[<10>] ====== Толкование на Ис. 46:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды** Акила говорит: //«крепкие сердцем»//: Симмах: //«жестокие сердцем»//, – что говорит и Стефан в своей речи пред ними. **«Далекие от правды»**. Смотри, как велик вред, когда кто-либо отступает от праведности; следовать за правдою – это начало доброй жизни, а порочность делает людей бесчувственными и глупыми. Вы не только отступили, но и удалились от праведности. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 12-13 **Послушайте мене, погубльшии сердце, сущии далече от правды: приближих правду Мою, и не удалится, и спасение, еже от Мене, не умедлю: дах в Сионе спасение Израилю во прославление** Бог опять возвещает им спасение и не позволяет им прийти в отчаяние, чтоб они, отягченные безмерной печалью, не утратили надежды на то, что они могут спастись, лишь бы решились раскается. Итак заблуждающиеся- бессмысленны и слово о них истинно. Ибо каким соображением руководствуясь они устрояют тех (богов), которым покланяются, воздавая божеские почести деревам и камням, и просят у них спасения? Но и в этом случае Бог долготерпит, и даже чувствует сострадание к заблудившимся, и милует падших, и благими обещаниями приводит в разум и повелевает отрезвиться, и тем, которые далеко отступили от правды, то есть, от Бога, повелевает прийти к Нему. Но кажется, с обетованиями о спасении части людей соединяет указание на спасение вселенское и всеобщее. Он спас из земли Халдейской тех, которые уведены были в нее в качестве военнопленных; и это, думаю, можно назвать частною помощью; всеобщая же помощь чрез Христа, которую оказать в непродолжительном времени и обетовано древним: ибо **приближих**, говорит, **правду Мою и спасение, еже от Мене, не умедлю**. Это, говорит, подобно изречению: еще мало, //идый приидет, и не умедлит// [[old:avm:02:03|(Авм. 2:3)]]; дано же **в Сионе спасение Израилю в прославление**. Сион же в сих словах разумеет духовный, то есть, Церковь Христову, в которой спасение Его в славе получаем мы все, принадлежащие к духовному Израилю. Ибо как Иудей не тот только, кто по плоти Иудей, но и всякий удостоившийся обрезания в духе; так и Израилем называются не те только, которые произошли от крови Израиля, но и те, которые приобрели ум, устремленный к Богу, и которые причислены к чадам Авраама и по обетованию. Их-то мы и называем истиннейшим Израилем. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 12-13 **Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды. Я приблизил правду Мою: она не будет далекою и спасение Мое не замедлит: Я дам в Сионе спасение и в Израиле славу Мою** Тех, коим выше сказал: //послушайте Меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева//, и опять: //возвратитесь, отступники, к сердцу//, также и теперь называет за неверие, по еврейскому тексту, жестокосердыми, а по Семидесяти - погубившими сердце и ум. Следуя этому и ученейший муж и достойный имени своего мученик Стефан говорил в собрании иудеев: //жестоковыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы, вы пресно Духу Святому противитеся, якоже отцы ваши// [[new:act:07:31|(Деян. 7:31)]]. Таким образом они далеки от правды Божией, потому что не уверовали в нее, которую Бог по Своей милости приблизил и послал на землю, и не хочет замедлять и удалять ее. Ибо Он дал Сиону спасение Свое и Израилю славу Свою. Это сказано о предречении будущего и о пришествии Господа Спасителя. Но, применительно к историческому пониманию, дается Сиону спасение и Израилю слава потому, что Бог приблизил правду Свою, призвав от востока птицу и из дальней земли исполнителя воли Своей, который отмстит за несправедливости, нанесенные Израилю и разрушенному Иерусалиму и, победив мидян и персов, истребит Вавилон и халдеев, как свидетельствуют последующие слова пророка. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды** В двух последних стихах данной главы дано заключительное обращение к людям, окончательно огрубевшим, до слуха которых доступ пророческому слову особенно затруднителен, почему он и подходит к ним лишь в конце всего, после двух предшествовавших обращений, сначала к "остатку" (implicite - лучшей части) дома Израилева (3 ст.), затем к "отступникам", т. е. хотя и большей, но худшей его части (8 ст.). //Жестокие сердцем, далекие от правды..//. Хотя под "жестокими сердцем" Священное Писание обыкновенно разумеет весь "жестоковыйный" Израиль, не уверовавший в Мессию, несмотря на все данные ему благодеяния и чудеса [[old:iez:02:06|(Иез. 2:6]]; [[old:iez:03:07|3:7]]; [[old:is:50:02|Ис. 50:2]]; [[old:is:45:02|45:2)]], однако, по ходу мыслей автора, в данном случае мы должны видеть не весь Израиль, а его наиболее безнадежную часть. В обличительно-увещательной речи пророка есть своя градация и это - высший и последний член данной градации, т. е. не обыкновенные иудеи, а наиболее закоренелые из них, //в частности,// напр., их книжники и первосвященники, которые и сами не входят в Царство Небесное и других, хотящих войти в него, не пускают[[new:mf:23:13| (Мф. 23:13)]]. Они названы также еще и далекими от "правды"; под "правдой" же, на языке Библии, обычно разумеется Тот, Кто сказал впоследствии о Себе:// "Аз есмь путь, истина и живот"// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]], Его решения, Его праведные суды. Более частный смысл этой "правды" раскрывается в следующем стихе. //**Толковая Библия.**// [<10>]