[<10>] ====== Толкование на Ис. 45:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает** Подобно тому, как тот, кто намерен освободить виновных из уз, прежде их увещевает и приводит им на память прежние преступления, чтобы для освобожденных избавление не послужило причиною к совершению новых пороков, – устрашает и угрожает, не наказание этим налагая, но напротив, заботясь о том, чтобы они не возвращались к прежним нравам, – так и Бог, имевший освободить их из плена, призывает и приглашает их пред Свое судилище. Ужели Я склонял вас, говорит, почитать идолов? **«Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов»**: Я призываю всех вместе; если кто осмелится, то пусть явно обличит Меня; Я возвещаю пред всеми, чтобы вы, собравшись, взаимно утешали себя и думали, что вы освобождены от язык. **«Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает»**. **"Невежды"**, – так как они пребывали все еще во мраке и были совершенно ослеплены. Он обличает их самым делом, потому что они по самой природе не могут двигаться. Почему такая смерть, почему такая тяжесть? Он высказывает два положения: они (идолы) изображения и подобия людей; Я не подобен им. Будучи деревом, они, имея подобие людей, пусть же помогут вам, если только они могут помогать. Потому пророк говорит с насмешкой: **«молятся богу, который не спасает»**. Хотя предсказание есть, по-видимому, малое дело, однако Богу свойственно не только предсказывать, но также и учить путям, которыми мы должны стремиться к тому, что предсказано. Я же не требую этого от них, но только того, чтобы они возвестили; Я или лгу, или говорю истину. Придите сюда, чтобы научиться там, где их почитают; может быть, они возвестят что-либо. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает** См. Толкование на [[old:is:45:18#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 45:18]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает** См. Толкование на [[old:is:45:18#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 45:18]] ===== Лопухин А.П. ===== **Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает** С 20-25 ст., т. е., до конца главы, идет уже прямое обращение к язычникам, с целью призвания их к истинному Богу. По общему своему содержанию и даже по отдельным выражениям он очень родственен тем многочисленным местам кн. пророка Исаии, в которых излагается суд Божий над языческими народами, обыкновенно заканчивающийся признанием их вины, но вместе и прощением ее и обращением их к Богу (ср. [[old:is:24:01|Ис. 24:1-23;]] [[old:is:26:20|26:20-21;]] [[old:is:27:01|27:1-7;]][[old:is:30:27| 30:27-33;]] [[old:is:23:01|23:1-10;]] [[old:is:40:24|40:24;]] [[old:is:41:11|41:11-12,]] [[old:is:41:25|25;]] [[old:is:43:13|43:13-15]] и пр.). //Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов...// Обращение это тождественно по смыслу с подобными же раннейшими [[old:is:41:01|(Ис. 41:1]] и [[old:is:43:09|43:9)]]. Нового здесь только то, что оно направлено не ко всем язычникам, а к "уцелевшим" из них, очевидно, к уцелевшим до будущего пророчественного момента - пришествия Мессии. "Пророчество видит то время, когда уже сокрушены растленные монархии Семито-Кушитов и когда с ними вместе пала и растлевающая религиозная система, обратившая людей в существа с исключительно животными инстинктами. Уцелевшие народы, суть те, которые промыслом Божиим подверглись воздействию живущих среди них [[old:4ts:17:06|(4 Цар. 17:6;]] [[old:4ts:24:15|24:15-16)]] пленных израильтян, которые в свою очередь отрезвились в плену и никогда больше не возвращались к идолопоклонству" (Властов, V, 231). //Невежды те, которые носят деревянного своего идола... который не спасет...// Обличение идолопоклонства, близко напоминающее сказанное по этому поводу выше [[old:is:40:18|(Ис. 40:18-20;]][[old:is:41:07| 41:7]] и [[old:is:44:09|44:9)]]. О том, что ассиро-вавилонские язычники устраивали торжественные религиозные процессии с перенесением различных иноземных богов, свидетельствуют древние рисунки на современных раскопках, описанные еще Лейярдом и Раулинсоном (The pulp. Commentary - 177). //**Толковая Библия.**// [<10>]