем спасении, прототипом которого является и это спасение иудеев из плена. В более же отдаленном, преобразовательном смысле под "правдой", сходящей с неба на грешную землю, можно разуметь "дар оправдания", т. е. отпущения грехов, соединенного с благодатью Святого Духа; а под "спасением" - следствие такого оправдания, т. е. получение вечного, истинного спасения. //**Толковая Библия.**// [<10>]