[<10>] ====== Толкование на Ис. 45:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного** **«Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее»**. Смотри: так как пророк намерен сказать нечто великое, то он не называет одно имя Господа, хотя и оно достойно и достоверно, но говорит также о силе Его, потому что Он все содержит и всем управляет, и ничто не может противиться власти Его. **«Он, Бог, образовавший землю»**. Смотри: земля не существовала и была сотворена Им после; на это указывают слова: **«образовавший землю и создавший ее».** Здесь сказано, что не только сотворена материя, но также формы и пространство, так как земля была неустроена и невидима, безобразна, бесславна, когда ее окружали и покрывали воды. **«Он, Бог, образовавший землю и создавший ее»**. Ужели Он разделил (только), – как утверждали бесстыжие греки, называя некоторых богов преисподними, а иных небесными? Один, говорит, есть Бог всего мира; сила Его на земле такова, что все видимое свидетельствует о Нем. Недостаточно и этого, но Он таков, что никто не может говорить о Нем достойно и никто не может понимать Его. Акила и Феодотион говорят: //«это говорит Господь, утверждающий небо; Он есть Бог, творящий землю и совершающий ее»//. Необходимо истолковать это. Все, сотворенное Богом, находится не далеко от Него. Он, все держа и всем управляя, как бы постоянно творит и утверждает. 70-т говорят: //«Он сотворил все совершенным и законченным, и Он Сам различил то, что сотворил»//; а другие говорят: //«предуготовил, утвердил»//; по 70-ти: //«различил»//, т.е.: сделал явным сокрытое многими водами. Вначале не было такого отделения, но вода и земля были смешаны. Прогнать массу воды и показать землю сухою – это дело чрезвычайной силы. Мы можем наблюдать это и теперь, когда волнуется море и когда устремление бушующих волн угрожает покрыть всю землю. Однако, показывая угрозу, оно не может осуществить этой угрозы, так как ясно, что Бог таким образом утвердил землю от начала и создал ее не без цели, но для того, чтобы она была обиталищем Его творений. Смотри: само море сделалось достойным того, чтобы веровать Божественному обетованию, что Бог освободит людей и не погубит. **«Не напрасно сотворил ее»**. И в ином месте говорится: //«ужели напрасно Ты создал всех сынов человеческих?»// [[old:ps:088:48|(Пс.88:48)]]. Земля была сотворена ради вас и была приготовлена для вашего обитания, чтобы она питала вас и промышляла о вас. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 18–20 **Зане тако глаголет Господь сотворивый небо, сей Бог показавый землю и сотворивый ю, той раздели ю, не вотще сотвори ю, но на вселение созда ю: аз есмь Господь, и несть ктому. Не отай глаголах, ни в темне месте земли: не рекох племени Иаковлю: суетного взыщите. Аз есмь, Аз есмь Господь глаголяй правду и возвещаяй истину. Соберитеся, и приидите, совещайтеся вкупе спасаемии от язык. Не разумеша воздвижущии древо изваяние свое и молящеся богом, иже не спасают** Предвозвестив пришествие Спасителя всех нас Христа и указав на время спасения, когда все, оставив тьму древнего неведения, придут к свету истинного богопознания, – делает необходимое наставление Иудеям и Эллинам, присовокупляя очевидные признаки, по которым они могут узнать и весьма ясно, что Он есть Бог и Творец всяческих и кроме Него нет никакого бога. Посему говорит: **тако глаголет Господь**, и не просто (так говорит): **Господь** (ибо очень много на небе и на земле таких, которые незаконно получили сие имя), но тот самый, Который по природе и истинно есть то, чем Он называется, и Который вследствие совершенных им дел имеет славу неизмышленную. Ибо, говорит, это – тот самый, Который сотворил небо: сотворить небо, показать землю и основать ее есть величественное доказательство высочайшей славы и всемогущей силы. Ибо Он разделил ее, то есть, некогда сокровенную в бездне, невидимую и неустроенную, Он сделал ее видимою и благоустроенною; потому что Он определил границы ее; ибо Он сказал согласно с словами книг Моисеевых: //да себерется вода в собрание и да явится суша// [[old:gen:01:09|(Быт.1:9)]]. Итак она явилась из под вод и ее, погруженную в воде и бесплодную, поставил особо, наложивши на бездну запоры и затворы и очень хорошо отделивши ее от вод. А что Он привел ее в такое состояние для пользы и нужды, чтобы она не только была видима, но и имела обитателей, конечно, образованных из нее подобно тому, как и небо имеет святых ангелов, – это Он прежде возвестил, сказавши: **не вотще сотвори ю, но на вселение**. Итак для тех, которые ходят по ней, то есть для нас она явилась кораблем и как-бы некоторым домом. Если же она приведена в бытие Им; то справедливость не требует ли сказать, что мы созданы всецело для того, чтоб покланяться Ему одному и признавая Его Родосодетелем всяческих приносить Ему благодарственные песни? Итак **аз есмь и несть ктому**, Ибо если Он есть сотворивый небо и показавый землю и **не вотще соствори ю, но на вселение**; то какой иной бог мыслим кроме Него? Или кто может сравняться с Ним по могуществу и славе? или кто даже может лишь приблизиться к Нему? Не всякое ли естество сотворенного ниже столь великой, все превосходящей славы, могущества и мудрости? Нет никого, (кто бы мог уподобиться Ему). Итак Бог по природе и истинный только один и другой кроме Него совершенно не мыслим. Но может быть кто-нибудь скажет: кто познал цель Его и кто может сказать, хочет ли Он украсить божественною славою и званием кого-либо другого, или только Себя одного? Посему Он отвечает на это и говорит: **не отай глаголах, не в темнем месте земли: не рекох племени Иаковлю, суетнаго взыщите**. Относительно этого, говорит, Я установил законы, говоря им (о них) не в потаенном месте, не стараясь скрывать их, но ясно и торжественно. Ибо Господь сошел на гору Синай в виде огня; там были мрак, вихрь, дым и громкие трубные звуки; а когда Моисей был посредником, весь народ стоял около (горы) и возвещены были законы Богом, недозволяющим Израилю искать чего-либо суетного, то есть идола, или какого либо ложного богопочтения; заповеди прямо запрещают это. Ибо ему сказано: //Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужиши// [[old:vtor:06:13|(Втор. 6:13)]]. //Да небудут тебе бози инии разве Мене. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею// [[old:ish:20:03|(Исх. 20:3,]] [[old:ish:20:04|4)]]. Итак ему сказано: **аз есмь Господь**; а это тоже значит, что Он не однажды, но много раз говорил: **аз есмь Бог и Господь всяческих, глаголяй правду и возвещаяй истинy**. Правдою же, как я думаю, называет закон, потому что закон есть хранитель правды; истинною же называет наставления Христовы; ибо закону присущ образ истины и в тенях сокрыта тайна Христова; потому что о Нем писал Моисей. Итак в том, что он изрекает правду, вместе с ней возвещается и сила истины. Если же истинно то, что закон есть сень; то в нем заключается образ истины. Дракон отступник отвлек живущих на земле от общения с Богом и удаливши их от истинного богопознания поверг их в обман и многобожное заблуждение и введши их в разнообразные пороки, сделал сеть своего лукавства неизбежною и нерасторжимою. Но явился Еммануил и мужественно освободил связанных и претерпел за нас смерть по плоти, //да и чада Божия//, как говорит Евангелист //расточеная себерет во едино// [[new:in:11:52|(Ин. 11:52)]]; ибо что сатана нападающий как жестокий и дикий волк рассеял, то собрал Христос, пастырь добрый, душу свою полагающий за овец. На это самое и намекает, говоря: **себеритеся**, то есть, соединитесь посредством единой веры и единодушия; **себеритеся** к Богу, над всем владычествующему, чрез освящение и правду, **приидите** близко бывшие далеко и еще отделенные чрез грех; потому что о заблуждающихся мы говорим, что они пришли в крайне постыдное и мерзкое расположение души и удалились от Бога, но чрез веру во Христа будут близки к Нему. Посему премудрый Павел тем, которые стремились к этому, сказал: //ныне вы бывшии иногда далече, близ бысте кровию Христовою// [[new:ef:02:13|(Еф. 2:13)]] и опять о Нем: //и пришед благовести мир, вам дальним и ближним// [[new:ef:02:17|(Еф. 2:17)]]. Посему тем, которые были далеки от Бога, чрез святых пророков говорил: приблизьтесь к Богу и приблизится к вам. Итак приидите, говорит, и **совещайтеся вкупе спасаемии от язык**. Совешайтеся говорит вместо: пусть будет совершаемо вами необходимое для обращения к Богу не безрассудно, или неосмотрительно, но с достойным удивления благоразумием. Ибо чрез веру увеличивается знание; если только не подлежит сомнению, что мы сознали безрассудство заблуждения и отвратились от древнего обольщения, то мы избегаем вреда, обратившись к Богу, получивши свет истинного боговедения и вследствие правильного размышления решившись совершать несравненно лучшие дела. **Совещайтеся**, то есть, **будьте благоразумны спасаемии от язык**. Ибо тем, которые исполнены безумия, он как бы повелевает обратиться к благоразумию, к достойному удивления и безукоризненному ведению, при помощи которого можно позвать силу и славу всем управляющего Бога. Но, говорит, **не разумеша** сего, то есть могут быть признаны совершенно безрассудными и исполненными крайнего невежества **воздвижущии древо изваяние свое**. Слово: **воздвижущии**, здесь понимай в смысле: возвышающие, чтоб воздавать подобающую Богу славу ему-сему дереву и притом ими самими изваянному. Потом **молящеся богом, иже не спасают**. Посему бессмысленны и не много не дошли до бесчувственности предметов своего поклонения те, которые покланяются изделиям своего искусства и ищут помощи у бесчувственной материи и присвояют имя Божие тому, что есть произведение их собственного искусства. Итак пусть они выслушают слова Псалмопевца, посмевающегося над ними и вопиющего: //подобии им да будут творящии я, и все надеющиися на ня// [[old:ps:113:16|(Пс.113:16)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 18-25 **Ибо так говорит Господь, творящий небеса, Он, Бог, образующий землю и создающий ее, Он, творец ея: не напрасно Он сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли. Не говорил Я семени Иакова: тщетно ищите Меня. Я Господь, говорящий правду, возвещающий правое. Соберитесь и прийдите и приблизьтесь вместе, спасшиеся из городов: не познали те, которые носят деревянного идола своего, и молятся Богу, который не спасает. Объявите и скажите и посоветуйтесь вместе: кто возвестил это изначала, предсказал это издревле? Не Я ли, Господь? И нет более Бога, кроме Меня. Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Во Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли: ибо Я Бог, и нет иного. Мною самим клянусь, — из уст Моих изойдет слово правды и не возвратится, — что предо Мною преклонится всякое колено и Мною будет клясться всякий язык. Итак в Господе, скажет, Моя правда и власть; к Нему прийдут и устыдятся все, восстававшие против Него. О Господе будет оправдано и прославится все семя Израилево** По призвания Египта, Ефиопии и высоких мужей савейских, чрез что указывается на спасение всех варварских народов и на обращение всего мира к Богу, Бог показывает правду Свою, — что Он — Господь не только иудеев, но и язычников. Ибо Он, творец неба и земли, есть одинаково Бог всех, и не по другой причине создал землю, как для того, чтобы она служила местом жительства для людей и чтобы последние поклонялись своему Творцу и познавали Его, а всех идолов презирали. Ибо и на горе Синае, с самой вершины ея, он так сказал в слух народа: //да не будут тебе бози чти разве Мене,// и:// не сотвори себе кумира// [[old:ish:20:03|(Исх. 20:3-4)]]. Но лучше признать это за сказанное о проповеди апостольской, потому что Моисей говорил это только одному народу в сокрытой пустыне, а звук апостолов прошел по всей вселенной и слова их достигли до пределов земли [[old:ps:018:start|(Пс. 18)]]. **Я не говорил, **говорит,** семени Иакова: тщетно ищите Меня**: ибо Я обещал им царство небесное и сначала им говорил: //несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Исраилева// [[new:mf:15:24|(Мф. 15:24)]]. И Я для того говорил правду и возвещал правое или истину, чтобы, оставив образы и обряды закона, последовали истине Евангелия. Но так как они не восхотели веровать и признали себя недостойными спасения; то Я говорю язычникам: соберитесь из всего мира и прийдите и приблизьтесь ко Мне вместе, спасшиеся из народов. Этим Он показывает, что не тотчас уверуют все народы, но постепенно и по частям. Наконец обличает оставшихся при прежнем заблуждении, говоря: **не познали те, которые носят деревянного идола своего, и молятся Богу, который не спасает**. Смысл же следующий: вы не уразумели слов Моих, отягченные бременем своих идолов и надеясь на тех, в коих нет никакого спасения. По этому апостолам заповедуется во время и не во время возвещать истину [[new:2tim:04:start|(2 Тим. 4)]] и принимать решения относительно спасения язычников. Это, то есть чтобы собрались и пришли весьма многие, спасшиеся из народов, Бог говорил изначала и возвещали уста всех пророков, изрекавших словом того Господа, кроме которого нет никакого иного. Ибо Сын есть Бог не вне Его, но в Нем. И прекрасно присоединяет: **Бог праведный**, — не одного народа, но всего мира, которому говорит: **обратитесь ко Мне, и будете спасены, все концы земли**, по исполнении того, что Отец обещал Сыну: //проси от Мене, и дам Ти языки, достояние, Твое и одержание Твое концы земли// [[old:ps:002:08|(Пс. 2:8)]]. И клянется Самим Собою, что решение уст Его и слово, которое Он раз изрек относительно спасения народов, не будет недействительным, но на деле исполнится обещание Его, который выше говорит: **обратитесь ко Мне, и будете спасены, все концы земли**. Клянется же по апостолу [[new:evr:06:start|(Евр. 6)]] для того, чтобы чрез два неизменных предмета, относительно которых невозможно солгать Богу, мы имели твердое утешение; Он клянется и относительно того, что, по оставлении идолов, пред Ним преклонится всякое колено, небесных, земных и преисподних [[new:fil:02:start|(Флп. 2)]], и что Им будет **клясться всякий язык** смертных. Этим ясно указывается на народ христианский. Ибо это обычай церкви — преклонять колено пред Христом: иудеи совсем не делают этого, обнаруживая высокомерие духа. Но и всякий язык всех варварских народов, не в синагогах, а в церквах Христовых будет исповедовать Бога. Всякий же язык, исповедующий Христа, будет говорить о Господе и скажет: **моя правда и моя власть**, а не народа иудейского. К Нему придут все народы, и устыдятся восстававшие прежде против Его Евангелия, и будет оправдано и прославится все семя Израилево, — тех, проповедь и весьма обильная жатва которых во всем мире принесла весьма богатые плоды. Или по Семидесяти, всякий язык, клянущийся Богом и исповедующий Его, скажет, что правда и слава всего мира приходит к Нему, и устыдятся иудеи, отделяющиеся от Него. Произшедшие же от племени сыновей Израилевых и родившиеся от семени апостолов и уверовавшие во Христа будут иметь правду и славу вечную. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-19 **Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: "напрасно ищете Меня". Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину** //Ибо так говорит Господь... Не тайно Я говорил... не говорил Я племени Иакова: напрасно ищете Меня. Я Господь, изрекающий правду...// Слова этих двух стихов, с одной стороны, являются обычной у пророка Исаии заключительной клятвой к пророчеству о судьбе Израиля, а с другой - служат как бы торжественным вступлением или переходом к следующему пророчеству - о призвании к Богу язычников. Ссылка на историю мироздания, помимо удостоверения Творческой Премудрости и силы, имеет здесь и значение некоторой аналогии: как некогда Господь Своей творческой силой привел в порядок материальной хаос первозданного мира, так теперь Он собирается упорядочить духовный хаос различных религиозных верований человечества, приводя их к единству истинного Богопознания. Гебраисты, между прочим, обращают внимание на не совсем точный перевод слов: //не напрасно сотворил ее//, которые возможно правильно должны быть переданы: //не оставил ее более //(или далее)// пустой.// В таком виде вся эта фраза, в особенности ее последнее выражение - tohu, - получает самое близкое отношение к 1 гл. кн. Бытия и, следовательно, свидетельствует об ее допленном происхождении. //Не тайно Я говорил, не в темном месте земли...// Господь ясно и во всеуслышание возвещал Свою волю и весь ход Своего Божественного домостроительства о спасении человечества народу израильскому, а чрез него и всему роду человеческому ([[old:vtor:30:11|Втор. 30:11-20]] и др.). Он никогда не говорил тайно [[old:is:48:16|(Ис. 48:16)]], и в скрытом месте, но всегда при многих свидетелях [[old:is:43:10|(Ис. 43:10,]] [[old:is:44:08|44:8]]; ср. [[new:in:18:20|Ин. 18:20)]]. В этом отношении слово истинного Бога представляет теперь противоположность с изречениями ложных богов: известно, что пифии, сивиллы и жрецы языческие часто передавали откровения своих богов или в пещерах (дельфийский оракул, теперь Трофония ; [дельфийский оракул и Трофония - не одно и тоже. См. сноски. //Прим. ред.//] или в подземельях храма (Юпитера Капитолийского и др.). //**Толковая Библия.**// [<10>]