[<10>] ====== Толкование на Ис. 45:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня** **«Приблизьтесь все, уцелевшие из народов»**. Что означает это слово: **"все"**? Некоторые вместе с вами из язычников придут, чтобы познать Бога истинного. **«Кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это?»**. Смотри предвидение: Я не только сказал, но также совершил услышанное всеми. **«Наперед сказал это»**. Таким образом, хотя они забывают, однако, они услышат вместе с вами. **«Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня»**: кроме Меня нет спасителя, и Я не напрасно требую царства, но потому, что нет иного праведника, кроме Меня; никто кроме Меня не может быть Богом и Спасителем, кто бы был и справедливым к мучимым, и вместе с тем дивным спасителем. Может случиться, что иной является праведным относительно виновных, но он не может быть спасителем. Для примера: иной царь может произносить справедливый приговор, но он, однако не может делать невредимым, и по справедливому решению подвергаются смерти весьма многие. У Меня же нет ничего подобного, но Я вместе справедлив и спаситель. Справедливое решение не препятствует Мне спасать; желание спасти виновных нисколько не вредит справедливому суду. Наказание же с правдою есть великое спасение для виновных, подобно тому, как в теле излечение какой-либо раны служит исцелением всего тела. Что дело обстоит таким образом, я тебе покажу это. Скажи: что составляет благо – наказывать по правде, или по неправде? Но я не говорю так, а утверждаю даже противное, потому что освобождающий праведного не щадит наказаний, но полагает конец грехам. Разве Павел не был богохульником, когда он говорит: //«Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение»// [[new:1tim:01:12|(1Тим.1:12–16)]]. Итак, что же? Видишь ли, праведный Бог ограничивает Себя самого? Он более и более обличает себя, чтобы ни в чем не обличил его Cудия. Нигде, кажется, Бог не говорил и не обличал таким образом, но Он желает, чтобы грешник обличал сам себя. Никто не возвещает о грехах, если он прежде не обличит своей злобы. Освободил ли Он его, или нет? //«Я пришел не судить мир, но спасти мир»// [[new:in:12:47|(Ин.12:47)]]. Не таков ли был разбойник? Однако Праведный и Спаситель освободил его. Кого же Он не спас? Праведных по законам, которые не пожелали этого. Он произносит одинаковое решение относительно праведных и грешных вместе, так как говорится: //«все согрешили и лишены славы Божией»// [[new:rim:03:23|(Римл.3:23)]], каковыми словами показывается, что относительно праведности Божией даже и праведники суть грешники. Спасение же имеет место не только в этом мире, но гораздо более – после смерти, когда необходимо совершенное спасение. //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- //"Я первый//, – говорит, –// и Я последний»//; и прибавляет **«и кроме Меня нет Бога»**. Смотрите, как Он выражает, что Его естество единственное, не имеющее ни­чего общего с другим отдельным от Него естеством. Так говорит Бог: **«Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога»**. **//Беседа на слова: какой властью Ты это делаешь?//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 21-25 **Аще возвестят, да приближатся, да уведят вкупе, кто слышана сотвори сия исперва? Тогда возвестися вам: Аз Бог, и несть иного разве Мене, праведен и спаситель, несть кроме Мене. Обратитеся ко Мне и спасетеся, иже от края земнаго: Аз есмь Бог, и несть иного. Кленуся Мною самим, аще не изыдет изо уст Моих правда, словеса Моя не возвратятся: яко Мне поклонится всяко колено, и исповестся всяк язык Богови, глаголя: правда и слава к Нему приидет: и посрамятся вси отлучающиися от Господа, оправдятся, и о Бозе прославится все семя сынов Израилевых** Злобные демоны, расставляющие пагубные и разнообразные сети жителям земли и ископывающие для них рвы погибели, нечестиво похищающие славу божества и присвояющие ее себе самим, с величайшею дерзостью старались утвердить притоны своего обмана. Показывая вид, что они знают будущее и могут возвестить его тем, кои желают узнать его, они с удобством постоянно уловляли их. Посему повсюду по странам и городам были прорицалища, лжепророчества, предвещания и множество обманщиков, говорящих, по написанному, от своего сердца, прорицатели, вызыватели мертвецов, извлекающие звуки из земли, чревовещатели и гадатели на муке и словом: подсолнечная наполнилась лжецами и обманщиками. Итак у них не было никакого истинного знания будущего; но только ложь, хитрость, обман, коварство, и ничего более. Посему Бог всяческих говорит: **аще возвестят, да приближатся, да уведят вкупе**: ибо если, говорит, они могут возвестить, то пусть приблизятся, дабы узнать, могут ли они, собранные все вместе возвестить что-нибудь прямо; потому что, как я сказал, в очень многих местах у них были особые оракулы. Но иные заблуждались иначе и почитали говорящих ложь нечистых демонов. Если же, говорит, они истинно могут предвозвестить, то собравшись все вместе пусть узнают что-нибудь будущее. **Кто слышана сотвори сия исперва**. Ибо кто из суеверов, или из находящихся у них пророков, или занимающихся гаданием узнал когда-нибудь и возвестил, что в определенное время воссияет миру Христос и что исчезнет мрак заблуждения и рассеется тьма лжеименного знания и живущим на земле воссияет Христос, как духовная денница, как свет и день, как солнце правды. Но, говорит, ни демоны, показывающие вид, что они знают будущее, ни служители их лжи не возвестили сего исперва. Ибо никто из эллинских поэтов и прозаиков не помышлял о столь славных событиях. Итак **кто слышана сотвори сия исперва: тогда** даже **возвестися вам**, то есть, исперва. Возвещено же не другим кем, но именно Мною, Который знает все и предвозвестил прежде, нежели совершилось это; ибо Я говорил вам о сем чрез Моисея и святых пророков, которые передавали слова Мои вам. Итак, говорит, **аз Бог, и несть иного разве Мене**. Праведен и Спаситель a демоны несправедливы и злобны и губители и любят кровь и низвергают в погибель жителей земли; Бог же всяческих праведен и Спаситель, помогает притесняемым, освобождает от уз плененных и связанных греховными цепями, просвещает находящихся во тьме, укрепляет слабых, поднимает лежащих и обращает заблуждающихся. Посему, говорит, **обратитеся ко мне, и спасетеся, иже от края земного**. Из сих слов ясно можно видеть величие благодати Христовой, простирающейся на всех жителей земли; ибо благодать и спасение, бывшие чрез Моисея малообемлющи, простираются на один народ Израильский, благодать же Христова широка и простирается до пределов земли; потому что чрез веру в Него во спасение и жизнь уловлена вся земля. После того как уничтожено было ложное богослужение, надлежало истине выступить на средину, и после того как прогнана была тьма, надлежало облистать свету. Посему весьма уместно, после сего полезного и плодотворного наставления, он выставляет на вид славу свою; ибо **аз есмь Бог**, говорит, **и несть иного**. Потом предвозвещает величие того, что имеет совершиться чрез Христа, уверяя клятвою, что предвозвещаемая чрез Него правда, то есть чрез веру во Христа, дарованная всем живущим на земле, и слова Его, очевидно, евангельская и спасительная проповедь, повсюду и непременно воссияют в определенное время. На это именно, думаю, и указывает (изречение): **не возвратятся**. Ибо если обещает Бог и говорит, что непременно будет что-нибудь; то кто может воспрепятствовать исполнению этого? Посему клянется Собою; ибо //человецы большим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть// [[new:evr:06:16|(Евр. 6:16)]], Бог же, превысший всего и возвышающийся над всем несравненным превосходством, клянется Собою; ибо Он, как я сказал, будучи Существом высшим всего и особенным по природе и славе, не мог клясться чем-либо другим. Что же было возвещено? Спасение и обращение (к Богу) всех живущих на земле народов: **мне поклонится**, говорит, **всяко колено, и исповестся** (будет клясться) **всяк язык Богови**; ибо под выражением: **поклонится Богови колено** и для всех клятвою будет Его имя, что иное можно разуметь, кроме обращения всех (к Богу) и познания Его и обнаружения близости к Нему? Ибо те, которые обращаются всецело к Богу, совершенно удаляются и от преклонения колена нечистым духам, и от именования их богами; потому что никем другим не будут клясться, кроме Бога; но познавши единого истинного и по природе Бога, под его ярмо подклоняют выю свою и преклоняют колено, совершая моления и когда решатся произнесть законную клятву, то будут вспоминать Его только одного, говоря: всякая **правда** и всякая //слава к Нему приидут//, то есть, подобает Ему одному; ибо все самые лучшие дела и все, что можно при посредстве слова совершить во славу Божию, все это мы должны приписывать Ему одному. Сказанное (здесь) истинно в том и другом отношении, и не может быть ложным божественное слово; ибо людей, желающих удаляться от общения, конечно духовного, с Богом, всегда неизбежно постигает позор, тогда как те, которые любят Его от искреннего сердца, прославляются в Нем и приобретают известность справедливостью. А таковы суть совсем не Израиль по плоти, напротив семя сынов Израилевых. Стараясь же сделать более ясным смысл предложенного места, мы говорим следующее. Ибо на земле воссияло единородное Слово Бога, в подобном нашему виде или ставши плотью, как говорит Писание. Оно пришло, проповедуя пленникам освобождение и слепым прозрение, отпуская измученных на свободу и исцеляя сокрушенных сердцем и провозглашая //лето Господне благоприятное// [[new:lk:04:18|(Лк. 4:18,]] [[new:lk:04:19|19)]]. Хотя Иудеям, как имевшим в законе детоводителя и в святых пророках тайноводителей и надлежало принять веру в Него; но они не сделали сего; напротив они как бы отбежали от Него и исполнились позора, нося в себе неизгладимый грех, постыждающий их. Посему истинно, что //посрамятся вси отлучающиися// от **Господа**; ибо они слышали слова Его: //аминь аминь глаголю вам: аще не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших// [[new:in:08:24|(Ин. 8:24)]]. А те которые, признали явление Его, оправдались верою, стяжали великую и нескончаемую славу, оказавшись причастниками Святого Духа, обогатившись славным достоинством сыноположения; //ибо даде им область чадом Божиим быти// [[new:in:01:12|(Ин. 1:12)]]; сверх сего имея всякого приятия достойную и непостыдную надежду, они унаследуют небесное царство. Они-то и могут быть подразумеваемы под семенем сынов Израилевых. Мы говорим, что сынами Израилевыми в сих словах называются святые апостолы и евангелисты, потому что они по плоти были из Иудеев, сынами же их – те, которые чрез них призваны были к познанию Христа. Посему божественный Павел уверовавшим чрез Него сказал: //аще бо и многи пестуны имате о Господе, но не многи отцы: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих// [[new:1kor:04:15|(1 Кор. 4:15)]]. Но и во многих иных местах мы находим, что чадами святых апостолов называют они и других, уловленных ими самими ко спасению во Христе. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня** См. Толкование на [[old:is:45:18#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 45:18]] ===== Лопухин А.П. ===== **Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня** //Кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это?// Вопрос также хорошо знакомый по предыдущему [[old:is:41:26|(Ис. 41:26]]; [[old:is:43:09|43:9]]; [[old:is:44:07|44:7)]]. То же должно сказать и про ответ на него [[old:is:41:04|(Ис. 41:4]], [[old:is:41:27|27]]; [[old:is:42:21|42:21]]; [[old:is:43:10|43:10-12]]; [[old:is:44:06|44:6-8)]]. Очевидно, речь идет опять же, главным образом, про поразительную ясность и удивительную точность пророчества о Кире, которое за 150 л. до его рождения не могло быть дано никем иным, кроме Всеведущего и Всемогущего. Но поскольку пророчество о Кире стоит в связи с пророчеством об обращении язычников, здесь не исключается речь и о последнем. //**Толковая Библия.**// [<10>]